Формирование управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Понятие и основные требования к цели управления…………..5
Сущность управленческого решения…………………………..15
Формирование управленческих решений……………………...18
Заключение……………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 46.60 Кб (Скачать документ)

 

 

Следующим классификационным  признаком является «принадлежность к объекту управления», по которому цели делятся на два вида: объективные и субъективные. Первые разрабатываются для объектов управления – процессов основного и вспомогательного производства продукции и услуг, обеспечивающих, маркетинговых, научно – исследовательских, природоохранных, сбытовых и др. Вторые служат для обоснования целесообразности прохождения управленческих процессов.

Цели классифицируются и  по такому признаку, как «элемент внешней микросреды», к ним относятся политические, экономические, демографические, культурные, природоохранные и научно – технические. Каждый вид целей направлен на создание такой среды, которая бы соответствовала установленным международным или внутрироссийским нормам.

На локальном уровне, или  уровне хозяйствующего субъекта, классификацию  можно осуществить по признаку «объект  управления» или «вид процесса», согласно которому выделяются следующие  группы целей: основного производства, вспомогательного производства, обслуживающего хозяйства, научных исследований и  опытно – конструкторских разработок, маркетинговые, инновационные, финансовые, сбытовые, природоохранные, коммуникативные  и др., в соответствии с выделенным сферами управленческой деятельности.

Кроме того, по признаку «функция управления» можно выделить следующие  группы целей: прогнозирования, программирования, планирования, контроля, регулирования, учёта, организации, координирования, нормирования, руководства, активации  трудовой деятельности.

 

 

По признаку «срок реализации»  цели разделяются на долгосрочные, краткосрочные и текущие. Следует обратить внимание на то, что для различных уровней управления длительность реализации целей, входящих в одну группу, различная. Так цели макроуровня – федеральные, федеральных

округов и субъективные –  считаются долгосрочными, если имеют  длительность реализации 25 лет, среднесрочными – 10-15 лет, краткосрочными – 3 года. Для микроуровня – районного, муниципального и локального – долгосрочные цели имеют период существования 5 лет, среднесрочные – 3-4 года, а краткосрочные – 1 год. Текущие цели рассчитаны на период до одного года.

По признаку «степень активности системы управления» в условиях динамично развивающихся рынков производителей продукции и потребителей товаров все цели можно разделить  на две группы: развития и стабилизации.

Цели развития направлены на достижение таких ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный период не располагает, но желает обладать в будущем. Они актуальны для  хозяйствующих субъектов либо только проникающих на рынки, когда их продукция  и услуги находятся в фазе роста, либо для крупных хозяйствующих  субъектов, имеющих стабильные рынки, высокую конкурентоспособность  и проводящих диверсификацию, т.е. пытающих предлагать новые товары на новых  географических и демографических  рынках.

Цели стабилизации направлены на сохранение имеющих ценность ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда  в данный момент обладает и желает остаться на этом же уровне в будущем. Данные цели применяются на фазе стагнации  и насыщения рынка продукцией и услугами и позволяют осуществлять более глубокое проникновение со старыми товарами на уже освоенные  рынки потребителей.

 

Однако система управления одновременно для различных видов  ресурсов, продукции и услуг, а  также различных географических и демографических рынков может  применять как цели развития, так  и стабилизации, несмотря на то, что  главная стратегическая цель принадлежит  к группе целей развития.

По признаку «направленность  цели» все цели также подразделяются на два вида – стратегические и  тактические.

Под стратегическими понимаются цели развития, реализация которых обеспечивает достижение объекта управления новых состояний. Их количественная оценка зависти от прогнозируемых изменений элементов внешней среды, создающих условия для перспективного развития хозяйствующего субъекта. По сроку реализации стратегические цели

разделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, исключая текущие.

Под тактическими понимаются цели, направленные на удовлетворение текущих потребностей клиентурных рынков в товарах определённого ассортимента, необходимых качеств и свойств, по приемлемой рыночной среде, пользующихся повышенным спросом. Следует отметить, что при использовании тактических целей повышение уровня спроса заранее не прогнозируется.

Таким образом, стратегические цели базируются на прогнозах будущих  состояний внутренней и внешней  сред и служат основой программно – целевого или учреждающего управления. Тактические цели являются ответной реакцией внутренней среды на текущие изменения внешней, которые по отношению к деятельности системы управления хозяйствующим субъектом оказывает возмущающие воздействия. Система управления, которая базируется на применении тактических целей, называется рефлекторной, или рефлексивной, а управление – рефлексивным.

 

По признаку «очерёдность внедрения» цели можно разделить  на первой, второй, третьей очереди  и т.д.

По признаку «отражение интересов  различных уровней» различают цели трёх видов – общие, особенные, частные.

К общим относятся цели, выражающие интересы всего коллектива как внутренней среды хозяйствующего субъекта. К такому виду, например, принадлежит внутренняя составляющая главной стратегической цели – обеспечить получение доходов (прибыли) в запланированном объёме или норме.

