Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:28, реферат
В связи с этим становится актуальной и цель данной работы: изучить функции муниципального управления на основе обзора отечественной и иностранной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление…………………………………………...4
Глава 2. Функции муниципального управления (А.А. Васильев)…………….6
Глава 3. Функции муниципального менеджмента (Л.М. Голубушкин)……...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
В зависимости от целей и характера осуществления контрольных функций контроль может быть стратегическим и оперативным. Стратегический контроль предусматривает отслеживание соответствия деятельности хозяйствующих субъектов намеченным в стратегическом плане целям. Осуществление стратегического контроля является возможным при налаживании эффективного оперативного контроля, нацеленного на выполнение задач функциональными подразделениями региональной власти. Обязательства по использованию того или иного вида контроля должны быть равномерно распределены между уровнями власти.
На муниципальном уровне контроль выполняет три функции: стимулирующую, фискальную и санкционную.
Стимулирующая функция контроля направлена на предоставление благоприятных условий и льгот тем предприятиям, деятельность которых является полезной для региона и муниципалитета и находится в русле приоритетных задач развития территории.
Фискальная функция контроля нацелена на поддержание бюджетной и налоговой дисциплины физическими и юридическими лицами, чья производственная деятельность протекает на территории муниципалитета; плательщиками местных налогов и сборов, использующих территорию муниципального образования и объекты закрепленной за ней собственности с целью получения прибыли. В России фискальная функция менее всего выражена в деятельности местных органов самоуправления, поскольку муниципалитеты наделены крайне низкой долей собственных средств, а сбором налогов занимаются, как правило, представители государственной власти.
Санкционная функция контроля напрвлена на разработку средств административного влияния и запретительных мер в отношении субъектов, чья деятельность наносит ущерб населению, проживающему на территории этого муниципального образования. Исполнение санкционной функции органами местного самоуправления не является необходимым элементом муниципальной власти как публичного общественного института, призванного защищать первоочередные интересы жителей в местах их компактного проживания.
Объектом муниципального контроля являются договора, обязательства предприятий и учреждений, бюджеты, целевые программы, собственность и фонды общественных организаций и местных органов власти.
В зависимости от характера используемых средств деятельности выделяются следующие виды контроля: служебный, санитарный, средовой, юридический и финансовый.
В муниципальном менеджменте контроль выполняет конституирующую и регулирующую функции. Значение конституирующей функции состоит в том, чтобы определить общие правовые рамки деятельности субъектов территориального образования, их статуса места в системе общественных отношений. Регулирующая функция заключается в систематизации текущей деятельности этих субъектов, а также отражает принятый в данном сообществе порядок подготовки и принятии решений. Конституирующую муниципального контроля выполняет устав муниципального образования (в ряде стран – хартии), тогда как регулирующую – регламент работы его правительственных и исполнительных органов.
Мотивация как функция муниципального менеджмента имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что стимулирование труда муниципального служащего в меньшей степени, чем других категорий работников, определяется размерами заработной платы. Демографический анализ кадрового состава государственной и муниципальной службы свидетельствует о преобладании служащих в возрасте от 41 до 45 лет. Начавшийся приток молодежи в органы муниципальной власти вызван значительной заинтересованностью местных властей в нахождении нестандартных форм решения актуальных проблем. Готовность молодежи работать в органах власти диктуется, главным образом, действующим статусом государственного (муниципального) служащего, а также широкими возможностями и перспективами, которые открывает пребывание на соответствующих должностях. В ходе работы молодой сотрудник не только получает некоторые навыки работы в административной сфере, но и обретает связи, полезные знакомства, позволяющие ему легче реализовать свою карьеру даже в случае ухода из органов власти. Законы о государственной и муниципальной службе предоставляют также человеку значительные преимущества перед другими категориями работников: возможность бесплатно повысить свою квалификацию и профессиональный уровень, пенсионное обслуживание за выслугу лет, обязательное государственное страхование, возможность предоставления жилья, служебного транспорта и пр. Всё это служит естественным фоном для создания мотивационного эффекта при отборе и координации работ административного персонала региональных органов власти.
Принятие решений в системе государственной и муниципальной власти имеет свои особенности, связанные с тем, что вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Центральными субъектами, участвующими в подготовке и принятии решений на государственном уровне, являются глава государства, правительство, законодательный орган власти, а также Конституционный и Верховный суды. В сферу принятия таких решений входят вопросы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, обеспечения её безопасности, защиты интересов её поданных как внутри страны, так и за пределами, поддержки и развития её ключевых институтов и пр. На местном (региональном и муниципальном) уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения также выступают представители основных ветвей власти того или иного территориального образования.
Решения, принимаемые органами власти, подразделяются на политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д. Решения, принимаемые различными категориями должностных лиц аппарата управления, принимают особый характер, определяемый их местом в структуре взаимодействия этих функций друг с другом. В зависимости от уровня целей разработанного плана выделяют стратегические и оперативные решения. Организационные особенности обуславливают проявление сложных (комплексных) и простых, одно- и многокритериальных, гибких и жестких, штатных и внештатных решений. Реализация функции контроля обеспечивает использование прямых и косвенных, предварительных, текущих и реализационных решений. Функция прогнозирования становится основой для выделения пробных и упреждающих, ситуационных и целевых, кратко-, средне- и долгосрочных решений.
Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения, преобразованный в перечень необходимых организационных норм, обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Это условие обеспечивается путем разработки соответствующего закона с соблюдением всех демократических принципов. Схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописываются соответственно в Конституции РФ, уставах регионов и муниципальных образований. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов. Нормативные наименования называются постановлениями, ненормативные – распоряжениями. Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент. Регламент включает в себя перечень предписаний, определяющих порядок в принятии управленческих решений на базе структуры административного органа в границах, выделенных в нем полномочий и распределения ответственности между членами.
Важнейшим политическим институтом, призванным публично утвердить публично-властные решения на основе активного участия жителей, а также при определении основных направлений в развитии территорий методом общего голосования, является референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Наряду с референдумом одной из форм работы с населением общественных организаций на территории являются опросы, по результатам которых формируются предложения для решения общественно значимых проблем. В отличие от референдума, опрос не имеет силы обязательного решения, однако органы государственной и местной власти обязаны учитывать выявленное в ходе опроса мнение жителей и использовать его в своей деятельности.
Значительная роль в разработке и принятии решений отводится информатизации процесса управления. Благодаря информатизации реальные власти оперативно обобщают информацию и повышают эффективность использования управленческих технологий, взаимодействуют со всеми заинтересованными структурами, упорядочивают процесс контроля за состоянием ключевых сфер жизнеобеспечения.
Применение информационных технологий в практике местного управления включает в себя различные сферы жизни общества, но в особенности используется в таких сферах, как оценка и регистрация земельных участков, состояние и ведение реестра собственников объектов недвижимости, оперативный учет потребителей коммунальных услуг, ведение учета состояния знаний, коммуникаций и лицевых счетов граждан, юридических лиц и пр.
Прогнозирование.
Согласно Федеральному закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу. Объектом прогнозирования на государственном уровне являются состояние и перспективы социально-экономического развития страны, оценка которых базируется на прогнозных результатах, достигнутых различными административными и хозяйственными субъектами на обозримый период. Оценка базируется на перечне необходимой статистической информации, на базе принятого классификатора по уровням государственного и муниципального управления.
Содержание функции прогнозирования в государственной и муниципальной сфере имеет исключительно социальный характер. Целью социального прогноза является предсказание результатов сложившихся тенденций в развитии общества, образуемых в ходе взаимодействия различных социальных групп, принятия политических решений, функционирования экономических институтов и агентов рынка.
Основными задачами прогнозирования являются:
предсказание тенденций развития территории на перспективу, в том числе вероятных темпов на уровне её развития, структурных сдвигов для определения того, что надо делать в настоящее время, чтобы обеспечить надежное будущее;
постановка научно-технических, социально-экономических и других проблем, которые должны решаться в настоящее время в интересах будущего и по которым необходимо разработать программу для их решения;
предсказание последствий проводимых экономических и социально-экономических мероприятий с целью предупреждения диспропорций.
При проведении прогноза необходимо учитывать масштаб прогнозирования, время упреждения, характер объекта прогноза и его функцию.
Прогнозы могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными, а в зависимости от вида прогноза устанавливается технология его проведения, а также степень обоснованности и точности его результата.
В целом можно выделить три функции прогнозирования:
1. предвидение возможных тенденций, способных изменить ближайшие условия деятельности субъекта управления (поисковая функция);
2. выявление альтернативных вариантов воздействия на естественную траекторию развития объекта с целью выбора оптимального решения (оптимизационная функция);
3. оценка хода и последствий исполнения принятого решения со слежением и коррекцией соответствующей деятельности (контрольная функция).
Объектом прогнозирования в муниципальных системах является динамика социально-экономических процессов на территории, находящейся под контролем местной власти (региона, муниципалитета). Содержание этой динамики составляют доходы населения, объемы инвестиций на территории, объемы бюджетных поступлений и расходов. Результатом прогнозирования является разработка упреждающих (в случае использования нормативного прогноза) и целеполагающих (в случае поискового) мер, направленных на реализацию объекта прогнозной оценки.
Прогнозирование – способ предсказания будущего, основанный на перечне научно выверенных методов количественной и качественной обработки текущей информации, - это предсказательная сторона прогноза. А вторая сторона прогноза – предуказательная – рассказывает его содержание, так как получение информации о будущем может и не являться самоцелью, а служить основой для принятия полновесных и взвешенных решений.
Заключение
В данной работе были исследованы и изучены функции муниципального управления. Пытаясь достичь поставленную цель, мы затронули вопрос однородности понятий «муниципальный менеджмент» и «муниципальное управление». Изучив и проанализировав несколько литературных источников, мы пришли к такому выводу: в вопросе функций муниципального управления можно допустить тождественность понятий «менеджмент» и «управление». Все специальные функции входят в более широкие по содержанию основные функции менеджмента[3]:
Благодаря функции планирования территориальное образование определяет перспективные направления своей деятельности, распределяет имеющиеся ресурсы в соответствии со сложившимися на различных территориальных уровнях потребностями и выработанными приоритетами.
На основе разработанных планов осуществляется организация деятельности государственных и муниципальных органов власти по исполнению запланированных целей и задач. Для реализации этой функции проектируется организационная структура управления территорией, определяется перечень функциональных подразделений аппарата управления, его территориальных уровней, избирательная модель местного самоуправления.
Спроектированная таким образом организационная структура региональной власти является основой налаживания многоуровневой, внутренне дифференцированной схемы контроля, обеспечивающего своевременное и бесперебойное выполнение запланированных целей на основе тесного взаимодействия субъектов контроля, как со службами самого аппарата, так и находящимися на территории региона предприятиями и учреждениями. Функция контроля должна быть дополнена функцией мотивации, обуславливающей внутреннее стремление исполнителей действовать в соответствии с целями и задачами организации.