Формирование стратегических зон хозяйствования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание

В условиях нестабильности и непредсказуемости внешней среды, проявляющихся в увеличении числа появления неожиданных событий, внезапных изменений, повышении темпов происходящих изменений, действия руководства имеют большое значение. Особенно важно уметь прогнозировать перспективы развития компании в целом, определенных событий во внешней среде, уметь адекватно оценить деятельность компании и на основе данной оценке сформировать сценарий функционирования предприятия на рынке, скоординировать действия всех отделов компании для достижения поставленных задач и целей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования предприятия…………………………………………………………………………….5
Прогнозирование развития предприятия……………………………….10
Методы портфельного анализа………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………...……....24

Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 802.50 Кб (Скачать документ)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

филиал  в Липецке 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по  стратегическому  менеджменту на тему: 

«Формирование стратегических зон  хозяйствования организации» 
 
 

                    Исполнитель:

Богданчикова  С. Ю.

                                                          Специальность:                            МО

                                                            N зачетной книжки      07ММБ02302

                     Руководитель:

доц. Некрасова Е. А.

                      Место работы:

                                                                     МУ Городская детская больница №2

                                  Должность: бухгалтер 
 
 

Липецк-2011

     Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

  1. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования предприятия…………………………………………………………………………….5
  2. Прогнозирование развития предприятия……………………………….10
  3. Методы портфельного анализа………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………...……....24

Список  литературы…………………………………………………………..26 

 

      Введение

  Стратегическое  управление – это такое управление организации, которое опирается  на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит современные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

  В условиях нестабильности и непредсказуемости внешней среды, проявляющихся в увеличении числа появления неожиданных событий, внезапных изменений, повышении темпов происходящих изменений, действия руководства имеют большое значение. Особенно важно уметь прогнозировать перспективы развития компании в целом, определенных событий во внешней среде, уметь адекватно оценить деятельность компании и на основе данной оценке сформировать сценарий функционирования предприятия на рынке, скоординировать действия всех отделов компании для достижения поставленных задач и целей.

  Одним из важных и часто используемых инструментов стратегического управления компании можно назвать сегментацию внешней среды. Основной целью сегментации является прогнозирование параметров и факторов рынка, с помощью которых в дальнейшем можно разрабатывать стратегию собственного предприятия.

  Для сегментации внешней среды используют такой инструмент, как выделение стратегических зон хозяйствования (далее СЗХ). 

  Управление стратегическими зонами хозяйствования ориентировано, прежде всего, на достижение поставленных целей и задач компании: увеличение объемов выручки от реализации продукции, обеспечение роста компании и увеличение масштабов деятельности и др. 

  Таким образом, главной целью управления стратегическими зонами хозяйствования является достижение стабильного и устойчивого к внешним негативным факторам среды, основой достижения чего является разработанная эффективная структура стратегической зоны хозяйствования, позволяющая компании использовать по максимуму свои сильные стороны и возможности. 

  СЗХ (Strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых  стратегически важных элементов, общих  для всех зон. Такие элементы могут  включать частично совпадающий ряд  конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности.

  Управленческое  значение концепции СЗХ состоит  в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.

  ЗАО “Diamand” производит компьютерное оборудование для различных пользователей и решения различных задач. Вся продукция ЗАО “Diamand” рекомендована до использования Министерством образования Украины, имеет сертификат соответствия Держстандарту у Системі УкрСЕПРО и гигиенический вывод органов санитарно-эпидемиологичного надзора.

     1. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования.

     Разработка  стратегии маркетинга начинается с  изучения той внешней среды, в  которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Для начала этой работы необходимо точно определить рынок или отдельный сегмент рынка, на который планируется выход, а в пределах установленного рыночного пространства выделить ту его долю, в пределах которой будет осуществляться маркетинговая деятельность. Такая область деятельности предприятия в пределах определенного целевого рынка или отдельного сегмента называется стратегической зоной хозяйствования (СЗХ).

     Выделим стратегические зоны хозяйствования для  нашего предприятия “Diamand”, которое выпускает такую номенклатуру продукции:

     1 Компьютеры для студентов;

     2 Массовые компьютеры для начинающих  домашних пользователей и обычной  офисной работы”;

     3 Компьютеры для офисной работы  с более сложными требованиями;

     4 Компьютеры для профессионалов.

     Предприятие в данной работе провело сегментацию  по продуктово-географическим принципам и выделило такие СЗХ:

     По  первой номенклатуре продукции:

    1. Рынок Украины;
    2. Рынок Белоруссии;
    3. Рынок России;
    4. Рынок Молдавии.

     Для второй номенклатуры продукции:

     2.1 Рынок Украины;

     2.2 Рынок России;

     2.3 Рынок Молдавии.

     Для третьей номенклатуры:

     3.1 Рынок Украины;

     3.2 Рынок России;

     3.3 Рынок Белоруссии.

