Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:28, реферат
В связи с этим становится актуальной и цель данной работы: изучить функции муниципального управления на основе обзора отечественной и иностранной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление…………………………………………...4
Глава 2. Функции муниципального управления (А.А. Васильев)…………….6
Глава 3. Функции муниципального менеджмента (Л.М. Голубушкин)……...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Кафедра «МЕНЕДЖМЕНТ»
Реферат
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему: Функции муниципального управления
| Студентка гр. 07-МЕН Боголепова М.А.___________ Научный руководитель Голубушкин Л.М.___________ |
Нижний Новгород, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Муниципальное управление…………………………………………...4
Глава 2. Функции муниципального управления (А.А. Васильев)…………….6
Глава 3. Функции муниципального менеджмента (Л.М. Голубушкин)……...11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях (экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях – объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления.
Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной, гибкой и демократической системы муниципального управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения бюрократической и авторитарной систем управления.
Для достижения всех этих целей необходимы грамотные управленческие кадры, новое поколение государственных и муниципальных служащих. Для эффективной деятельности им необходимо глубокое знание теории и практики муниципального управления, умение выявлять и использовать возможности каждого из элементов механизма муниципального управления, видеть имеющиеся связи и взаимозависимость между ними, тенденции развития управляемых объектов. Только так можно достичь системности и комплексности, прозрачности и эффективности муниципального управления.
Муниципальное управление, как и любое другое, это целая система, совокупность множества элементов. И для эффективного её функционирования квалифицированный специалист должен изучить все эти элементы, изучить объект управления от и до. В связи с этим становится актуальной и цель данной работы: изучить функции муниципального управления на основе обзора отечественной и иностранной литературы.
В свою очередь, цель может быть разбита на следующие задачи:
изучение понятий муниципальное управление и муниципальный менеджмент;
сопоставление понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»;
описание функций муниципального управления.
Глава 1. Муниципальное управление
Говоря о муниципальном управлении, нельзя не коснуться определения данного понятия. Васильев А.А. в своей книге «Муниципальное управление» приводит такие характерные черты муниципального управления:
муниципальное управление – это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей и реализация соответствующих задач как самоуправляющейся территориальной целостности;
муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются субъект (органы местного самоуправления) и объект (само муниципальное образование), постоянно воздействующие на началах самоорганизации и самоуправления;
муниципальное управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование), с общими для всех элементов целями и задачами;
муниципальное управление - это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему – муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;
муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации → муниципальное образование →ТОС), где система внутреннего уровня выступает в росу субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.
В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.
А если присутствует управленческая деятельность, должен быть и менеджер. Однако, А.А. Васильев, изучив английский термин «менеджмент», пришел к выводу, что «муниципальный менеджмент» не тождественен «муниципальному управлению». Для него муниципальный менеджмент «только использование инструментов менеджмента в муниципальном управлении». Поэтому и функции муниципального управления он относит к специальным, связанным со спецификой субъекта и объекта управления. «Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремится деятельность органов местного самоуправления. Исходя из этого, можно сделать вывод, что функции муниципального управления – это конкретные виды управляющих воздействий органов муниципального управления на муниципальное образование, отличающиеся по предмету, содержанию и способу»
Однако, Л.М. Голубушкин в своей книге «Государственное и муниципальное управление: системный подход» рассматривает именно функции муниципального менеджмента, то есть универсальные функции, связанные с самим процессом управления. «Функции муниципального менеджмента – это виды деятельности государственных и муниципальных служащих по поддержанию и развитию региональных социально-экономических систем. Перечень функций задается порядком подготовки, принятия и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления»
Возможно ли в вопросе функций муниципального управления допустить однородность терминов «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент»? Может быть, специальные функции муниципального управления по Васильеву могут быть описаны с помощью универсальных функций менеджмента: планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решения, прогнозирование? Для ответа на этот вопрос необходимо подробнее изучить мнения вышеупомянутых авторов, что и будет сделано в ходе данной работы.
Глава 2. Функции муниципального управления (А.А. Васильев)
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, решаемых задач и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:
обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;
охрана общественного порядка и окружающей среды;
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения:
Важной стороной муниципальной деятельности является создание условий для эффективного участия населения в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.
Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования.
Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражение недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами:
Свое предназначение органы местного самоуправления могут оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.
Право собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъекта федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом праве передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов.
К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его использовании; установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования:
Муниципальные образования – представляют собой своеобразные территориально-
Функции комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляются, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.
Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных на территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, и другие организационные формы координации как советы директоров, советы предпринимателей и др.