Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:28, реферат
В связи с этим становится актуальной и цель данной работы: изучить функции муниципального управления на основе обзора отечественной и иностранной литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Муниципальное управление…………………………………………...4
Глава 2. Функции муниципального управления (А.А. Васильев)…………….6
Глава 3. Функции муниципального менеджмента (Л.М. Голубушкин)……...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования – необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований:
К основным целям муниципального управления относится улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.
Органы местного самоуправления обязаны заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципального управления. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Охрана общественного порядка и окружающей среды:
Общественный порядок – основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упорядочивания общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.
Охрану общественного порядка в муниципальном образовании главным образом обеспечивают муниципальные органы охраны общественного порядка.
В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру МВД России.
Окружающая природная среда – это естественная основа жизнедеятельности людей, необходимое условие и средство социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии с федеральными законами органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления:
во взаимодействии с государственными органами обеспечивают учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов в границах муниципального образования. При этом осуществляется также учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и подчинения;
принимают экологические программы в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также внебюджетные средства экологических фондов;
решая эти задачи, выдают разрешения на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
организуют утилизацию и переработку бытовых отходов, занимаются благоустройством и озеленением территории муниципального образования Условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов производится с учетом требований безопасности и безвредности для здоровья населения. Территории населенных пунктов содержатся в соответствии с санитарными правилами, установленными органами местного самоуправления.
Вокруг городов и промышленных поселков выделяются зеленые зоны как территории, выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
В ведении органов местного самоуправления находятся особо охраняемые природные территории местного значения.
По инициативе органов местного самоуправления организуется и проводится общественная экологическая экспертиза.
Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности.
Одним из принципов деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды является гласность в работе и тесная связь с общественными организациями, населением в решении природоохранных задач.
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством:
В России действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона деятельности органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения.
Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрациям предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни.
Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов.
Глава 3. Функции муниципального менеджмента
(Л.М. Голубушкин)
Реальное функционирование органов государственного и муниципального управления проявляется в следующих управленческих функциях:
планирование;
организация;
контроль;
мотивация;
принятие решения;
прогнозирование.
Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.
С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности территориальных образований традиционно выделяют три вида планов: краткосрочный (один год), среднесрочный (3 года) и долгосрочный (свыше 5 лет).
На основе разработанной программы развития территориального образования устанавливаются приоритеты и ценностные предпочтения. Благодаря функции планирования территориальные образования не только определяют для себя перспективы собственного развития, но и устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на территории. Открытость и взвешенность планов является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами.
Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего, это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны её жизни и базирующаяся на разработанной версии корпоративной миссии и геополитическом потенциале территории. Целью экономической концепции является заблаговременное рассмотрение отраслевых и общетерриториальных проблем, с которыми регион столкнется в далекой перспективе и по которым должна быть начата подготовка решений.
Разработанная концепция подкрепляется экономической стратегией, которая содержит анализ и оценку перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики.
Наконец, нижний уровень в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов. Это планы по определённым направлениям, точкам потенциального роста (например, план финансовой поддержки). Данные планы носят текущий характер и учитывают требования конкретных ситуаций.
Для реализации функции планирования решаются следующие задачи:
общее руководство реализацией планов и программ на территории;
согласование реализуемых планов с приоритетными задачами развития народного хозяйства;
разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов; составление оперативных планов и текущий контроль над их исполнением;
Планирование фискальной политики администрации региона и разработка предложений по методам привлечения средств на развитие территории;
разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории.
Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию.
Организация как функция муниципального менеджмента включает в себя реализацию следующих задач:
определение уровня в системе муниципального управления, распределение и закрепление полномочий между ними;
организация эффективного распределения финансовых потоков между уровнями и звеньями управления, закрепление устойчивых источников формирования бюджета;
определение оптимальной структуры управления администрацией органа власти;
организация взаимодействия функциональных и территориальных подразделений;
выбор оптимальной модели самоуправления;
организация кадровой работы в учреждениях местной власти.
Систему административного управления составляет взаимодействие между следующими блоками: общего мониторинга и стратегического планирования; исполнительных и обслуживающих подразделений. Каждый блок содержит перечень специализированных служб, деятельность которых координируется высшими должностными единицами.
Важнейшим звеном в реализации функции организации является организации кадровой работы в системе муниципального управления, основными направлениями которой является и управление персоналом администрации муниципального образования, и привлечение к решению муниципальных проблем субъектов гражданской инициативы, депутатов представительных органов власти, предприятий различных форм собственности, рядовых граждан.
Естественно, что основная роль вдохновителей и распорядителей всех форм муниципальной деятельности отводится аппарату муниципальных органов власти, основу которого составляют муниципальные служащие категории В, осуществляющие свои функции на профессиональной основе. Система эффективного управления муниципальной службы возможна при выполнении следующих задач: планирование кадров, отбор и подбор муниципальных служащих, разработка методологии оценки результатов труда, мотивация и контроль, развитие персонала, планирование карьерного роста, а также технология кадрового учета.
Контроль в государственной и муниципальной сферах подразделяется в соответствии с принципом разделения властей на три вида: исполнительный, законодательный и судебный. Исполнительный контроль связан с возможностью административного влияния на работу исполнительных органов власти различных уровней, ведомств и отраслей с ориентацией на реализацию основных направлений стратегического развития. Законодательный контроль предполагает правоспособность отдельных специализированных органов на территории оценивать соответствие деятельности субъектов различных уровней действующему законодательству. Судебный контроль опирается на отлаженную в судебной системе практику согласования решений между различными институтами судебной власти, установленный порядок принятия к производству и рассмотрения дел и др.