Функции менеджмента в современной теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных функций менеджмента.
В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
При выполнении работы мы будем опираться на данные текущей документации ООО "Золушка" и некоторые источники теоретической информации (учебники).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1Понятие и классификация функций управления 5
1.2Особенности функций предварительного, оперативного и заключительного управления 7
1.3 Комплексность и связующие процессы в управлении 8
1.4 Характеристика функций менеджмента 14
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ЗОЛУШКА» 32
2.1 Общая характеристика ООО «Золушка» 32
2.2 Реализация функции планирования в ООО «Золушка» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

2 курс.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)
  • наличие в каждом документе необходимой и достаточной для принятия решений информации;
  • рациональные потоки информации путем устранения дублирования документов и содержащихся в них показателей;
  • минимизацию маршрутов прохождения документов от источника до потребителя;
  • эффективный контроль за сроками исполнения документов;
  • унификацию форм документов.

На практике выделяют также понятие "полезная информация". Данное понятие принято интерпретировать как любую информацию, свидетельствующую о состоянии дел на предприятии, а также информацию, используя которую предприятие может улучшить свои позиции[1.с.52].

С помощью современных информационных технологий, в частности Internet, можно объединять сотрудников разных отделов и даже филиалов, находящихся в разных городах и странах, во временные рабочие группы для совместной работы над проектами или для решения каких-либо проблем. Также данные системы предоставляют работникам возможность максимально реализовать свой творческий потенциал.

Управленческое решение - это нахождение определенного варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, осуществление этой деятельности и ее конечный результат.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

  • по стадиям жизненного цикла товара;
  • по подсистемам системы менеджмента;
  • по сферам деятельности;
  • по масштабности;
  • по организации выработки;
  • по видам и количеству целей;
  • по иерархии планирования (стратегические, тактические, оперативные);
  • по выполняемым функциям (функциональным областям);
  • по объектам воздействия;
  • по времени (краткосрочные, средне- и долгосрочные);
  • по методам формализации;
  • по степени использования информации;
  • по общим функциям управления;
  • по формам отражения;
  • по уровням принятия решения (на уровне индивида, подразделения или организации);
  • по степени структурированности (слабо структурированные - не запрограммированные и высоко структурированные -запрограммированные);
  • по содержанию (экологические, социальные, организационные, научные, технические и т. д.);
  • по глубине воздействия (одноуровневые, многоуровневые);
  • по направлению решения (внутрь организации или за ее пределы);

Принятие и реализация решений - это "центр", вокруг которого вращается деятельность организации. Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию - как процесс, ведущий к этому результату.

Принятие решений сокращает разрыв между настоящим и будущим организации. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов для достижения целей.

Для принятия правильных решений требуются знания и опыт. Значительную роль в этом играет также и интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, затрудняются объяснить, как они это делали.

Принятие и реализация решений - сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и этапов.

 

1.4 Характеристика функций менеджмента

 

Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.

Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

  • где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
  • куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей[6.с.97].

Основные задачи планирования деятельности организации:

  • выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;
  • обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;
  • формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

- комплексное обеспечение выполнения планов;

  • формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
  • координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;

- стимулирование выполнения планов.

К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный[7.с.59]. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.

К дополнительным принципам планирования относятся:

  • ранжирование объектов по их важности;
  • точность;
  • сбалансированность плана;
  • гибкость;
  • вариантность плана;
  • непрерывность;
  • экономическая обоснованность показателей;
  • преемственность стратегического и текущего планов;

-  единство (означает связь планируемого звена с организацией в целом);

  • автоматизация планирования;
  • согласованность плана с параметрами внешней среды;
  • участие (тех, кого план непосредственно затрагивает);
  • социальная ориентация плана;

-   обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

  • анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
  • установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

• оценку альтернативных вариантов плана;

  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев [10.с.54]).

Бизнес-план разрабатывается в следующих основных случаях:

  • при освоении новых сфер деятельности организации;
  • при создании новых видов бизнеса;
  • при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;
  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) приватизируемых предприятий);
  • при открытии организаций;
  • при внедрении новых продуктов;
  • при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.

Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.

     

Следующей функцией процесса управления является организация. Задачи ее:

  • деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
  • формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;
  • создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;
  • организация выполнения принятых решений;
  • текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
  • обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
  • преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т. д.).

Данный термин имеет сложную семантику, несколько смысловых значений. Другие значения его будут рассмотрены далее.

При этом, важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

  • пропорциональность;
  • непрерывность;
  • наличие целей;
  • эластичность действий;
  • устойчивость;
  • разделение труда;
  • кооперация труда;
  • соблюдение норм управляемости;
  • делегирование обязанностей и полномочий;
  • параллельность;
  • прямоточность (информационных потоков);
  • ритмичность;
  • концентрация однородных предметов труда в одном месте;

•  гибкость процессов.

Так, при пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.; при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности - равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т. д.

Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.

Важное условие рациональной организации управления - делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут принимать решения в порученных им областях.

Делегирование означает передачу задач и прав на принятие решений лицу, которое принимает на себя обязанность по их выполнению. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления.

Информация о работе Функции менеджмента в современной теории управления