Государственная служба и кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:03, курсовая работа

Описание

Место и роль государственной службы в системе государственного управления.
Система и виды государственной службы РФ.
Нормативно-правовое обеспечение госслужбы РФ.
Основные принципы и нравственные основы государственной службы.
Способы замещения государственных должностей и основания прекращения государственной службы.
Особенности менеджмента в государственной службе.
История госслужбы в России.

Работа состоит из  1 файл

Контра госслужба.docx

— 48.48 Кб (Скачать документ)

     Основные  обязанности гражданского служащего:1) соблюдать Конституцию РФ, ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ  и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать установленные в государственном органе правила служебного распорядка; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан; 8) беречь государственное имущество, предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера; 10) сообщать о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования служебного поведения, не нарушать запретов, которые установлены федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

     Полномочия  соединяют в себе права и обязанности. В новом законе к числу прав добавилось: гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять  иную оплачиваемую работу, если это  не приводит к конфликту интересов,  к числу  обязанностей: гражданский  служащий не вправе исполнять данное ему незаконное поручение.

     8. Государственная  должность: понятие,  классификация и  квалификационные  требования

     Должность – часть полномочий государственного органа, самая маленькая частица государственной власти.

     Должности гражданской службы подразделяются на следующие  категории: 1)руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2)помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3)специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4)обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

     Должности гражданской службы подразделяются на следующие  группы: 1)высшие должности гражданской службы; 2)главные должности гражданской службы; 3)ведущие должности гражданской службы; 4)старшие должности гражданской службы; 5)младшие должности гражданской службы. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

     Квалификационные  требования по должностям гражданской службы устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.  В число квалификационных требований по должностям категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований по должностям категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.

     Квалификационные  требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности устанавливаются для федеральных гражданских служащих указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ – законодательным актом субъекта РФ. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

     9. Способы замещения  государственных  должностей и основания  прекращения государственной  службы

     Гражданин поступает на государственную службу на неопределенный срок, либо на условиях трудового договора на срок не более  пяти лет.

     В РФ существует 4 основных способа замещения  должностей:  1.Назначение — юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых должностью. Путем назначения замещается большинство государственных должностей. Это основной способ. 2.Выборы — предполагает согласие лица на избрание, обязательную процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ. 3.Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе. Так замещаются научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную должность. Такие должности замещаются на определенный срок (до 5 лет). Обязательно объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность, либо признает избранным. Но назначается на должность приказом руководителя. 4.Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается договор на определенный срок, применяется в ОВД и Службе по контракту. Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.

     Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: 1) соглашение сторон служебного контракта; 2) истечение срока действия срочного служебного контракта; 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; 7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; 8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; 9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; 10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта; 11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;12) выход гражданского служащего из гражданства РФ; 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами; 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 ФЗ; 15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

     При сокращении штатов или в результате других мероприятий  должно учитываться преимущественное право на оставление на государственной службе имеют государственные служащие  с более высокими результатами служебной деятельности и квалификации. При равных результатах предпочтение отдается: семейным служащим при наличии двух или более иждивенцев, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; имеющим длительный стаж непрерывной службой в данном государственном органе; повышающим квалификацию; инвалидам войны; женам военнослужащих; чернобыльцам.

     10. Особенности менеджмента  в государственной  службе.

     Менеджмент - это современный этап социального управления, которая в свою очередь является одним из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и т.п.) в системе "человек-человек". Как известно, первоначально менеджмент возник в сфере производства и коммерции. Здесь философия и технология менеджмента развивались наиболее интенсивно и плодотворно прежде всего благодаря конкурентной среде, обеспечивающей естественный отбор самых эффективных подходов к управлению организациями, более четким и однозначным критериям оценки качества управленческой деятельности. Однако сегодня новый тип управленческих отношений и соответственно, новые технологии управления распространяются во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и др. Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, то есть как государственный менеджмент.

     Государственная служба - очень емкое понятие и может в разных обстоятельствах рассматриваться как сфера и вид деятельности; социальный институт; функция; отношение (правоотношение); взаимосвязь; социальная система; социально-профессиональная группа; теория; учебная дисциплина и др. Госслужба - непременный атрибут любого государства на всех стадиях его развития.

     Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления следующими особенностями: новым типом, иными принципами управленческих отношений; использованием современных технологий управления; научностью, прагматизмом, ориентацией на эффективность управления; профессионально подготовленным аппаратом.

     Специфика государственного менеджмента проявляется в наличии: условий и содержания управленческой деятельности; особых методов управления (принуждение); целей государственного управления; собственных критериев эффективности.

     Пока  в нашей стране складываются только внешние формы и атрибуты менеджмента, в государственном управлении провозглашены  новые принципы и подходы, предпринимаются  попытки сформировать на их основе систему организационных институтов государственного менеджмента. Введена  новая учебная специальность "Государственное  и муниципальное управление" и  т.д. Однако нет главного - новой системы  отношений в государственном  аппарате, ориентированной на реальную эффективность, на человека, на внедрение  новых приемов и технологий в  государственном управлении.

     11. Правовые и организационные  основы  управления  госслужбой.

     В ФЗ «О системе государственной службы в РФ» от 27.05.2003г установлено, что  управление госслужбой осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов  федерации, в конкретных государственных  органах.

     На  федеральном уровне вопросами государственных  служащих осуществляют  Управление Президента РФ по вопросам государственной службы (Дубик  С.Н.), Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ; комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления (УП РФ от 30.03.2006 г. N 285).

     Основными задачами Управления являются: содействие Президенту РФ в пределах своих полномочий в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы РФ (далее - государственная служба), в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам; обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы; участие в работе по совершенствованию правовых основ государственной службы. Основными функциями Управления являются: 1.участие в подготовке законопроектов по вопросам государственной службы, вносимых Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента РФ по названным вопросам; 2.представление предложений Президенту РФ по вопросам организации государственной службы, подготовки граждан для прохождения государственной службы, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих; 3.участие в подготовке проектов федеральных целевых программ по вопросам государственной службы; 4.обеспечение выполнения Администрацией Президента  РФ функции координатора федеральных целевых программ по вопросам государственной службы; 5.организационное обеспечение деятельности рабочих органов по подготовке мероприятий, связанных с реформированием государственной службы; 6.участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;  анализ практики применения федерального законодательства по вопросам государственной службы, подготовка докладов, аналитических и информационных материалов для Президента РФ по вопросам реформирования и развития государственной службы; 7.координация деятельности по формированию, размещению и исполнению государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в федеральных органах государственной власти; 8.обеспечение выполнения Администрацией Президента РФ функции государственного заказчика подготовки (стажировки) государственных служащих за рубежом; 9.формирование на основе предложений государственных органов проектов утверждаемых Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ ежегодных планов подготовки лиц, замещающих должности государственной службы; 10. отбор лиц, замещающих должности государственной службы, для направления на подготовку (стажировку) за рубеж, контроль за качеством прохождения указанными лицами стажировки, учет лиц, прошедших стажировку; 11. участие совместно с заинтересованными государственными органами в переговорах с государственными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам заключения соглашений о подготовке (стажировке) за рубежом лиц, замещающих должности государственной службы, а также по другим вопросам, связанным с государственной службой; 12.взаимодействие с Российской академией государственной службы при Президенте РФ по вопросам реализации основных направлений ее деятельности; 13.осуществление мониторинга реформирования и развития государственной службы; 14.участие в пределах своей компетенции в проверках реализации федеральными органами исполнительной власти федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ по вопросам государственной службы.

Информация о работе Государственная служба и кадровая политика