Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”.
Рассмотреть специфику государственного управления.
Выявить составляющие эффективности государственного управления.
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Дать характеристику исполнительной власти
Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.
Введение 3
Глава I. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 4-9
Управление как социальное явление 4-5
Специфика государственного управления. Цель, функции, принципы. 5-6
Недостатки существующей системы государственного управления. 6-8
Глава II. Исполнительная власть 8-13
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. 8-9 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти РФ
2.2 Соотношение государственного управления с исполнительной властью 11-13
Глава III. Пути повышения эффективности государственного управления в РФ 13-14
Заключение 15
Список литературы 16
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный университет
Факультет управления и предпринимательства
Кафедра
государственного и муниципального
управления
Контрольная
работа по дисциплине: Система государственного
и муниципального управления
Тема:
Государственное
управление в РФ
Проверила:
доцент Фиалковская И.Д.
Нижний
Новгород, 2010
План
стр.
Введение
Глава I. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 4-9
Глава II.
Исполнительная власть
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. 8-9 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти РФ
2.2 Соотношение
государственного управления с исполнительной
властью
Глава III. Пути повышения эффективности государственного управления в РФ 13-14
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества, а в нынешней ситуации тем более, является почти неразрешимой. Безусловно, что данная проблема является наиболее острой и фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления. Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон - Конституция является квинтэссенцией мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку. В данном контексте напрашивается весьма резонное умозаключение, и здесь уместно перефразировать слова гениального М. Булгакова, вложенные в уста профессора Преображенского - “разруха начинается с головы!”
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).
1.2 Специфика государственного управления.
Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к само регуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
1.3 Недостатки существующей системы государственного управления
В настоящее время Российская Федерация столкнулась с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального и культурного характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы государственного управления, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать свой государственный административный аппарат.
Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления. Российская Федерация, являясь страной с богатейшими природными ресурсами, обладая достаточным людским, научно-технологическим потенциалом, в последнее время потеряла свой вес на мировой арене. Экономическое и политическое могущество страны подорвано нерациональным экстенсивным развитием в течение долгого периода командно-административного управления, вследствие чего российская экономика переживает спад производства, потерю конкурентоспособности, утечку мозгов, отток капиталов за рубеж. Свободный рынок должен быть поддержан новым государственным регулированием, которое выступает краеугольным камнем в процессе оздоровления экономики страны, а также обретения Россией частично утерянного политического лидерства. России будет трудно идти по пути реформ, если будет сохраняться нынешнее положение, когда "обычному человеку противостоит огромная, жесткая и коррумпированная бюрократическая система, уродующая, подминающая под себя и рынок, и все общественные отношения". На государственное управление влияет множество факторов один из которых, так называемый бюрократизм.