Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:51, лекция
Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
1. Сущность, принципы и сфера применения контроллинга.
2. Цель, предмет, методы и объекты контроллинга.
3. Функции и задачи контроллинга.
Тема
1. Фундаментальные понятия
контроллинга
1. Сущность, принципы и сфера применения контроллинга.
2. Цель, предмет, методы и объекты контроллинга.
3. Функции и задачи контроллинга.
Вопросы для
самоконтроля.
1.
Сущность, принципы
и сфера применения
контроллинга
Контроллинг
- новое явление в теории и практике
современного управления, возникшее
на стыке экономического анализа, планирования,
управленческого учета и
Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления экономическим объектом с целью обеспечения его постоянного и продолжительного существования в постоянно изменяемой среде.
Слово контроллинг произошло от английского to control – контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Следует сказать, что в англоязычных источниках слово «контроллинг» практически не используется. В Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».
В зарубежной литературе под термином «контроллинг» понимают специально сконструированную на основе интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования, контроля и управления систему, которая обеспечивает получение, обработку и обобщение информации о деятельности предприятия. Такая система вместе с решением оперативных задач ориентируется и на стратегические. Задачи контроллинга значительно больше по объемам от задач управленческого учета, который входит в систему контроллинга в качестве одной из составляющих.
Контроллинг можно определить как систему проверки того, насколько успешно предприятие продвигается к своей цели. Целью контроллинга есть поддержание эффективного функционирования предприятия. Цель определяется высшим руководством и может изменяться в зависимости от изменений факторов внутренней и внешней среды. Целью может быть высокое качество продукции, завоевание частицы и расширение рынка продажи, снижение затрат на производство, снижение цен, независимость от кредиторов.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Контроллинг, в отличие от функциональных дисциплин, есть синтетической наукой, которая базируется на учете, планировании, анализе и теории управления. Роль управления в системе контроллинга состоит в координации элементов которые входят в систему контроллинга - учет, планирование, анализ, принятие решений.
Функции системы контроллинга реализуются через создание специальной службы, которая организовывает сбор, обработку, анализ данных и обеспечивает информацию для менеджеров высшего уровня управления с целью разработки прогноза оперативного и стратегического развития предприятия.
Контроллинг связывается с поиском слабых сторон в деятельности предприятия, ликвидацией «узких» и проблемных участков в производственной и финансовой сферах, формированием плана стратегического развития.
Если традиционные системы контроля деятельности предприятия базируются на отслеживании минувших событий (финансовый учет) или событий в реальном масштабе времени (управленческий учет), то контроллинг ориентируется на будущие события. Для системы контроллинга важнейшее значение имеют отклонения от прогнозируемых показателей на перспективу. Отдел контроллинга готовит информацию об отклонениях фактических показателей от запланированных с расшифровкой факторов, которые повлияли на эти отклонения.
Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами:
В системе контроллинга обязательным элементом есть определение цели предприятия и отдельных структурных подразделений, управление целями, своевременное реагирование на смену среды и соответственно уточнение цели, которая дает возможность адаптироваться к смене среды и обеспечить существование объекта.
К принципам контроллинга принадлежат:
Стратегическое мышление требует адекватного выбора системы управления. Смена организационной структуры управления происходит в соответствии с системой управления (табл. 1). На основе таблицы 1 выбирают такую систему, которая в наибольшей мере удовлетворит потребности предприятия на следующие 5-7 лет.
Таблица 1
Условия применения моделей управления
Модель управления | Характеристика внешней среды | Предпринимательские способности | ||
Темп изменений | Тип изменений | Интенсивность изменений | ||
Реакционная | Медленнее чем реакция | Повторяемый | Нечастые | Традиционно сильные стороны |
Специальная | Сопоставимый со скоростью реакции | Логически постепенный | Нечастые | Постепенная эволюция способностей |
Долгосрочное планирование | Более скорый чем реакция | Прогнозируемый | Нечастые | Новые способности |
Стратегическое планирование | Более скорый чем реакция | Новый | Частые | Новые способности |
Принципы контроллинга невозможно усвоить и творчески развивать без использования модерационного метода мышления. Традиционные методы (производственные совещания, опрашивание, собрание и др.) всегда оказываются неэффективными в случаях ограниченного времени и если для решения проблемы нужны специалисты с определенным уровнем компетенции. Метод модерации помогает именно в таких ситуациях и оказывает содействие генерированию идей, уточнению разработки стратегии развития предприятия, материализации творческого потенциала персонала, преодолению психологического барьера невосприятия нового. Он используется для общей разработки планов несколькими специалистами с демонстрацией техники мышления привлеченных к решению проблем людей в случаях если:
Метод модерации включает такие элементы:
Роль
управленческого аппарата состоит
в том, чтобы обнаружить изменения во внешней
и внутренней среде на основе полученной
экономической информации и разработать
стратегию выживания фирмы в условиях
жесткой конкуренции. За годы независимости
Украины состоялось много политических
и экономических изменений, однако сравнительно
мало состоялось изменений в психологии
управленческих кадров. Для устранения
этого противоречия необходимо адаптировать
систему управления к изменениям среды.
Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики предприятия соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке.
Состояние контролируемых объектов определяется количественными, качественными, структурными, временными и пространственными характеристиками.
Ключевым понятием в определении цели контроллинга являются тенденции и закономерности экономики предприятия, его технико-экономического и финансового состояния. Под экономикой предприятия имеются в виду его активы, капитал и обязательства, а также потенциал с целью получения максимально возможного результата.