Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:19, курсовая работа
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт –постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. ния
Введение 3
1 Понятие общих и конкретных функций менеджмента 5
1.1 Понятие функции менеджмента 5
1.2 Общие функции менеджмента 6
1.3 Конкретные функции менеджмента 10
2 Состав и содержание управленческих функций 13
2.1 Понятие и виды планирования 13
2.2 Понятие организационной функции 16
2.3 Понятие и принципы мотивации 20
2.4 Понятие, виды и этапы контроля 22
3 Взаимосвязь целей и функций управления 28
3.1 Цели организации, стратегическое планирование 28
3.2 Реализация стратегического плана, управление по целям 30
3.3 Роль целеполагания 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Мотивация – более широкое понятие, которое можно рассматривать в двух аспектах:
1) как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения;
2) как определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.
Причем, до ХХ века не только в России, но и в странах Запада люди работали по 10–14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хватало для выживания.
Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди – чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилищ и т. д.
Но уже к началу XX века,
хотя жизнь простых людей особенно
не улучшилась, Ф. Тейлор и его сторонники
осознали неэффективность заработков
на грани голода. Была определена «достаточная
дневная выработка», а труд сверх
этой нормы оплачивался
По мере улучшения жизни людей «пряник» не всегда заставлял человека трудиться усерднее. Это побуждало искать новые решения проблемы мотивации. В начале XX века «теория подсознательного» З. Фрейда уже увидела свет, но менеджеры не сразу обратили внимание на фрейдовский тезис о том, что люди не всегда поступают рационально.
Первым, кто обнаружил, что
четко разработанные рабочие
операции и хорошая заработная плата
не всегда ведут к повышению
Теории мотивации можно разделить на две группы:
1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности и потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это теории А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.МакКлелланда, К.Альдерфера и др.);
2) процессуальные теории мотивации – базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания В. Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Для понимания
теорий мотивации необходимо уяснить
смысл главных понятий – «
Вознаграждение – это то, что человек получает по результатам работы и считает ценным для себя. Существуют два типа вознаграждений: внутреннее (дает сама работа – значимость, самоуважение, содержательность, возможность творчества и др.) и внешнее (дается организацией – заработная плата, символы служебного статуса, продвижение по службе и др.).Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен установить, каковы потребности работников. В этом состоит смысл содержательных теорий мотивации.[5]
2.4 Понятие, виды и этапы контроля
Контроль можно
По стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения.
В зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль, контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК), инспекционный контроль, государственный, международный контроль.
По степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный контроль.
По режиму контроля: усиленный и нормальный контроль.
По степени механизации: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль.
По способу получения и обработки информации: регистрационный, статистический, расчетно-аналитический.
По периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический.
По времени контроля: предварительный, текущий, заключительный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов, его цель – обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.
Планирование и создание
организационной структуры
Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
В отношении материальных
ресурсов вырабатываются стандарты
допустимого качества материалов, поступающие
материалы проверяют на соответствие
этим стандартам; тщательно выбираются
поставщики для заключения договоров,
устанавливаются минимальные
Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план. Он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации, а также устанавливает предельные значения затрат по каждому структурному подразделению.
В области человеческих ресурсов для осуществления эффективного отбора персонала анализируются деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливается минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям. Сформулировать такие требования помогают внутрифирменные профессиональные стандарты специалистов.
Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель – совершенствование деятельности, координация для движения к цели. Чаще всего объектом текущего контроля являются подчиненные, а субъектом – их начальники. Задача этого вида контроля – своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
Текущий контроль осуществляется
на основе обратной связи, которая представляет
собой получение данных о ходе
процессов. Текущий контроль позволяет
руководству выявить
Заключительный контроль
осуществляется после выполнения работы.
Это контроль итогов, его цели –
формирование мотивационных вознаграждений,
корректировка поведения
В процедуре контроля выделяют следующие этапы:
Первый этап. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которые должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель получить прибыль 1 млн. руб. за 2001 год. В данном случае временной период составляет 1 год, а критерием является 1 млн. руб. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной.
Достаточно легко установить стандарты для величин, поддающихся количественному измерению: по прибыли, объему продаж. Но некоторые важные цели не поддаются количественному выражению напрямую. Например, повышение степени удовлетворенности работой. В таком случае проводятся различные обследования и опросы, происходит косвенное выражение через другие показатели, например количество увольнений (сокращение увольнений обычно считается проявлением удовлетворенности работой). Однако, используя косвенные показатели, менеджеры должны тщательно анализировать внутренние и внешние факторы, оказывающие на них влияние. Так, количество увольнений может сократиться не в результате удовлетворенности работой, а из-за экономического кризиса в стране, когда люди опасаются, что не найдут другую работу.
Второй этап процесса контроля
состоит в сопоставлении
Необходимо иметь в виду, что контроль должен быть экономически эффективным, то есть преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Это достигается использованием метода управления, но принципу исключения. Суть его в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Для этого руководство решает важную задачу — устанавливает масштаб допустимых отклонений. Если обнаруживаются отклонения, которые не выходят за рамки этого масштаба, то такие отклонения не вызывают тревоги.
Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Здесь важно правильно выбрать единицу измерения, установить частоту измерений. Все это определяется спецификой вида деятельности, подлежащей контролю. Любая система сбора информации и ее обработки довольно дорога, поэтому менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее.
В обеспечении эффективности контроля важно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя. Поэтому менеджеры должны оценить полученные данные о результатах работы и определить, насколько они необходимы и достоверны. Только после этого можно сопоставлять достигнутые результаты с установленными стандартами.
На третьем этапе менеджер определяет, какие действия необходимо предпринимать; такими действиями могут быть:
Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать.
Устранение отклонений. В
случае обнаружения значительных отклонений
от стандартов (превышающих масштаб
допустимых отклонений) следует установить
причины отклонений и добиться возвращения
к правильным действиям. Это происходит
через изменение некоторых
Изменение стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично, и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. В таких случаях стандарты пересматриваются в сторону понижения.
Бывают ситуации, когда в процессе контроля выявляется необходимость пересмотра стандартов в сторону повышения. Это нередко случается в успешно работающих организациях.[2]
3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Цели организации, стратегическое планирование
Важным этапом при планировании является выбор целей. Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность. Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы. Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
1) формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
2) положение фирмы по отношению к внешней среде;
3) культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;