Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие и основные требования к цели управления…………..5
Сущность управленческого решения…………………………..15
Формирование управленческих решений……………………...18
Заключение……………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….25
Введение
Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат.
И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности управления организацией.
Управленческое решение в определенном смысле -- психологический феномен, так как оно есть продукт сознания руководителя и других субъектов управления. С другой стороны, в системах социального управления оно адресовано людям, призвано привести их в движение, изменить осуществляемые ими действия или привести к изменениям в их психологии (решения, ориентированные на изменение общественного мнения, разрешение конфликта, установление психологического контакта,
формирование элементов правовой психологии и пр.).
Когда идет речь о целевом
начале в поведении организации
и соответственно о целевом начале
в управлении организацией, то обычно
говорят о двух составляющих: миссии
и целях. Установление того и другого,
а также выработка стратегии
поведения, обеспечивающей выполнение
миссии и достижение организацией своих
целей, является одной из основных задач
высшего руководства и
Цели системы управления направлены на достижение желаемых результатов, поставленных перед организацией.
Разработка целей. Необходимость формулирования цели связана с объективными закономерностями функционирования организаций. Цели могут ставиться в количественных и качественных показателях. Залогом эффективного целеполагания служат применение научных методов принятия решений, зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство. Эффективности целеполагания в организации способствует механизм стратегического управления. Он позволяет не просто сформулировать главную цель организации, но и составить комплекс целей функционирования и развития всех ее сфер деятельности. В рамках стратегического управления осуществляются: стратегическое планирование, организация выполнения стратегий и стратегический контроль. Применение стратегического управления позволяет создать организацию, которая может эффективно функционировать в условиях быстро изменяющейся внутренней и внешней среды.
Выработка альтернативных решений. При принятии управленческих решений следует искать как можно больше альтернативных вариантов. Часто некоторые управленцы, принимающие решения, недооценивают значение альтернативы. В данном случае возможный эффективный результат ограничивается количеством вариантов. Если состав выявленных альтернативных решений недостаточно широк, то принять правильное трудно, поскольку, возможно, не все аспекты изучаемой проблемы охвачены анализом. Важно, чтобы выявленные возможные решения были четко сформулированы. В этом случае можно будет утверждать, что решаемая проблема действительно имеет материальный аспект, действительно осязаема. Время и количество альтернативных решений, как правило,
взаимосвязаны. Чем больше времени имеет лицо, принимающее решение, тем большее количество альтернативных вариантов оно выявит, и наоборот.
Анализ факторов, рассматриваемых
при принятии управленческих решений.
Под факторами в данном контексте
понимают время, денежные средства и
производственные возможности. Под
производственными
Разработка рационального
порядка принятия управленческих решений.
При принятии управленческого решения
необходимо рассмотреть большое
число факторов и исключить многие
альтернативные варианты. До этого
момента управленческое решение
можно принимать либо субъективно,
либо путем угадывания. Необходимо
обладать информацией об обстоятельствах,
в которых происходит принятие решений.
В хозяйственных организациях спектр
принимаемых управленческих решений
достаточно широк. Поэтому с целью
большей эффективности решений
необходимо регламентировать алгоритмы
их принятия. Внутренние регламенты позволяют
скоординировать работу отдельных
служб и подразделений в
Таким образом, цели управления
являются вторичными по сравнению с
целями организации, которые можно
назвать первичными. Однако формулировка
и тех и других по своей сути
отличается незначительно. Так, например,
стратегическую цель производственных
процессов – освоить
набором свойств – для системы управления можно сформулировать следующим образом – обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.
Деятельность организации, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.
Целесообразность – это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно – экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации.
Вспомним, что принцип
обратной связи предоставляет
В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.
Процессы можно считать целесообразными, если система управления устанавливает определённое соотношение во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявлении целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующими,
т. е. создающим ту или
иную форму целесообразного
Алгоритм реализации целесообразности
можно представить в виде последовательного
решения следующих
- выявлении потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;
- формулирование совокупности
целей, имеющий вид модели
- создание механизмов
управления в виде
- приёма и обработки
информации, полученной от объекта
управления по каналам
- определения отклонений
фактических результатов
выявления положительных и отрицательных отклонений, определяющих либо дальнейшее развитие внутренней среды, либо
необходимость стабилизации процессов, имеющих отрицательную динамику в течении достаточно длительного периода;
- корректировки целей,
сформулированных ранее и (или)
Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.
К показателям, оценивающим
степень целесообразности создания
и функционирования хозяйствующего
субъекта, можно отнести степень
его выживания, или конкурентоспособности,
в условиях непостоянства и
Содержание целей зависит от трёх причин:
- объективных законов
развития элементов
- маркетинговых возможностей
хозяйствующего субъекта, состоящих
из степени целесообразности
и уровня ресурсного
- используемых системой
управления средств
Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности – программно – целевым.
К целям предъявляются определённые требования, которые можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно – целевой подход.
Так, по признаку «уровень управления» цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт – Петербурга)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным – цели 89 систем управления субъектами РФ. Поскольку в настоящее время регион не имеет своего юридического статуса и этот уровень ещё не создан, то процессы, происходящие на уровне федеральных округов, образованных указом президента РФ от 13 мая 2000Г. №849 «О полномочном представительстве Президента российской Федерации в федеральном округе», регулируется в основном общественными объединениями или группами гражданских действий, ассоциациями и союзами, которые формируют программы развития региона в определённых отраслях, сферах деятельности. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.