Формирование стратегических зон хозяйствования организации

Автор работы: a**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы выступает ООО «Челябгорсвет». Интерес к этой организации был вызван главным образом тем, что предприятие практически монопольно занимается наружным освещением города Челябинска и достаточно успешно существует на рынке предоставления услуг по обеспечению наружным освещением уже на протяжении 60 лет.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………….3
Глава 1. «Формирование стратегических зон хозяйствования»…………....6
Глава 2. Стратегический анализ на примере ООО «Челябгорсвет»...…….20
Глава 3. Разработка стратегий развития ООО «Челябгорсвет» ……….…32
Заключение…………………………………………………………………...33
Библиографический список ……………………………………………........37
Приложение 1………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Стратегический менеджмент.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

       

       Рис. 3. Типичная эволюция стратегии конкуренции  

       Но  как только значение первоначально предложенной технологии начинает снижаться (см. рис. 2), оказывается, что «ведущая сила технологии» лишь тиражирует продукцию, уже потерявшую конкурентоспособность на рынке. Поэтому в условиях нестабильной технологии руководство фирмы должно распознавать самые ранние признаки технологического устаревания продукции и добиваться того, чтобы функция НИОКР не сводилась к тиражированию технически устаревших изделий [8].

       Выделение стратегических зон  хозяйствования

       Опыт  не раз доказывал, что сегментация  окружения фирмы при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для управляющих. Причины трудностей состоят, во-первых, в том, что многим людям бывает нелегко изменить угол зрения: они привыкли видеть внешнюю среду с позиций традиционного набора продуктов, выпускаемых их фирмой, а им приходится смотреть на среду как на сферу рождения новых потребностей, которые могут привлечь любого конкурента.

       С практической точки зрения полезно советовать управляющим, чтобы при выделении СЗХ они не пользовались традиционными названиями или характеристиками продукции своей фирмы.

       Второй  источник трудностей состоит в том, что СЗХ описывается множеством переменных. До того, как принять на вооружение это понятие, фирма оценивала своё окружение по темпам роста отраслей, в которых она работает. СЗХ следует описывать, пользуясь следующим параметрами:

       1. Перспективы роста , которые должны быть выражены не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса.

       2. Перспективы рентабельности , которые не совпадают с перспективами прибыли (громадный рост рынка чипов с ёмкостью памяти в 64 килобит дал пример процветания без прибыли).

       3. Ожидаемый уровень нестабильности , при котором перспективы теряют определённость и могут измениться.

       4. Главные факторы успешной конкуренции в будущем , которые определяют успех в СЗХ.

       Чтобы принять достаточно рациональные решения  по поводу распределения ресурсов для обеспечения конкурентоспособности и поддержания стратегии развития, управляющие должны перебрать в процессе сегментации рынка большое число комбинаций факторов (1…4), существенно различающихся между собой. При этом необходимо отобрать достаточно узкий круг СЗХ, иначе решения по ним потеряют полноту и осуществимость.

       На  практике в крупных фирмах можно  обнаружить от 30 до 50 СЗХ. Разумеется, такое же число может оказаться в небольших фирмах, если их диверсификация широка [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вторая глава 

    В качестве объекта исследования выбрано  ООО «Челябгорсвет».

Общая характеристика ООО  «Челябгорсвет»

    Полное  наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью «Челябгорсвет».  Юридический адрес ООО «Челябгорсвет» (далее - Челябгорсвет) соответствует почтовому: Российская Федерация, 454126,    г. Челябинск, ул. Смирных, 4.

      Предприятие является правопреемником муниципального унитарного предприятия «Горсвет», специфика работы осталась прежней, финансирование Челябгорсвета в основном осуществляется из городского бюджета.

      Учредителем Челябгорсвета и органом, осуществляющим полномочия собственника имущества  является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

      Контроль  за деятельностью Челябгорсвета в части управления, выполнения уставных задач, структуры, перспективы развития, планирования деятельности и ликвидации предприятия осуществляет Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска, а также дает необходимые обязательные указания в соответствии с положением об Управлении дорожного хозяйства.

     Челябгорсвет  представляет собой предприятие, занятое  в отрасли транспорта и дорожного  хозяйства, осуществляет деятельность в целях решения поставленных задач для нужд г. Челябинска,  получения прибыли и обеспечения производственного и социального развития предприятия, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.

     Основной  функцией предприятия является обеспечение  нормативной освещенности улиц, дорог, площадей города в темное время суток. С этой целью предприятие выполняет весь комплекс работ в сетях наружного освещения города Челябинска. В частности, предприятие проводит их текущий и капитальный ремонт, а также выполняет регламентные мероприятия по текущей эксплуатации сетей наружного освещения. Освещение улиц – не единственный вид деятельности Челябгорсвета. Устройство внутренних инженерных сетей и оборудования, монтаж электротехнических установок, пусконаладочные работы электротехнических устройств – это далеко не весь перечень работ, которые осуществляет предприятие. Декоративная подсветка зданий – новое направление в работе Челябгорсвета. На счету предприятия устройство подсветки здания Законодательного собрания области. Одна из самых интересных задач – монтаж системы освещения Ледового городка на площади Революции.

