Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа
Цель работы – изучить процесс управления и его функции.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить процессный подход к управлению;
- рассмотреть составляющие процесса управления;
- дать характеристику функций управления.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Процессный подход к управлению…………………………………….5
1.1. Понятие процесса управления на предприятии…………………….5
1.2. Составляющие процесса управления………………………………..8
Глава 2. Основные функции управления……………………………………..13
2..1 Планирование………………………………………………………...13
2.1. Организация…………………………………………………………..18
2. 3. Мотивация…………………………………………………...……….24
2.4. Контроль…………………………………………………………..…..28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..….34
Сущностная
особенность менеджмента
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.
Для менеджеров
знание взаимосвязи и взаимодействия
групп функций менеджмента
Отметим главные
особенности функций
Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Функции менеджмента,
помимо их интеграционной роли, обеспечивают
адаптацию производственно-
Под адаптивностью
понимается способность сохранения
качественной определенности функции
менеджмента при изменениях социально-экономической
среды. В систему адаптивных элементов
системы менеджмента включается
вся совокупность средств воздействия:
целевые, регулирующие, координирующие,
активизирующие, мотивирующие, контролирующие,
самоорганизующие. Отсюда следует, что
система средств воздействия
и взаимодействия по каждой функции
должна обладать гибкостью и обеспечивать
меньшие потери ресурсов при изменении
социально-экономических и
Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостной процесс.
Все многообразие функций
Общими
функциями являются: прогнозирование
и планирование; организация, координация
и регулирование; мотивация;
К числу
конкретных функций относят
Функции интересны тем, что
в систематизированном виде
В следующей
главе мы подробно рассмотрим основные
функции управления.
Глава 2.
Основные функции управления
2.1.
Планирование
В условиях
рыночных отношений планирование является
одним из важнейших условий организации
эффективной работы предприятия. Планирование
охватывает все основные сферы его
производственно-хозяйственной
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
- процесс целеполагания (определение системы целей);
- процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
- процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.
Само по
себе наличие цели еще не означает,
что она будет достигнута, необходимо
наличие соответствующих
Для реализации
процесса планирования также необходимо
иметь налаженную организационную
систему. Работа организации направлена
на достижение планового показателя,
и от того, как построена и
Весь процесс
планирования в организации разделяется
на два уровня: стратегический и
оперативный. Стратегическое планирование
- это определение целей и
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. [4, с. 98].
Современный
темп изменения и увеличения знаний
является настолько большим, что
стратегическое планирование представляется
единственным способом формального
прогнозирования будущих
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя
Среда по отношению к фирме,
которая определяет рабочие
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: “Кто наши клиенты?” и “Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?” Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
1. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большенстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективнисти организации.
4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы. [2, с. 31].