Государственное управление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Определить само понятие “управление”.
Рассмотреть специфику государственного управления.
Выявить составляющие эффективности государственного управления.
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Дать характеристику исполнительной власти
Показать взаимосвязь между государственным управлением и исполнительной властью.

Содержание

Введение 3

Глава I. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления 4-9

Управление как социальное явление 4-5
Специфика государственного управления. Цель, функции, принципы. 5-6
Недостатки существующей системы государственного управления. 6-8
Глава II. Исполнительная власть 8-13

2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. 8-9 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти РФ

2.2 Соотношение государственного управления с исполнительной властью 11-13

Глава III. Пути повышения эффективности государственного управления в РФ 13-14

Заключение 15

Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.33 Кб (Скачать документ)

           Бюрократизм имеет множество проявлений: коррупция, формализм, произвол, бумажная волокита, плановость, дублирование различными органами одной и той же работы, "борьба бюрократических клик с целью поглотить друг друга", обесценение принципа продвижения чиновников в зависимости от образования, достижений. Данный список можно продолжать бесконечно. Все эти негативные тенденции имеют место в российской бюрократической системе, и вопрос о методах их устранения остро строит перед государством.

            Неэффективность работы российского бюрократического аппарата выражается в формализме, волоките, бюрократическом произволе, присвоении прав и полномочий граждан, замещении нескольких должностей одним лицом, отсутствии гласности при решении вопросов. Недостаточный образовательный уровень значительной части государственных служащих является фактором, снижающим качество работы бюрократического аппарата.

             Отказ от командно-административной модели развития привел к глубоким изменениям в системе государственного управления, возникновению новых государственных органов. Новые условия функционирования предъявляют новые требования к государственным служащим. Между тем, резко ухудшившееся материальное положение чиновников, изменения морально-этических норм общества способствуют расцвету таких негативных явлений в бюрократическом аппарате, как коррупция, хищения, снижение престижа государственной службы, ухудшение качества работы.

          Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существуют определенные трудности анализа современного состояния исполнительной власти в России в связи с тем, что отсутствует доступ к полной, достоверной информации. В связи с этим практически невозможно осветить изнутри исследуемую проблему из-за отсутствия практического материала.

1.4 Цель, функции и принципы  государственного управления.

      Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и  регулирующие функции. Цели государственного управления  возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности  данного общества. Они являются производными от целей общества.

Цели  государственного управления в современной  России.

  1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
  2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
  3. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
  4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
  5. Поддержание позитивной экологической обстановки.
  6. Поддержание рыночных механизмов.
  7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Функции государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.

Принципы  государственного управления:

  • Объективность
  • Демократизм
  • Правовая упорядоченность
  • Законность
  • Федерализм
  • Разделение власти
  • Публичность
 

Глава II. Исполнительная власть

     2.1. Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. 

       Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Рассмотрим признаки такого органа, а затем сформулируем его определение и кратко охарактеризуем виды органов исполнительной власти для того, чтобы в дальнейшем исследовать принципы организации и деятельности ее органов. Приведем признаки органа исполнительной власти

      Орган исполнительной власти: 1) составная  часть механизма исполнительной власти; 2) действует в сфере исполнительной власти, а не какой-то другой; 3) выступает  по поручению и от имени Российского  государства; 4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного  характера; 5) обладает собственной  компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы  и методы деятельности.

      Таким образом, орган исполнительной власти - составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в  сфере исполнительной власти; выступает  по поручению и от имени государства (Российской республики в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

      В определенном объеме в самой Конституции  содержится классификация органов  исполнительной власти. Это: 1) федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) правительства, советы министров; министерства, комитеты; службы, главные  управления, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др. (по организационно-правовым формам). В административно-правовой литературе различают органы общей  компетенции (правительства, советы министров); органы отраслевой компетенции (министерства, комитеты и др.), органы межотраслевой  компетенции (государственные комитеты по статистике, таможенный; по высшему  образованию и др.)

      Эти органы в свою очередь делят по порядку детальности: на коллегиальные  и единоначальные. К коллегиальным  относятся правительства, советы министров, государственные комитеты, комитеты, единоначальным — министерства, главныеуправления, департамент.

      В последние годы появилась и получила развитие такая форма как федеральная  служба: безопасности, по валютному  и экспортному контролю; занятости, миграционная и др.

      Итак, в систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят:

  1. принцип федерализма;
  2. принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти;
  3. принцип системности этих органов;
  4. принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе;
  5. принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий;
  6. принцип законности;
  7. принцип профессионализма и компетенции;
  8. принцип гласности;
  9. принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой её части некоторых своих полномочий;
  10. принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.

      Хотя  приведенная классификация несколько  условна, в ряде случаев она позволяет  по-новому взглянуть и на данную проблему в целом, и на систему, характер и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов исполнительной власти 

2.2 Соотношение государственного управления и исполнительной власти

              Изложенные выше положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Ранее подобный вопрос не возникал, ибо государственное управление безоговорочно отождествлялось с исполнительно-распорядительной деятельностью. Сейчас он актуален в силу того, что термин «исполнительно-распорядительная деятельность» утратил свое универсальное значение, исчез из языка нормативно-правовых актов различной юридической силы.

      Тем не менее, сохранилась единая корневая основа — исполнение. Она (эта основа) в равной мере характеризует как  исполнительно-распорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его «старом» понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени — категория политико-правовая, в то время как государственное управление — организационно-правовая.

      Следовательно, государственное управление практически  осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная 'деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

      Следует, однако, иметь в виду, что понятие  «государственное управление» —более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

      Соответственно  все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

      Изложенные  позиции нуждаются в определенных уточнениях, суть которых состоит  в следующем.

      Государственное управление — синоним государственно-управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.

      Сфера государственного управления — понятие, границы которого в современных условиях определяются не только практической деятельностью по реализации исполнительной власти, т.е. собственно работой субъектов этой ветви государственной власти, но и всеми иными проявлениями государственно-управленческой деятельности (например, деятельность управленческих по своему характеру звеньев, не являющихся непосредственными субъектами исполнительной власти).

      Государственно-управленческая деятельность — это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

      Органы, государственного управления — субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

      Исполнительные  органы — собирательный термин, который может быть использован для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур). При этом налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».

      Так, действующее законодательство Российской Федерации, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», нередко содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления» и т.п. Таким образом, суть проблемы исполнительной власти и ее соотношения с государственным управлением не должна сводиться к подмене одних терминов другими. Таким образом в практическом понимании государственное управление - это деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления.

Глава III. Пути совершенствования эффективности государственного управления в РФ 

              В сложившихся условиях очевидно, что необходимо повышать эффективность государственного управления через разработку специальных мер, в частности:

- проблема модернизации российской системы государственного управления должна исследоваться комплексно, как на уровне управлением персонала, так и с учетом воздействия на бюрократию других ветвей власти и общества.

-    принимать адекватные меры, направленные на поиск и преодоление глубинных причин дисфункций бюрократического аппарата

-    принимать решения по совершенствованию  системы государственного управления  на основе изучения опыта российских  регионов и зарубежных стран

Информация о работе Государственное управление в РФ