К особенным относятся цели подразделений – производственных, обслуживающих и управленческих. Любое из них, представленное цехом, отделом, службой, преследует свои собственные интересы в получении и распределении общих доходов хозяйствующего субъекта. Причём интересы

одного, конкретного подразделения  могут противоречить как интересам  подразделений, находящимся на одном  горизонтальном уровне управления, так  и общим интересам всего коллектива.

Частными являются цели каждой отдельной личности (сотрудника), которые  также могут вступать в противоречия с частными целями других сотрудников, особенными целями подразделения и  общими целям всего коллектива.

Рассмотренный пример принадлежит  к локальному уровню управления. Для  федерального уровня классификация  целей распределяется следующим  образом: национальные цели являются общими, субъектов РФ – особенными, а  хозяйствующих субъектов, расположенных  на территории отдельных субъектов  РФ – частными.

По признаку «необходимость создания условий для достижения»  цели подразделяются на три вида –  условные, нейтральные и безусловные.

 

Условные цели предполагают создание определённых, имеющих количественные и качественные характеристики условий  для их реализации. Создаваемые условия  могут способствовать более успешному (рациональному, эффективному) достижению конечных результатов либо препятствовать этому. Однако существуют условия, которые  можно назвать индифферентными  к процессу достижения конкретной нейтральной  цели. Для системы управления хозяйствующим  субъектом свойственны условные цели, для достижения которых необходимо создать условия развития во внешней  среде. Примером безусловных целей  могут служить цели человека как  личности, достигаемые при любых  условиях.

 

2 Сущность управленческого решения

Управление как процесс  представляет собой совокупность нескольких процедур, постоянно осуществляющихся в организации. Одна из функций управления связана с принятием управленческих решений. Управленческое решение имеет  в основе определенную технологию: совокупность последовательно применяемых  приемов и способов достижения целей  деятельности. Процесс принятия управленческого  решения представляет собой совокупность нескольких этапов, связанных между  собой. Однако в реальной хозяйственной  практике границы между этапами  стираются.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий  из выбора цели, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и  корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен  в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения  – центральный элемент управления и организации.

 

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди  имеющихся вариантов или альтернатив  направления действий, сокращающих  разрыв между настоящим и будущим  желаемым состоянием организации. Таким  образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с  изменениями в организации, их инициатором  обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Границы компетенции, в  рамках которой должностное лицо принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к  подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Управленческое решение  – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возник в организации (фирме). Основные принципы технологии принятия решения разработаны специалистами.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В теории управления, как правило, управленческие решения по важнейшим проблемам  организации (фирмы) принимаются на высшем уровне. В акционерных обществах  управленческие решения принимаются  или на собраниях акционеров, или  советом директоров. В обществах  с ограниченной ответственностью принятие важнейших управленческих решений  лежит на организаторе общества, в  малых предприятиях управленческие решения принимает руководитель организации.

Однако в современных  условиях рыночной экономики руководитель, как правило, создает для управления организациями команду профессионалов для принятия оптимальных решений.

 

Управленческие решения  имеют отличительные особенности. Прежде всего, это - цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает  решение исходя не из своих собственных  потребностей, а в целях решения  проблем конкретной организации.

Специалист, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации  в целом и её работников, и его  решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация  велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической  ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно  повысить уровень безработицы.

В организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих  проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией  уже принятых решений.

В управлении организацией принятие решений – гораздо более  сложный, ответственный и формализованный  процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник  организации, а только обладающий определёнными  профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Рассмотрев эти отличительные  особенности принятия решений в  организациях, можно дать следующее  определение управленческого решения.

Управленческое решение  – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных  полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

 

 

3 Формирование управленческих решений

Разработка и принятие решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что  практически каждое управленческое решение определяет значительное число  последующих решений. С другой стороны, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется  одно решение, а реализовывается - совершенно другое. И, наконец, о принятии решений  принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности  и наличия целого ряда самостоятельных  этапов.

В рамках рациональной модели можно выделить следующие этапы:

Диагностика проблемы.

Проблема - это ситуация, в которой поставленные ранее  цели не достигнуты. Т.е. при осуществлении  контроля за достигнутыми результатами оказывается, что они значительно  хуже запланированных, соответственно, требуется принять определенные меры по исправлению ситуации. Такой, достаточно естественный способ управления называется управлением по рассогласованию. Управление по рассогласованию является эффективным лишь при чисто количественном, заранее хорошо предсказуемом развитии процесса;

Проблема - это возникновение  потенциальной неиспользуемой возможности. Такое управление называется управлением  с упреждением и предназначено  для случаев качественного развития системы, например, появления новых  элементов, их свойств, связей и т.д. Разумеется, как это всегда бывает при появлении в процессе творческих моментов, такой подход не только сложнее, но и на порядок дороже.

Сказанное, во-первых, означает, что в начале процесса разработки и принятия решения, исходя из особенностей рассматриваемого объекта и его  окружения, необходимо принять решение  относительно того, что в данном случае понимается под проблемой. Кроме  того, из данных определений 

Информация о работе Формирование управленческих решений