Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:41, контрольная работа
Итак, выделим следующие признаки юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность - это форма государственного принуждения и - при наличии вины - государственного осуждения нарушителя нормы права. Во-вторых, она применяется только к лицам, допустившим правонарушение. В-третьих, она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами. В-четвертых, ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия. В качестве пятого признака некоторые авторы называют общественное осуждение действий (бездействия) правонарушителя.
I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……….
1.1.Понятие государственного аппарата…………………………..
1. 2. Структура государственного аппарата……………………...
II. ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………………..
2.1. Законность. ……………………………………………..
2.2. Ответственность………………………………………………..
III. СПИСОК ИСПОРЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
IV. ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………….
ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.
ЗАКОННОСТЬ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В
I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.
1.1.Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.
В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко
организованная, строго упорядоченная целостная система.
В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и развитие государственного аппарата как единой целостной системы, входят:
- общность экономической основы различных государственных органов и
организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на
средства производства;
- единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;
- наличие в некоторых странах единой официальной идеологии;
- морально-политическое и идейное единство различных частей общества;
- наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей государственного аппарата;
- общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.
Понятие государственного аппарата — весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но не равнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятием системы диктатуры класса и политической системы общества. Соотносясь с понятием государственного аппарата, данные понятия тем не менее не идентичны ему. Так, если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны или в осуществлении государственной власти, то
понятием государственного аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятия системы диктатуры класса и политической системы общества являются, таким образом, более емкими и широкими, чем понятие государственного аппарата.
Аналогично в научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат
ограничивается лишь системой государственных органов.
Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, — от уровня их развития, четкости определения сферы
деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, — в значительной степени зависит уровень развития и эффективности государственного аппарата.
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное
соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками,
отличающими государственные
а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;
б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;
в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
г) наделение
государственных органов
Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками "государственно-властное полномочие" позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органам, с одной стороны, и
государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями — с другой. Практическое выражение "государственно-властные полномочия" находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применения мер
воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях — также мер государственного принуждения.
В состав каждого государственного органа, представляющего собой в практическом плане, по выражению В. И. Ленина, "ячейку человеческого коллектива, хотя бы в минимальной степени оформленного", входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и
полномочий. В его распоряжении имеются также особый технический аппарат, особые материально-технические средства ("материальные придатки"государственной власти), различные находящиеся в его ведении и управлении организации и учреждения.
Будучи составными частями одного и того же государств аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.
2. Структура государственного аппарата
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей,
каковы принципы
его организации и
В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие:
- система органов государственной власти,
- система органов государственного управления,
- система судебных органов и система органов прокуратуры.
Каждая из первых трех названных систем является носителем
соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной
и судебной.
В научной литературе нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой различные государственные власти, а следовательно, и их носители — государственные органы. Должны ли они быть равны или должна существовать их определенная
соподчиненность, субординация. .
Высказывается точка зрения, согласно которой все государственные власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается также мнение, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители должны при этом быть "впереди других".
Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашистской Германии, Италии и ряда иных стран.
Другой подход к решению проблем соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.
Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. Английским философом-материалистом Дж. Локком.
В своем знаменитом произведении "Два трактата о правлении" (1690) Локк писал: "Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть только одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные
подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган...".
Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему — государственный аппарат? Начнем с органов государственной власти, или — с законодательных органов.
Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.
Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является единственным законодательным органом государства" (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).
Конституции других стран в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентами законах. Так, например, действующая Конституция Франции устанавливает, что в законах могут содержаться правила, касающиеся "гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами"; обязанностей, накладываемых "национальной обороной лично на граждан и их имущество"; "гражданства, состояния и правоспособности лиц,
семейных отношений, наследования и дарения"; определения "преступлений и
правонарушений, а также налагаемых за них наказаний"; уголовного судопроизводства, амнистии, "создания новых судебных установлений и статуса судей" и др. (Конституция Французской Республики, 1958, ст. 34).
Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегируя их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.
Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоят далеко не так.
Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных
органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских сообществ.
Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается "суверенитет" высшего законодательного органа в правовой сфере.