Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт –постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. ния

Содержание

Введение 3
1 Понятие общих и конкретных функций менеджмента 5
1.1 Понятие функции менеджмента 5
1.2 Общие функции менеджмента 6
1.3 Конкретные функции менеджмента 10
2 Состав и содержание управленческих функций 13
2.1 Понятие и виды планирования 13
2.2 Понятие организационной функции 16
2.3 Понятие и принципы мотивации 20
2.4 Понятие, виды и этапы контроля 22
3 Взаимосвязь целей и функций управления 28
3.1 Цели организации, стратегическое планирование 28
3.2 Реализация стратегического плана, управление по целям 30
3.3 Роль целеполагания 31
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.69 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

1 Понятие общих и конкретных  функций менеджмента                         5

       1.1 Понятие  функции менеджмента                                                    5

       1.2 Общие  функции менеджмента                                                       6

       1.3 Конкретные  функции менеджмента                                              10

2 Состав и содержание  управленческих функций                                     13

       2.1 Понятие  и виды планирования                                                       13

       2.2 Понятие  организационной функции                                              16

       2.3 Понятие  и принципы мотивации                                                    20

       2.4 Понятие,  виды и этапы контроля                                                    22

3 Взаимосвязь целей и  функций управления                                             28

       3.1 Цели  организации, стратегическое  планирование                        28

       3.2 Реализация стратегического плана, управление по целям            30

       3.3 Роль целеполагания                                                                           31

Заключение                                                                                                      33

Список использованных источников                                                            34

       

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важная часть этого  изменения, как показывает мировой  опыт –постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере.        Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.           Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения. Процесс менеджмент (управление имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.   Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.   В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля. Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.                            При изучении вопроса данной темы следует знать определение функции менеджмента, обратить внимание на предпосылки к выделению функций. Также важно понимание значения выделения управленческих функций. Во-первых, функции менеджмента организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Во-вторых, выделение функций менеджмента  (управления) помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности. В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных или специальных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1    ПОНЯТИЕ ОБЩИХ И КОНКРЕТНЫХ ФУНКЦИЙ   МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Понятие функции менеджмента

 

Необходимость выделения  функций менеджмента, отделения  управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации  деятельности. Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции менеджмента как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг от друга. Анри Файоль выделил пять функций менеджмента: «управлять, означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».       

Функция менеджмента –  это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.     Среди основных характеристик функций менеджмента можно выделить следующие:           1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции;            2) целевая направленность этих работ;       3) обособленный комплекс выполняемых задач.     Функция менеджмента должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Выделение функций менеджмента имеет большое значение. Во-первых, функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Во-вторых, выделение функций менеджмента помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций менеджмента дает понимание сущности управленческой деятельности.[1]      

Анализ функций менеджмента  дает возможность систематизировать  знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования  их организации.

Результаты анализа –  основа для совершенствования существующей системы управления. Функции менеджмента  охватывает широкий круг вопросов, определяющих как природу, цель, структурные  свойства функций, так и способы  осуществления каждой функции, т. е. технологию процессов менеджмента. Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента. Результаты анализа могут быть выражены в виде функциональной модели управления, которая отражает взаимосвязь функций менеджмента с конкретными исполнителями, показывает, как связаны между собой подразделения в статике, отражает динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

 

1.2 Общие функции менеджмента.       Состав общих функций менеджмента не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций менеджмента. Тем не менее, можно упорядочить существующие различия в их классификациях:

  1. Выделяется или нет координация, как самостоятельная функция менеджмента;
  2. Выделяется или нет связующие процессы (процесс принятия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы реализации функций менеджмента;         
  3. Называют разное число категорий, в которое «собираются» функции менеджмента.           

         Ряд авторов выделяют пять функций: планирование, организации, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций. Однако, по нашему мнению, каждая функция представляет собой деятельность по координации, которую практически невозможно обособить в ограниченном количестве подразделений.

Рисунок 1 – Взаимосвязь общих функций менеджмента.

Интересный, но не совсем оправданный  подход к выделению функций менеджмента  предложен американскими учеными  в области управления Г. Кунцом и С. О’Доннелом. Они рассматривают функции менеджмента как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматриваемыми классификациями. Но необходимо отметить, что функции управления, как таковые, отличаются от функций управляющего. Представление о функциях управления, как функциях управляющего - это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль.[2]         

Можно выделить следующие  особенности общих функций менеджмента:

Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему  спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные функции управления могут приобретать доминирующий характер. 

         Общие функции управления не зависят от объекта управления, так как: во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам. Так, вполне правомерно говорить о контроле эксперимента, регулировании уличного движения, учете денежного обращения и т.д. 

        Функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет смысл, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе — содержательный характер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные организационные формы, характеризоваться определенными структурными формами.  В-третьих, функции управления применимы и к самому процессу управления (необходимо отметить, что процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реализации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управления, исследование и обеспечение свойств целостности, органичности, связности и т. д.   

         Следует отметить, что между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как некоторых «технологических переделов» управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования достаточно определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность. С учетом перечисленных особенностей можно выделить, как наиболее обоснованную, классификацию, данную М. Месконом. В этой книге принят подход, основанный на объединении существенных видов деятельности в небольшое число категорий, которые сейчас общепринято считать применимыми ко всем организациям. Авторы полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они также считают, что эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а руководство (лидерство) они рассматривают как самостоятельную деятельность. Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений называют связующими процессами.[3]      Планирование – это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.  Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.[4]

1.3 Конкретные функции менеджмента 

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Так как конкретные функции возникают  в результате наложения общих  функций управления на специфику  объектов управления, то перечень таких  функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих  функций.        В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты (рисунок 2).

Рисунок  2 – Представление об объектах конкретных функций управления            

Эта классификация представляет организацию как совокупность входов, выходов и процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. Но ведь систему можно рассмотреть  и с других позиций, детализируя  внутреннюю среду организации по составляющим (цели, задачи, структура, технология, персонал или другим).       

Можно рассмотреть наложение  общих функций управления на функциональные области менеджмента: стратегическое управление, маркетинг, инновационный  менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производством, которые выделились в процессе разделения труда в управлении в качестве самостоятельных участков работ. Это  тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления. Применительно к первой классификации конкретных функций управления можно выделить функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.  

Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и др. ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции: управление запасами; управление финансами; управление персоналом и т.д.       

Функции управления процессами. В любой организации протекает  множество процессов, начиная от самого общего, процесса управления, и  до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного  процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции  управления:  управление материально-техническим снабжением; управление основным производством; управление вспомогательным производством;  управление обслуживающим производством совершенствование управления; управление сбытом; управление маркетингом и т.д.       

Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:  управление качеством, управление производительностью, управление затратами и т.д.[5]

Информация о работе Функции менеджмента