Государственное управление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Определить само понятие “управление”.
Рассмотреть специфику государственного управления.
Выявить составляющие эффективности государственного управления.
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Дать характеристику исполнительной власти
Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.

Содержание

Введение 3

Глава I. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 4-9

Управление как социальное явление 4-5
Специфика государственного управления. Цель, функции, принципы. 5-6
Недостатки существующей системы государственного управления. 6-8
Глава II. Исполнительная власть 8-13

2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. 8-9 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти РФ

2.2 Соотношение государственного управления с исполнительной властью 11-13

Глава III. Пути повышения эффективности государственного управления в РФ 13-14

Заключение 15

Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.33 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 

Факультет управления и предпринимательства

Кафедра государственного и муниципального управления 

Контрольная работа по дисциплине: Система государственного и муниципального управления 

Тема: Государственное  управление в РФ 
 
 
 

                                                                                          Выполнил: студент гр.12667-08

                                                                                                                        Петров А.И.

Проверила: доцент Фиалковская И.Д. 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2010 

План

стр.

Введение                                                                                                                                                  3

Глава I.  Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления            4-9

    1. Управление как социальное явление                                                                                           4-5
    2. Специфика государственного управления. Цель, функции, принципы.                                  5-6
    3. Недостатки существующей системы  государственного управления.                                     6-8

Глава II.   Исполнительная власть                                                                                                     8-13

2.1   Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти.                     8-9  Принципы    организации и деятельности органов исполнительной власти РФ                       

2.2   Соотношение государственного управления с исполнительной властью                          11-13

Глава III.     Пути повышения эффективности государственного управления в РФ                  13-14

Заключение 15

Список литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться  успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации  ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества, а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой. Безусловно, что данная проблема является  наиболее острой и  фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон - Конституция является квинтэссенцией  мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку. В данном контексте напрашивается весьма резонное умозаключение, и здесь уместно перефразировать слова гениального М. Булгакова, вложенные в уста профессора Преображенского - “разруха начинается с головы!”

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие  задачи:

  1. Определить само понятие “управление”.
  2. Рассмотреть специфику государственного управления.
  3. Выявить составляющие эффективности государственного управления.
  4. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
  5. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
  6. Дать характеристику исполнительной власти
  7. Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.

     Глава 1.   Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления

1.1   Управление, как социальное  явление.

 

      Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое  управление? Этот термин стал универсальным  средством характеристики определенного  вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих  общественно значимых целей.

      В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или  кем-либо). В подобном понимании оно  трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

  1. Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
  3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
  4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
  5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
  6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

      Таковы  основные черты, характеризующие общее  понятие управления. Они полностью  приемлемы, и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные  объединения (например, государство, общество, территориальное образование,  общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты,  семья и т.п.).

        1.2    Специфика  государственного  управления.

        Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление  (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:

           1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.

             2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.

           3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как  проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является  " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к само регуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.   

       Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 

1.3  Недостатки существующей системы государственного управления

          В настоящее время Российская Федерация столкнулась с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального и культурного характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы государственного управления, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать свой государственный административный аппарат.

           Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления. Российская Федерация, являясь страной с богатейшими природными ресурсами, обладая достаточным людским, научно-технологическим потенциалом, в последнее время потеряла свой вес на мировой арене. Экономическое и политическое могущество страны подорвано нерациональным экстенсивным развитием в течение долгого периода командно-административного управления, вследствие чего российская экономика переживает спад производства, потерю конкурентоспособности, утечку мозгов, отток капиталов за рубеж. Свободный рынок должен быть поддержан новым государственным регулированием, которое выступает краеугольным камнем в процессе оздоровления экономики страны, а также обретения Россией частично утерянного политического лидерства. России будет трудно идти по пути реформ, если будет сохраняться нынешнее положение, когда "обычному человеку противостоит огромная, жесткая и коррумпированная бюрократическая система, уродующая, подминающая под себя и рынок, и все общественные отношения". На государственное управление влияет множество факторов один из которых, так называемый бюрократизм.

Информация о работе Государственное управление в РФ