Формирование управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Понятие и основные требования к цели управления…………..5
Сущность управленческого решения…………………………..15
Формирование управленческих решений……………………...18
Заключение……………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 46.60 Кб (Скачать документ)

 

понятия "проблема" видно, что они базируются на формулировке целей, которую можно назвать  нулевым этапом процесса разработки и принятия решений.

Определение, локализация  проблемы обычно очень сложны. При  анализе практически любого хозяйственного объекта проступает настоящий клубок из них. Требуется найти корневую проблему, приведшую ко всем остальным  последствиям. Соответственно, основные меры по преодолению негативных явлений  будут направлены именно на ее преодоление.

В связи со сложностью диагностика  проблемы является процессом, состоящим  из ряда этапов:

- осознание и установление  симптомов затруднений или имеющихся  неиспользуемых возможностей (например, низкие прибыли, большие издержки, конфликты и т.д.);

- выявление проблемы в  общем виде, т.е. причин возникновения  проблемы;

- сбор и анализ внутренней  и внешней информации, привлечение  консультантов.

Важным требованием становится отбор только релевантной информации, т.е. данных, касающихся только конкретной проблемы, человека, цели или периода  времени. Очевидно, что чем меньше объем информации, тем, как правило, хуже качество решений. Однако, рост привлекаемой информации приводит к резкому удорожанию всего процесса разработки и принятия решений.

Формулировка ограничений  и критериев принятия решений.

Управленческие решения  должны быть реалистичными и эффективными. Для того чтобы решение было реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним  могут 

 

относиться внутренние ресурсы  фирмы (трудовые, денежные, технологические  и т.д.), а также внешние ограничения (например, законы, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта и т.д.).

Для того чтобы оценить  качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой, - некоторые собственные  характеристики решений.

Определение альтернатив.

Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным  и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций  метода мозгового штурма.

При формировании множества  альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого набора, с  одной стороны, и реальностью  и обозримостью задачи, с другой. Конечно, чем ближе набор решений  к своему наиболее полному варианту, тем больше вероятность нахождения глобального оптимума или приближения  к нему. Однако сформировать все  альтернативы в реальной ситуации невозможно не только из-за дороговизны и объективных  временных ограничений. Поэтому  чаще процесс формирования альтернатив  оканчивают, как только найдено несколько  перспективных вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс  их разработки, тем меньше их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение - тем их больше.

Формирование идей можно  проводить разными способами:

- заимствование с адаптацией - готовое решение несколько корректируется  с целью его большего соответствия  ситуации. Важным 

 

 

является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке;

- аналогий, когда анализируется  решение из абсолютно иной  сферы деятельности, выявляются  его основные принципы и на  их основе строится решение  в требуемой области;

- формирование качественно  нового решения.

Оценка альтернатив.

Оценка каждой из альтернатив  осуществляется исходя из множества  отобранных критериев. В некоторых  случаях часть из них может  иметь количественный, а часть - качественный характер.

Выбор альтернативы.

Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих при выборе таких управленческих решений, является множество требований, предъявляемых  к ним.

Основными способами выбора альтернативных вариантов являются:

- свертка критериев, т.е.  конструирование на базе многих  целей одной-единственной, фиктивной,  например, с помощью каких-либо  арифметических действий;

- определение тех вариантов,  у которых улучшение ни одной  из характеристик невозможно  без ухудшения других.

На окончательный выбор  между альтернативами сильнейшее влияние  оказывает еще ряд таких количественно  трудно формализуемых факторов, как:

- имеющееся число вариантов  и качество их проработки;

- длительность использования  готовящегося решения и его  регулярность;

 

- состав и важность  связанных с ним решений;

- допустимость активизации  решения, например, вследствие его  непопулярности.

Все вышеперечисленные как  формальные и не формальные критерии выбора исходили из интересов объекта  управления. Однако нельзя забывать о  том, что у самого менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор альтернативы имеет то, какова степень собственной  моральной и материальной удовлетворенности  менеджера, связанной с этим решением.

Реализация и контроль выполнения решений.

Важное условие - признание  коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к  принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в  какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

Затем начинается следующая  фаза рассматриваемого этапа - контроль над ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических, полученных результатов  с теми, которые ожидались.

 

 

 

Заключение

В современных экономических  условиях немногие фирмы, вообще формулируют  свою политику, у них существует только одна цель – получение наибольшей прибыли при наименьших издержках. И руководство этих предприятий  считает, что была бы прибыль, а всё  остальное приложится.

Как показала зарубежная практика – правильно сформулированные цели предприятия это как минимум 50 % успеха его деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию  поведения фирмы на рынке и  многое другое.

Организация не может функционировать  без целевых ориентиров. Целевое  начало в деятельности организации  задается в первую очередь тем, что  ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких  групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в  целом. После определения целей  предприятия или организации  включается процесс разработки и  принятия управленческих решений для  достижения поставленных целей.

В настоящее время перед  специалистами при разработке и  принятии решений стоят сложные проблемы. Многие реальные процессы, протекающие в организации, гораздо сложнее тех, для которых уже существуют определённые управленческие решения. Есть случаи, когда интересы различных частей организации или разных организаций не совпадают. Часто решения принимаются коллективом руководителей. При этом возникают проблемы координации политики влиятельных членов этого коллектива, согласования противоречивых интересов. Жизнь требует от специалиста сочетания многих качеств: искусства анализа ситуаций, глубоких профессиональных знаний, приемов и методов принятия решений, умения представления рекомендаций, профессиональных навыков в работе с людьми. Для многих - эта работа привлекательна именно новым сочетанием психологических, социологических, математических, экономических проблем. В предстоящие десятилетия многие так называемые поведенческие науки, безусловно, сделают шаг вперед. Тогда появится возможность стоить намного более эффективные методы принятия решений. Но уже сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главными участниками которой являются руководитель и эксперты. Именно человеческие, а не математические или машинные аспекты являются основными в процессе принятия решений. Именно на этих вопросах следует основывать позиции практической ценности методов принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспертов: Учебник для ВУЗов. / В.В Глущенко, И.И Глущенко - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003- 432 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х., Мескон, М. Альберт, Ф Хедоури. Пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 2000 – 425 с.

3. Смирнов Э.А. Разработка  управленческих решений: Учебник  для вузов. / Э.А. Смирнов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – 362 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М. – 2001 – 423 с.

 


Информация о работе Формирование управленческих решений