Фундаментальные понятия контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:51, лекция

Описание

Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Содержание

1. Сущность, принципы и сфера применения контроллинга.
2. Цель, предмет, методы и объекты контроллинга.
3. Функции и задачи контроллинга.

Работа состоит из  1 файл

Тема1.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

       Как было сказано выше, контроллинг –  это система управления достижением  целей и неотъемлемая часть  управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических так и оперативных целей. Контроллинг как система включает в себя два аспекта: стратегический и оперативный.

       Цель  стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение.

       Цель  оперативного контроллинга – создание системы управления достижением  текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на  достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: рентабельность капитала, производительность, степень ликвидности.

       Таблица 2

       Характеристика  понятий «контролируемость системы» и «контроллинг»

Контроллинг Контролируемость  системы
а) в структурном выражении
  • планирование
  • учет
  • анализ
  • управление
  • не структурированная
б) в техническом выражении
  • информационная система, которая оперативно реагирует на отклонение
  • технология работ (плановая работа за сроками, содержанием, целью)
  • бюджетная система управления за полными и частичными затратами
  • электронная обработка информации
  • разработка норм контроля
  • сопоставление фактического и заданного уровня фирмы
  • выявление отклонений
  • выдача указаний на устранение нежелательных отклонений
в) ориентация во времени
  • будущее
  • прошлое
 

       Сложность предмета контроллинг требует детализации его отдельных элементов и размежевания понятий «контролируемость системы» и «контроллинг» (табл. 2).

       Понятие «бюджетная система управления» употреблено в контексте терминологии западных стран и означает распределение средств в разрезе отделов, продуктов и т.п., а в нашем понимании оно близкое за семантикой к слову «управление».

       Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их  динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия.Для контроллинга важным есть учет изменений как внутреннего, так и внешней среды, в отличие от финансового учета, который отслеживает в основному внутренние изменения в хозяйственной деятельности и управленческого, что учитывает изменения внутри системы наблюдения и лишь в определенной мере за ее пределами.

       К предмету контроллинга принадлежат такие элементы:

  • формирование системы показателей стратегического планирования (определение программы развития предприятия, составление бюджетов);
  • разработка системы информационного обеспечения стратегического менеджмента;
  • сбор данных из центров отслеживания с помощью отчетов;
  • выявление отклонений и факторов отрицательного влияния на развитие предприятия;
  • составление отчетов для менеджмента;
  • разработка предложений относительно ликвидации «узких» мест.

       Осложнения окружающей среды, в которой функционирует предприятие, требует осложнение системы контроля за его деятельностью, то есть адаптации к новым условиям.

       Критерием способности предприятия адаптироваться к сменной среде есть получение результата финансовой деятельности, а потому ориентация на прибыль показывает, что предприятие демонстрирует свою волю выстоять, одолевая изменения, часто нежелательные, в окружающей среде. Поэтому предприятия должны перейти от пассивной регистрации хозяйственной деятельности (финансовый учет) к системам, которые разрешают обеспечить данные для анализа и оценки своей позиции в измененном окружении (контроллинг).

       Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы:

  • общеметодологические – относятся методы характерные любой науке: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др;
  • общенаучные – относятся исследовательские приемы отдельных систем: планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;
  • специфические – контроллинг предусматривает использование моделирование процессов и явлений и на этой основе определяет конкретные задачи системы.

       Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.

       Для контроллинга используется разнообразная  информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований. 

       3. Функции и задачи контроллинга 

       Переход от плановой модели хозяйствования сопровождается возрастанием информационных ресурсов как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга.

       Учет теряет свою независимость и приобретает функцию сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений. Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации.

       Функции контроллинга:

  • Установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
  • Планирование – превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;
  • Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
  • Система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно.  Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.
  • Мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
  • Анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
  • Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
  • На основании анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия.

       Степень проявления и эффективность использования  функций контроллинга зависит от таких факторов: масштаб организации, финансовое состояние, понимание руководством важности функций контроллинга, уровень диверсификации производства, виды деятельности, квалификация управленческого персонала, других факторов.

       Интегральной  функцией контроллинга есть координация усилий каждого подразделения предприятия и отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собою предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности.

       Необходимость создания системы контроллинга обусловлена нестабильностью внешней среды и требует:

  • усиления внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;
  • ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;
  • разработки и постоянного корректирования стратегических прогнозов и планов.

       В области планирования задачи контроллинга формируются таким образом:

  • создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;
  • содействие разработчикам стратегических планов в определении целей и направлений развития;
  • координация работ по планированию и составлению бюджетов;
  • участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;
  • согласование промежуточных целей и планов и складывания общих стратегических планов.

       В области учета задача контроллинга требуют:

  • создание современной системы информационного обеспечения и отчетности;
  • определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
  • периодического представления информации относительно отклонений фактических показателей от плановых;
  • представление руководству отчетов с объяснением факторов, которые вызвали отклонения;
  • анализ отклонений и обсуждение с заинтересованными лицами.

       В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

  • разработать архитектуру информационной структуры;
  • отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;
  • определить контрольные точки хозяйственной и финансовой деятельности;
  • составить схему сбора и систематизации данных;
  • разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
  • консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.

Информация о работе Фундаментальные понятия контроллинга