Формирование управленческого решения в НПК «Котлострой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение вопросов, связанных с управлением, а также с принятием управленческого решения.
В соответствии с целью исследования были выявлены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия управленческое решение;
выявить основные этапы принятия управленческого решения;
проанализировать деятельность организации и выявить проблемы;
сформировать варианты управленческих решений;
обоснованно выбрать наиболее рациональное управленческое решение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Принятие управленческих решений……………………………………...5
Понятие управление и управленческое решение……………………...5
Классификация управленческих решений……………………………10
Процесс принятия управленческих решений………………………...15
Методы принятия управленческих решений…………………………18
Формирование управленческого решения в НПК «Котлострой»……………………………………………………………….21
Общая характеристика предприятия и структура управления НПК «Котлострой»……………………………………………………………21
Анализ деятельности организации, выявление проблемы…………..27
Формирование управленческого решения…………………………….32
Принятие управленческого решения…………………………………..36

Заключение………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

курсовая основы менеджмента.docx

— 144.59 Кб (Скачать документ)

         Принятие  УР требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических  качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

   Мощным  фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные  средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и  программирования, технологии использования  технических средств. Однако процесс  принятия решения, выбора конкретного  варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.        

    1.  Классификация  управленческих решений
 

     В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:

Kлассификационный признак Тип решения
1. Содержание Социальные, экономические, технические, политические, военные  и др.
2. Содержательно-функциональный Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.
3. Лица, принимающие решения Индивидуальное; 
Групповое.
4. Управленческая  ситуация Принятие решения  как процесс; 
Принятие решения как выбор.
5. Степень  неопределенности (полноты информации) Решения в условиях определенности; 
Решения в условиях риска (вероятностной определенности); 
Решения в условиях неопределенности (частичной или полной).
6. Направленность На решение  внешних проблем; 
На решение внутренних проблем.
7. Число  целей Одноцелевые; 
Многоцелевые.
8. Степень  охвата и влияния (срок действия) Стратегические (долгосрочные); 
Тактические (среднесрочные); 
Оперативные (текущие).
9. По  возможности программирования Программируемые; 
Непрограммируемые.
10. Возможность  формализации Полностью формализуемые; 
Частично формализуемые; 
Неформализуемые.
11. Обязательность  выполнения Директивные; 
Рекомендательные.
12. Важность Важные; 
Маловажные.
13. Уровень  управления Государственные; 
Региональные; 
Решения на уровне отдельных организаций; 
Решения внутри организаций.
14. Уровень  творчества Рутинные; 
Творческие.
15. Степень  повторяемости Периодически  повторяющиеся; 
Не периодические; 
Уникальные.
16. Функции  управления Плановые; 
Организационные; 
Мотивационные; 
Контрольные.
17. Форма Письменные; 
Устные; 
На электронных носителях.
18. Срочность Срочные; 
Несрочные.
19. Подход  к принятию решения Интуитивные; 
Основанные на суждении; 
Рациональные.

     Внешние решения касаются выбора альтернатив, направленных на реализацию целей установления деловых отношений с юридическими и физическими лицами, входящими в состав внешней среды организации. Возможности исполнения таких решений в основном определяются внешними факторами, оценками и суждениями.

     В качестве примера таких решений  можно назвать выбор банка-партнера, строительной организации, торгового  посредника и т.п.

     В области управления большинство  решений относятся к категории  внутренних решений, то есть решений, реализация которых в рамках имеющихся ресурсов, определяется внутриорганизационными факторами.

     По  признаку количества целей различают  одноцелевые и многоцелевые (комплексные) решения. Если цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые решения называют однокритериальными, а многоцелевые – многокритериальными. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми.

     Стратегические  решения прежде всего связаны с разработкой стратегических документов (концепций, планов, целевых программ). Такие решения ориентированы на достаточно длительную перспективу (не менее 3 – 5 лет).

     Тактические решения направлены на детализацию стратегических решений на относительно коротком (среднесрочном и более кратком) интервале времени с точки зрения выбора способов, методов реализации стратегических решений.

     Оперативные решения непосредственно воздействуют на процесс реализации стратегических и тактических решений. Оперативные решения определяют содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации.

     Программируемые решения направлены на решение сильно структурированных, как правило, стандартных проблем. Они являются результатом реализации определенных шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и исходя из прежнего опыта используется апробированный алгоритм принятия решений. К программируемым решениям могут быть отнесены определенные типы рутинных решений. Если при принятии программируемых решений используются математические методы, то их также можно отнести к формализованным решениям.

     Непрограммируемые решения принимаются в ситуациях, которые в определенной мере являются новыми, слабо структурированными, предполагают учет неизвестных факторов. Для таких решений практически невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов по принятию решения. Такие решения могут содержать достаточно много вариантов решений. Они плохо поддаются формализации. К числу таких решений относятся творческие, уникальные решения.

     Принятие  решения может выполняться как  формализованным, так и неформализованным путем. В первом случае речь идет о решениях в высокой мере структурированных задач на основе достаточно четких алгоритмов, когда при обосновании рассматриваемых решений используются формальные средства – математические методы и вычислительная техника. Во втором случае решения выбираются преимущественно на основе мышления лица, принимающего решение и специалистов, т. е. неформальным образом.  Частично формализуемые решения в большей мере отражают реальную практику принятия управленческих решений. Например, для обработки данных эвристического происхождения используются математические методы.

     Рутинные  решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям. Многие такие решения носят стандартный характер.

     Творческие  решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.

     Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение при принятии решения не использует определенные методы, не проводит сознательную оценку вариантов решений. Интуитивное решение основывается на так называемом шестом чувстве или озарении.

     Решения, основанные на суждениях – такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. 3

     Рациональные  решения принимаются исходя из строгой логики процесса поиска решения, основываются на использовании научных методов.

     Классификация видов решений по перечисленным  признакам приводит к различным  комбинациям видов решений. Например, некоторое конкретное решение может  быть классифицировано как решение  в условиях неопределенности, стратегическое, плановое, групповое и многоцелевое.  

    1.  Процесс  принятия управленческих решений
 

      Процесс принятия управленческого  решения – это преобразование исходной информации (информации состояния)  в выходную информацию (информацию управления - приказ).

     Процесс принятия решений является сложной  итерационной процедурой. Структурная  схема процесса принятия решений  может иметь вид: 

     Рациональное  решение проблем. Решение проблем, как и управление – процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающем из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы можно представить как пятиэтапный, фактическое число этапов определяется самой проблемой.  

  1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы – её определение. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-либо подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением.
  2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений.

    В дополнении к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым  предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято  называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.4

  1. Определение альтернатив. Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. Руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.
  2. Оценка альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные общие последствия
  3. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.
  4. Реализация. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решений становится очевидной только после его осуществления ". Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или для извлечения выгоды из имеющейся возможности решения должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.
  5. Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: "Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - т. е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока организации не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.
 
    1. Методы  принятия управленческих решений
 

     В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений. Большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения их изучения, а также для удобства их практического применения.

     1. Методы, применяемые  на этапе диагностики  проблемы и формулировки ограничений и критериев:

а) Методы ситуационного анализа:

  • Кейс-метод - пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.
  • «Мозговая атака» - анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.
  • Двухтуровое анкетирование – установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.
  • Факторный анализ – получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов.

б) Методы моделирования:

  • Модели теории игр – оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.
  • Модели теории массового обслуживания – определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.
  • Модели управления запасами – определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах.
  • Имитационное моделирование – создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации.
  • Экономический анализ – оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Формирование управленческого решения в НПК «Котлострой»