Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 22:52, курсовая работа
В условиях нестабильности и непредсказуемости внешней среды, проявляющихся в увеличении числа появления неожиданных событий, внезапных изменений, повышении темпов происходящих изменений, действия руководства имеют большое значение. Особенно важно уметь прогнозировать перспективы развития компании в целом, определенных событий во внешней среде, уметь адекватно оценить деятельность компании и на основе данной оценке сформировать сценарий функционирования предприятия на рынке, скоординировать действия всех отделов компании для достижения поставленных задач и целей.
Введение………………………………………………………………………3
Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования предприятия…………………………………………………………………………….5
Прогнозирование развития предприятия……………………………….10
Методы портфельного анализа………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………...……....24
Список литературы…………………………………………………………..
Следующим этапом разработки стратегии маркетинга является оценка привлекательности каждой из выбранных СЗХ предприятия. Процедура проведения оценки привлекательности СЗХ представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Процедура оценки привлекательности стратегической зоны хозяйствования
Для
прогнозирования вероятного составления
рынка могут использоваться различные
методы. Наибольшее распространение в
практике маркетинга получили методы
сценариев (сценарием называется формализованное
описание наиболее вероятной последовательности
взаимосвязанных событий и их последствий,
которые отражают реализацию определенной
программы или стратегии) будущего развития
и метод «Дельфи».
2. Прогнозирование развития предприятия.
Теоретическим обоснованием данного метода является предположение о том, что определенная обобщенная характеристика рынка может быть описана набором вполне конкретных показателей. Эти показатели связаны между собой определенными причинно-следственными отношениями, которые могут быть измерены количественными и качественными переменными. Следовательно, если управляющие службы маркетинга обладают необходимой информацией о взаимосвязях между важнейшими показателями конъюнктуры рынка, темпов экономического роста, научно-технического прогресса, динамики демографических показателей, они получают возможность прогнозировать общую ситуацию во внешней среде. При этом вполне достаточно получить данные об отдельных показателях, чтобы смоделировать, как будут изменяться другие.
Процесс прогнозирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе формируется группа независимых экспертов из числа ведущих специалистов в данной предметной отрасли. Каждому эксперту предлагается сделать прогноз относительно будущих изменений в конкретной сфере науки и техники. Получив эту информацию, эксперты продолжают давать оценку будущего состояния, учитывая обобщенные данные, до тех пор, пока не начнут совпадать оценки.
Соответствующим
образом оценивается
где Ст— общая оценка изменений в перспективе роста;
Р— общая оценка изменений в перспективе рентабельности;
О— общая оценка влияния благоприятных факторов;
Т— общая оценка влияния неблагоприятных факторов;
А1,А2,А3,А4—
коэффициенты, устанавливаемые экспертами,
которые показывают весомость влияния
фактора и в сумме составляют
1,0.
Рассмотренная методика оценки привлекательности СЗХ позволяет осуществить сравнительную количественную оценку различных факторов перспектив роста, рентабельности, условий конкурентности и нестабильности в каждой зоне и на этой основе получить итоговые данные, сопоставимые для всего набора СЗХ предприятия. Анализ интегральных оценок дает возможность ранжировать все потенциальные СЗХ по их перспективной привлекательности для предприятия с точки зрения осуществления предпринимательской деятельности.
Составим прогноз вероятного состояния рынка методом сценариев. В стране в ближайшие 5 лет должна установиться политическая стабильность, а следовательно, будет наблюдаться экономический рост. Это приведет к улучшению социальных условий населения, повысятся доходы населения, следовательно, потребители будут более тщательно выбирать из предлагаемого ассортимента товаров именно тот товар, который наиболее полно соответствует нормам цены и качества. Проведем количественную оценку изменения факторов.
Общую
оценку привлекательности данной СХЗ
рассчитаем по следующей формуле:
Привлекательность СЗХ = А1Сm+ А2Р + А3O — А4Т, где А1,А2, А3, А4 — коэффициенты, которые даются управляющими для обозначения относительного вклада каждого фактора и в сумме составляют 1. Эти коэффициенты указывают на сравнительную привлекательность ориентиров для фирмы.
