Функции процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить процесс управления и его функции.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить процессный подход к управлению;

- рассмотреть составляющие процесса управления;

- дать характеристику функций управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5

1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5

1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8

Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13

2..1 Планирование………………………………………………………...13

2.1. Организация…………………………………………………………..18

2. 3. Мотивация…………………………………………………...……….24

2.4. Контроль…………………………………………………………..…..28

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы………………………………………..….34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!.docx

— 58.07 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5

           1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5

           1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8

Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13 

          2..1 Планирование………………………………………………………...13

          2.1. Организация…………………………………………………………..18

          2. 3. Мотивация…………………………………………………...……….24

          2.4. Контроль…………………………………………………………..…..28

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы………………………………………..….34

 

Введение 

Процесс управления — это совокупность отдельных  видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов  в интересах достижения стоящих  перед ними целей.

В общем  виде управление следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В экономике  формируются, функционируют и развиваются  различные объекты, как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Изучение этого вопроса весьма актуально в данный период времени – период перехода к рыночным отношениям. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них имеет большое значение для системы управления любой структурой, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.

Цель работы – изучить процесс управления и его функции.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить процессный подход к управлению;

- рассмотреть составляющие процесса управления;

- дать характеристику функций управления.

Объектом  исследования является система менеджмента, предметом – функции и процессы управления.

В процессе исследования были использованы учебники, тексты научных статей, информация с сайтов. 
 
 

Глава 1. Процессный подход к управлению 

. Понятие процесса управления на предприятии 

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управление  представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

В системе  производства продукции управление занимает определяющее место.

Характер  и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается  уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым  элементом. Основные задачи управления — обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Сложность и динамичность современных  технологических процессов, информационных потоков, производственных и хозяйственных  связей, значительный объем работ  по сбору и обработке информации — все это обуславливает повышение  требований к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления — обеспечить единство, соответствие и согласованность  всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная  деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов.

Процесс управления состоит из ряда этапов:

         1. Получение и обработка информации  о состоянии управляемого объекта.  Информация — это передача  сведений о состоянии управляемой  системы объекта. Совокупность  таких сведений может быть  представлена в виде количественных  значений переменных, характеризующих  систему. Для оптимального использования  обработанной информации необходимо  знать конкретные цели и задачи. Однако прежде чем определять  конкретные цели, необходимо сформулировать  принципы хозяйствования и выявить  хозяйственные ориентиры.

2. Определение  хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. Принцип хозяйствования  — это основополагающее, кардинальное  направление деятельности предприятия.  Принципам хозяйствования обычно  свойственны стабильность и постоянство,  однако они при необходимости  могут подлежать корректировке  и пересмотру. Современные принципы  хозяйствования существенно отличаются  от традиционных. Это связано  с принципиально иными подходами  к пониманию целей производственной  деятельности, осознанию важности  учета социальной составляющей  менеджмента, сохранению окружающей  природной среды и др.

Хозяйственный ориентир — это весьма отдаленная цель. Хозяйственным ориентирам необходима большая, нежели принципам хозяйствования, конкретность и оперативность. При  этом желательно иметь их расчетное  выражение. Они определяются в зависимости  от изменения внешней и внутренней среды предприятия. Число достигаемых  ориентиров имеет связь с этапами  развитая предприятия. Так, для небольшого предприятия обычно достаточно единого  ориентира, который, как правило, определяется прибылью. Хозяйственная деятельность крупного предприятия определяется необходимостью достижения множества  разнообразных ориентиров. При этом приоритеты у различных предприятий  могут меняться. Примеры наиболее важных хозяйственных ориентиров: рост доли освоения рынка; увеличение доли новой продукции; прибыль на вложенный  капитал; улучшение ассортимента продукции; рационализация производства; расширение сбытовой сети: улучшение условий  труда; рост социального имиджа предприятия  и т.д.

Цели предприятия  отражают более конкретный уровень  принятия решений. Они могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Различают общие цели предприятия и специальные. Общие цели разрабатываются для  предприятия в целом. Они отражают основную концепцию развития компании (основные направления программы  развития) и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Примерами  общих целей могут быть: обеспечение  оптимальной рентабельности производства; обеспечение устойчивости положения  фирмы на рынке: разработка новых  направлений развития или новых  видов производственно-хозяйственной деятельности и т.д.

Специальные цели определяются на основе общих  целей предприятия по основным видам  и направлениям деятельности в каждом из производственно-хозяйственных  подразделений.

Задачи —  это, по существу, развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение  эффективности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообразным. В качестве примера отметим лишь некоторые наиболее важные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квалификации персонала; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т.д.

Качество  работы менеджера по выполнению поставленных задач и достижению намеченных целей  получает оценку лишь в результате реализации произведенной продукции  на рынке.

3. Выработка решений. Следующее звено процесса управления — выработка решения, которое следует в максимальной степени оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов. Решения являются основным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.

4. Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающие звенья процесса управления — выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.

Таким образом, процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов  в интересах достижения стоящих  перед ними целей. Процесс управления начинается с получения и обработки  информации о состоянии управляемого объекта. Информация — это передача сведений о состоянии управляемой  системы объекта. Совокупность таких  сведений может быть представлена в  виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и  задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте  цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные  ориентиры. [5, с. 45]. 
 
 
 

. Составляющие процесса управления 

        В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество  значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. [3, с. 27].

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем  организует ресурсы, которые потребуются  для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили  ранее. Такая повседневная работа затрагивает  целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным  подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в  системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция  как категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид  отношений между людьми как области  проявления сущности менеджмента. [7].

Функция менеджмента  как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы. Поэтому  функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единого  процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при  описании системы управления как  интегрированного процесса, направленного  на достижение четко определенной цели.

Сущностная  характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения. Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Информация о работе Функции процесса управления