      На  данный момент структура управления Челябгорсвета представляет собой  функциональный тип (Приложение 1). Особенность  функциональной структуры заключается в том, что, хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Преимуществом функциональной структуры является то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.

      Управление  предприятием осуществляет директор, назначенный распоряжением Главы города по предложению Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, согласованному с заместителем Главы города, курирующим отраслевое направление, соответствующее основному виду деятельности предприятия.

     Организационная структура направлена прежде всего  на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями Челябгорсвета, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. 

Внешнее окружение организации, его анализ

      Анализ  внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия.

      Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

      SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

      Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

      Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

      Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

      Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     SWOT –анализ дает ясное представление о ситуации, в которой находится предприятие и указывает, в каких направлениях нужно действовать, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.

     Организация находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе возможность выживания. Чтобы определить стратегию поведения организации, руководство должно иметь представление, как о внутренней среде организации, так и о внешней. При этом внутренняя среда изучается, чтобы найти сильные и слабые стороны организации, а внешняя – чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении [9].

     SWOT –анализ для Челябгорсвета представлен в общей форме.

     На  основании проведенного анализа  финансово-хозяйственной деятельности были выявлены возможности, угрозы, а также сильные и слабые стороны работы Челябгорсвета, которые представлены на рис. 4.

     До  недавнего времени предприятие  было абсолютным монополистом в сфере оказываемых услуг, сейчас же, в силу того,  что появились конкурентоспособные организации, от руководства предприятия требуется не только обеспечение сохранения достаточной конкурентоспособности, а так же удержание позиций на рынке предоставляемых услуг.

     Выделение и формирование стратегических зон  хозяйствования для ООО «Челябгорсвет» является необходимым с точки  зрения стратегического планирования.

     В качестве стратегических зон хозяйствования можно выделить, прежде всего, сегмент в области монтажа наружного освещения (как под муниципальный, так и под коммерческий заказ), также сегмент в области производства пусконаладочных работ электротехнических устройств и, наконец, сегмент в области монтажа декоративной иллюминации и подсветки зданий.

       Стратегические  хозяйственные центры в Челябгорсвете  отсутствуют. На смену одной технологии приходит другая, проблема их соотношения  становится для фирмы делом важнейшего стратегического выбора. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных услуг и стратегий должна ложиться именно на СХЦ. Для нормативной работы, СХЦ должен отвечать не только за планирование и реализацию стратегии, но и за конечный результат - получение предприятием прибыли, что на данный момент является достаточно сложным с точки зрения разделения ответственности на предприятии. Другой вариант - реорганизация фирмы на базе СХЦ с тем, чтобы каждому из СХЗ соответствовало одно подразделение текущей коммерческой деятельности, максимизируя эффективность стратегического поведения, скорее всего снизит показатели рентабельности предприятия. 

Рис. 4. SWOT-анализ ООО «Челябгорсвет»

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

       

     

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В период зарождения основной отрасли  на которое ориентировано предприятие  – обеспечения наружным освещением, фирма «Горсвет» была монополистом в области оказания подобных услуг. С точки зрения жизненного цикла, период зарождения прошел достаточно интенсивно, общественная потребность в области предоставляемых услуг начала удовлетворяться. Говоря о периоде ускорения роста, можно отметить, что на начальном этапе существования предприятия, потребность в данных услугах уже была достаточно высокой, поэтому темпы роста спроса  опережали предложение.

     Если  говорить о периодах замедления роста и зрелости, можно сказать, что до недавнего времени, уровень предложения в области оказываемых Челябгорсветом услуг, целиком и полностью зависел от уровня финансирования отрасли администрацией города – если есть финансирование – уровень предложения сохраняет позиции (или даже идет на повышение). На сегодняшний день, предприятие реорганизовано из муниципального в коммерческое, и, не смотря на то, что основным заказчиком по прежнему является Администрация города Челябинска, уровень предложения может регулироваться уже с помощью совершенно других «рычагов», ответственность за эффективность использования которых, непосредственно лежит на директоре предприятия. Замедление роста и зрелость – неизбежные последствия экономического развития. С точки зрения жизненного цикла спроса это показатели его продолжительности от зарождения до начала насыщения. О насыщении спроса в области предоставления услуг по обеспечению наружным освещением, говорить пока что рано, так как уровень обеспеченности уличным освещением города пока что оставляет желать лучшего. Однако, на сегодняшний день, в связи с появлением конкурентоспособных организаций в данной СЗХ, руководству Челябгорсвета необходимо прикладывать определенные усилия для удержания имеющихся позиций на рынке.

     О жизненных циклах спроса двух других СЗХ (сегмент в области производства пусконаладочных работ электротехнических устройств и, сегмент в области монтажа декоративной иллюминации и подсветки зданий) Челябгорсвета, что-то говорить пока рано, так как обе отрасли являются достаточно новыми для предприятия и  находятся на стадии зарождения. Однако не стоит недооценивать данную ситуацию – жизненный цикл спроса данных СЗХ может быть как достаточно длительным, так и достаточно коротким.

Информация о работе Формирование стратегических зон хозяйствования организации