Государственная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:43, реферат

Описание

Целостная и последовательная государственная молодёжная политика в сфере занятости молодёжи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........3
1. Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы.…………………………………………….………………………………….4
2. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………….………………….9
3. Реализация молодежной политики в Московской области……………………13
4. Заключение………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

молодежная политика.docx

— 56.33 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………........3

  1. Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы.…………………………………………….………………………………….4

 

  1. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации…………………………………………………………….………………….9

 

  1. Реализация молодежной политики в Московской области……………………13

 

  1. Заключение………………………………………………………………………...16

 

Список литературы…………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает  необходимость вернуть системе  власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих  духу времени государственных и  гражданских начал. В стоящих  за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и  именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских  устремлений, нового политического  качества.

Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических  групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется  теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  определяют её как самостоятельную  социально-демографическую группу.

Молодёжь имеет ряд  особенностей, вытекающих, прежде всего  из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую  она занимает в процессе воспроизводства  социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать  сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого  процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодёжь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударили по положению молодёжи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется девиантное поведение, безработица,  социальное неравноправие, депопуляция населения, маргинализация и криминализация, политическая индифферентность.

В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодёжи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что государственная молодёжная политика – это важнейшее направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодёжи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодёжи.

Государственная молодёжная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодёжных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодёжи. Эффективность реализации молодёжной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодёжи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

В связи с этим возникает  необходимость периодического исследования молодёжи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положении молодёжи может быть осуществлена государственная молодёжная политика.

Целостная и последовательная государственная молодёжная политика в сфере занятости молодёжи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи.

 

  1.  Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы.

Мировые сообщества, начиная  с 1950-60х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении  среди молодежи идеалов мира, взаимного  уважения и взаимопонимания между  народами"; в 1985 г., объявленном Международным  годом молодежи, были одобрены "Руководящие  принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих  последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

В данных документах на мировом  уровне определяется основная цель молодёжной политики – рассмотреть активное участие молодёжи и молодёжных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодёжная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.

В Российской Федерации на сегодняшний день существует большое  количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени  принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с  единой стратегией.

Именно молодёжь в сложившейся  социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.

Молодёжь характеризуется  теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  определяют её как самостоятельную  социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой  её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую  она занимает в процессе воспроизводства  социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать  сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого  процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Одно из первых определений  понятия "молодёжь" было дано в 1968 г.В.Т. Лисовским: "Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение  было дано И.С. Коном: "Молодёжь –  социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального  положения и обусловленных тем  и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации".

С точки зрения Д. Никольского "Молодёжь – это особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, положение которой  определено социально-экономическим  состоянием общества".

По мнению исследователя  В.Н. Боряза понятие "молодёжь" многогранно и имеет несколько смыслов. "Молодёжь есть – объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодёжью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; возрастные границы молодёжи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадий развития". Таким образом, по мнению Боряза, молодежь является специфической общественной группой, для которой характерны не только определенные возрастные границы, но и определенное познание (присвоение природы и сущности) общества и его закономерностей. Когда же процесс этого присвоения окончен, то представители данной группы перестают относить себя к молодёжи.

В возрастной психологии молодёжь характеризуется как индивид, у  которого происходит период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального  статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать  огромный поток информации. В этот период развиваются критичность  мышления, стремление дать собственную  оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с  тем в этом возрасте ещё сохраняются  некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у  молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений.

Проанализировав эти понятия, можно дать одно общее определение.

Молодёжь – это социально-демографическая  группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

Говоря о молодёжи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, не всегда задумываясь  о том, что понятие "молодёжь" включает в себя не только хронологические  и биологические, но и социально-психологические  характеристики. Кроме того, даже при  попытке определить возрастные рамки  молодёжи возникнут проблемы, так  как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий  жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей  продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы  понятия "молодёжь".

Различные авторы дают свои границы молодёжному возрасту:

по возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет – подростки, для  этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет  – юношество, начинается процесс  социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских  прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических ролей  и связанных с ними интересов  и ответственности; 20-24 года – собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет – старшая молодёжь, нашедшая свой путь в жизни.

А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодёжном возрасте можно выделить 3 группы молодёжного возраста: 15-17 лет – ранняя юность, 18 – 23 года – юность, 23-33 года – молодость. То есть молодёжный возраст по данной периодизации – от 15 до 33 лет.

Г.С. Абрамова, с позиций  возрастной психологии, классифицирует молодёжь следующим образом: подростковость – 13-17 лет, юность – 18-22 года, взросление – 23-30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодёжный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами.

Но большинство авторов  все же склоняются к возрастному  промежутку в 14-30 лет, поэтому классификация  В.В. Павловского представляется предпочтительной при проведении исследования в молодежной среде.

Информация о работе Государственная молодежная политика