Оценка привлекательности СЗХ, будучи существенно сложнее, чем простое соизмерение темпов роста по Бостонской матрице, тем не менее, дает намного более реалистическую базу для сопоставления сложных и взаимно переплетающихся факторов, которыми определяется относительная привлекательность СЗХ для фирмы.
Наиболее
распространенными при
Матрица «рост рыночной доли» позволяет фирме определить положение каждого из своих СХП по их доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли. В основе составления матрицы лежит предположение о том, что увеличение рыночной доли СХП ведет к снижению удельных издержек и повышению нормы прибыли на инвестиции в результате эффекта «опытной кривой». Действие эффекта «опытной кривой» состоит в том, что при каждом удвоении объемов производства или продаж происходит последовательное снижение размеров удельных издержек на определенную величину. Источниками этой экономии являются рост производительности труда, более эффективное использование производственных мощностей, рациональное использование всех видов ресурсов.
Практикой
установлено, что диапазон этого
снижения в зависимости от особенностей
производства может колебаться от 10%
до 30%. Чем более сложной и наукоемкой
является продукция, тем выше эффект. На
рисунке 2 рассмотрим действие эффекта
опытной кривой на удельные издержки при
показателе 20%. Предположим, что издержки
на производство и сбыт составляют 540т.
ден.ед. при общем объеме 200 единиц продукта.
В этом случае удвоение объема производства
и сбыта до 400 единиц приведут к снижению
удельных издержек на 20% и составят 432т.
ден.ед. Последующее удвоение до 800 единиц
снова повлечет снижение уровня удельных
издержек на 20%, и они составят уже 345,6т.
ден.ед. и т.д. Таким образом, предприятие,
достигающее удвоения объемов производства
и сбыта своей продукции, получает дополнительные
преимущества в конкуренции на основе
относительной экономии издержек при
том же качестве товаров.
Построение матрицы БКГ. На основе проведения стратегического анализа определяется диапазон изменения размеров роста или сокращения всех целевых рынков в пределах определенной отрасли. Эти показатели отмечаются на вертикальной оси матрицы. Прогноз развития рынков показывает, что максимальный рост в планируемом периоде для данного товара может составить 55%. По горизонтальной прямой отмечается диапазон изменения относительной доли рынка предприятия. Относительная доля рынка представляет собой частное от деления рыночной доли предприятия на рыночную долю ведущего конкурента. Рыночная доля ЗАО “Diamand” за отчетный период составила 42%, а основной конкурент ЗАО НЕП контролирует 48% рынка, тогда ОДР ЗАО “Diamand” составит:
ОДР =42% / 48%=0,87.
ОДР ниже 1 свидетельствует о слабых конкурентных позициях на рынке. Чем больше ОДР превышает 1, тем выше конкурентоспособность.
Полученное
поле матрицы разделяется
4. Выработка плановых решений на основе прогноза.
Проведем прогноз: рост рынка 10%
ОДР = 52% / 34%= 1,53
По результатам отчетного года предприятие находится в поле матрицы «Вопросительные знаки», что означает:
Стратегия:
расширение доли рынка за счет интенсивного
маркетинга; повышение
При благоприятном прогнозе услуги попадут в поле «Звезды», которое характеризует товар в условиях лидерства рынка, быстрого роста. Поддержание и увеличение ОДР требует значительных капиталовложений, поэтому достигнутая доля рынка должна быть под защитой, также нужно расширить ассортимент товаров.
Матрица привлекательности отрасли положения на рынке строится при помощи следующих расчетов.
Максимальная оценка привлекательности
рынка и конкурентоспособности предприятия
может составить 1000,0 баллов. Рассчитаем:
693,0 / 1000,0= 0,693
В зависимости от величины уровня привлекательности весь диапазон делится на 3 оценочных интервала:
0,00
– 0,60— низкая
0,61
– 0,80— средняя
0,81
– 1,00— высокая
Таким образом, по результатам расчетов можно сделать вывод, что рынок имеет среднюю привлекательность.
670,0 / 1000,0 = 0,607.
На основе полученных уровней привлекательности рынка и конкурентоспособности рынка строится матрица стратегического анализа. По горизонтальной оси отмечаются интервалы уровней привлекательности рынка, а по вертикальной— уровни конкурентоспособности СХП.
Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации