Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс управления и его функции.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить процессный подход к управлению;
- рассмотреть составляющие процесса управления;
- дать характеристику функций управления.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5
1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5
1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8
Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13
2..1 Планирование………………………………………………………...13
2.1. Организация…………………………………………………………..18
2. 3. Мотивация…………………………………………………...……….24
2.4. Контроль…………………………………………………………..…..28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5
1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5
1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8
Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13
2..1 Планирование………………………………………………
2.1. Организация…………………………………………………
2. 3. Мотивация…………………………………………………..
2.4. Контроль…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..….
Введение
Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.
В общем виде управление следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты, как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.
Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Изучение этого вопроса весьма актуально в данный период времени – период перехода к рыночным отношениям. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них имеет большое значение для системы управления любой структурой, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель работы – изучить процесс управления и его функции.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить процессный подход к управлению;
- рассмотреть составляющие процесса управления;
- дать характеристику функций управления.
Объектом исследования является система менеджмента, предметом – функции и процессы управления.
В процессе
исследования были использованы учебники,
тексты научных статей, информация
с сайтов.
Глава
1. Процессный подход
к управлению
. Понятие
процесса управления на предприятии
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
В системе производства продукции управление занимает определяющее место.
Характер
и эффективность процесса производства
товаров или услуг
Процесс управления состоит из ряда этапов:
1. Получение и обработка
2. Определение
хозяйственных принципов и
Хозяйственный ориентир — это весьма отдаленная цель. Хозяйственным ориентирам необходима большая, нежели принципам хозяйствования, конкретность и оперативность. При этом желательно иметь их расчетное выражение. Они определяются в зависимости от изменения внешней и внутренней среды предприятия. Число достигаемых ориентиров имеет связь с этапами развитая предприятия. Так, для небольшого предприятия обычно достаточно единого ориентира, который, как правило, определяется прибылью. Хозяйственная деятельность крупного предприятия определяется необходимостью достижения множества разнообразных ориентиров. При этом приоритеты у различных предприятий могут меняться. Примеры наиболее важных хозяйственных ориентиров: рост доли освоения рынка; увеличение доли новой продукции; прибыль на вложенный капитал; улучшение ассортимента продукции; рационализация производства; расширение сбытовой сети: улучшение условий труда; рост социального имиджа предприятия и т.д.
Цели предприятия отражают более конкретный уровень принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях.
Различают
общие цели предприятия и специальные.
Общие цели разрабатываются для
предприятия в целом. Они отражают
основную концепцию развития компании
(основные направления программы
развития) и разрабатываются на достаточно
длительную перспективу. Примерами
общих целей могут быть: обеспечение
оптимальной рентабельности производства;
обеспечение устойчивости положения
фирмы на рынке: разработка новых
направлений развития или новых
видов производственно-
Специальные цели определяются на основе общих целей предприятия по основным видам и направлениям деятельности в каждом из производственно-хозяйственных подразделений.
Задачи — это, по существу, развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообразным. В качестве примера отметим лишь некоторые наиболее важные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квалификации персонала; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т.д.
Качество работы менеджера по выполнению поставленных задач и достижению намеченных целей получает оценку лишь в результате реализации произведенной продукции на рынке.
3. Выработка решений. Следующее звено процесса управления — выработка решения, которое следует в максимальной степени оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов. Решения являются основным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.
4. Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающие звенья процесса управления — выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.
Таким образом,
процесс управления — это совокупность
отдельных видов деятельности, направленных
на упорядочение и координацию функционирования
и развития организации и ее элементов
в интересах достижения стоящих
перед ними целей. Процесс управления
начинается с получения и обработки
информации о состоянии управляемого
объекта. Информация — это передача
сведений о состоянии управляемой
системы объекта. Совокупность таких
сведений может быть представлена в
виде количественных значений переменных,
характеризующих систему. Для оптимального
использования обработанной информации
необходимо знать конкретные цели и
задачи. Первое правило эффективного
руководства: «Хорошо обдумайте
цели и задачи, стоящие перед предприятием».
Однако прежде чем определять конкретные
цели, необходимо сформулировать принципы
хозяйствования и выявить хозяйственные
ориентиры. [5, с. 45].
. Составляющие
процесса управления
В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. [3, с. 27].
Большинство
людей планируют свою деятельность
на день (месяц, год и т.д.), затем
организует ресурсы, которые потребуются
для выполнения их плана. По мере движения
вперед мы сравниваем то, что сделали,
с целями и задачами, которые поставили
ранее. Такая повседневная работа затрагивает
целый ряд управленческих функций.
Т.е. управление необходимо рассматривать
как циклический процесс, состоящий
из конкретных видов управленческих
работ, называемых функциями управления.
В социально- экономических системах
понятие “функция” также широко
применяется к системе в целом,
объекту и субъекту управления, отдельным
подсистемам и видам
Функция менеджмента
как возможная область
Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.
Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения. Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.