     Для четвертой номенклатуры продукции:

     4.1 Рынок Украины;

     4.2 Рынок России;

     4.3 Рынок Белоруссии.

     Первый  этап разработки стратегии маркетинга состоит в определении составляющих СЗХ, перспективных с точки зрения будущего развития предприятия. Анализ этих зон первоначально осуществляется без взаимоувязки с текущей деятельностью.

     Цель  анализа СЗХ состоит в оценке перспектив развития с точки зрения масштабов роста, стабильности, емкости рынка, перспектив технологии, нормы прибыли. Среди множества переменных, описывающих состояние внешнего окружения, для анализа СЗХ необходимо использовать следующие параметры:

  1. Перспективы роста. При этом используются такие показатели, как темпы роста соответствующего сектора экономики; прирост численности потребителей данного сектора в составе народонаселения; динамика географического расширения рынков; степень устаревания продукции; степень обновления продукции; степень обновления технологии; уровень насыщения спроса; государственное регулирование роста; неблагоприятные факторы для роста рентабельности; благоприятные факторы для роста рентабельности.

     Предоставление  потребителям качественной продукции, которая во многом удовлетворяет вкусы покупателей, является постоянной, несмотря на сезонные колебания или на конкурентные преимущества конкурентов. В перспективе будет наблюдаться рост численности потребителей этих услуг, так как предприятие планирует выход на рынки стран Европы. Вследствие ухудшения экономической ситуации в Украине небольшое повышение цен на продукцию может привести к отказу некоторых потребителей от покупки этих товаров из-за недостатка средств. Спрос на продукцию ЗАО “Diamand” постоянный, так как предприятие постоянно следит за изменением потребностей потребителей и также своевременно приобретает современное оборудование и дополнительные производственные площади для более эффективного удовлетворения потребностей потребителей и выпуска усовершенствованной продукции. Неблагоприятным фактором для роста рентабельности является экономический кризис, когда доходы населения снижаются; а благоприятным фактором является экономический рост, повышение доходов населения.

  1. Перспективы рентабельности. Эта характеристика описывается следующими показателями: среднеотраслевой уровень рентабельности; затраты, необходимые для выхода на товарный рынок; продолжительность жизненных циклов продуктов; время, необходимое для разработки новой продукции; ожидаемая рентабельность предприятия.

     При наличии благоприятных факторов рентабельность увеличивается. При постоянном спросе, затраты, связанные с выходом на новые рынки, окупаются, так как они окупаются.

  1. Ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определенность и могут изменяться, может определяться следующими показателями: колебания рентабельности; колебания цен; характеристика и стабильность структуры рынка.

     Перспективы могут терять определенность и могут  изменяться при влиянии таких факторов, как колебание объемов продаж и колебание цен.

  1. Главные факторы успешной конкуренции на рынке. Для анализа этой группы параметров используются следующие данные: государственное регулирование конкуренции; государственное регулирование производства товаров и услуг; агрессивность ведущих конкурентов; конкуренция зарубежных фирм; интенсивность торговой рекламы; сравнительные оценки потенциальных факторов успеха предприятия в отношении к ведущим конкурентам по таким показателям, как финансовая мощь, рыночная позиция (доля на рынке, сбытовая сеть, сеть послепродажного обслуживания), производственные возможности (технология, мощности по отношению к рыночной доле, доступность сырья, материалов, модели продукции), система управления.

     Процесс анализа различных комбинаций факторов 1-4 представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу, и поэтому предусматривает определенный порядок последовательной формализации этой деятельности. Конечная цель этого анализа заключается в том, чтобы из множества вероятных стратегических зон хозяйствования выбрать наиболее перспективные с точки зрения целей и возможностей предприятия.

     После того как определены основные СЗХ, в  структуре управления предприятия  формируются стратегические хозяйственные  подразделения (СХП). СХП — это  самостоятельные структурные подразделения, которые осуществляют стратегию  и программу маркетинга в пределах данной стратегической зоны хозяйствования и несут всю полноту ответственности за результаты маркетинговой деятельности. Каждое СХП обладает следующими общими характеристиками: собственная стратегия маркетинга; точный целевой рынок; собственные ресурсы; четко обозначенные конкуренты; отличительные преимущества в конкуренции.

     Концепция СХП позволяет определить хозяйственные  подразделения, которые имеют наибольший потенциал по доходам и представляют необходимые ресурсы для их эффективного роста. Деятельность СХП, которые не достигли поставленных целей, постоянно контролируется, анализируется и в случае необходимости принимается решение об их расформировании или продаже.

     Размеры, структура и количество СХП зависят  от целей и задач деятельности предприятия, его ресурсов, а также снятия управления и готовности высшего руководства к делегированию полномочий и развитию самостоятельности структурных подразделений.

Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации