Государственный аппарат: понятие, структура. Законность и ответственность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание

Итак, выделим следующие признаки юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность - это форма государственного принуждения и - при наличии вины - государственного осуждения нарушителя нормы права. Во-вторых, она применяется только к лицам, допустившим правонарушение. В-третьих, она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами. В-четвертых, ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия. В качестве пятого признака некоторые авторы называют общественное осуждение действий (бездействия) правонарушителя.

Содержание

I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……….
1.1.Понятие государственного аппарата…………………………..
1. 2. Структура государственного аппарата……………………...
II. ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………………..
2.1. Законность. ……………………………………………..
2.2. Ответственность………………………………………………..
III. СПИСОК ИСПОРЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
IV. ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Государственный аппарат.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Законом “Об основах государственной  службы” государственные должности  подразделены на три категории. Категорию “А” составляют государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Собственно государственную службу несут лица, замещающие государственные должности категорий “Б” и “В”.

К категории “Б” относятся государственные должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”, причем государственная служба на этих должностях ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности высшей категории.

Наконец, государственными должностями  категории “В” являются должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Государственная должность категории “Б” или “В”, включенная в Реестр государственных должностей государственной службы, образует государственную должность государственной службы. Государственным служащим считается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств  бюджета соответствующего субъекта федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Деление должностей по объему полномочий: на собственно должностных лиц и иных служащих, имеет большое юридическое значение. Очевидно, что не все должностные лица относятся к служащим, а те из них, которые состоят на государственной службе, являются должностными лицами. Проведение четкого раздела между двумя названными категориями работников государственных органов необходимо прежде всего для решения вопроса о возможности их привлечения к ответственности за служебные правонарушения.

На наш взгляд, основой классификации  индивидуальных субъектов государственного управления является степень причастности того или другого должностного лица к процессу формирования государственной политики, возможность реализации собственной воли, частного интереса в общегосударственной воле путем совершения  юридически значимых действий. С этой точки зрения, если государственный служащий (в том числе, государственный служащий, занимающий государственную должность), по определению, только проводит, реализует государственную политику, то должностное лицо (прежде всего, должностное лицо, не состоящее на государственной службе) государственную политику формирует.

Понятие должностного лица играет важнейшую  роль при определении круга деяний, относимых к должностным правонарушениям.7 Его легальная формулировка содержится в примечании к ст.170 Уголовного кодекса, в котором сказано, что должностными считаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно  должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. Разъяснение этому понятию было дано Пленумом Верховного суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г.

Во-первых, к представителям власти относятся работники государственных  органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Это должностные лица, наделенные полномочиями публичного характера, то есть распорядительной властью в отношении многих физических и юридических лиц, организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организации, в которой они состоят в должности.

При характеристике служебного статуса  представителей власти, конечно, уместнее было бы использовать термин “руководитель”. Но дело в том, что нормативная  лексика допускает его употребление, не вдаваясь в суть этого понятия. В проекте федерального закона “О борьбе с коррупцией” впервые предпринята попытка дать определение понятию руководителя  как  “должностного лица, занимающего особо ответственное положение”, то есть должностного лица, порядок назначения или избрания которого регулируется Конституцией Российской Федерацией, федеральными конституционными и иными федеральными законами, конституциями и уставами  субъектов Российской Федерации, а также лица, которому должностное лицо, занимающее особо ответственное положение, в установленном порядке делегирует реализацию отдельных своих полномочий. Такой подход нам кажется вполне оправданным. Именно потому, что руководители наделены несравненно большими правами, чем другие должностные лица и могут действовать от имени и по поручению государства как внутри  организации так и вовне ее, закон может и должен устанавливать повышенную ответственность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением должностных обязанностей.

Во-вторых, под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы и деятельности отдельных работников. А под административно-хозяйственными обязанностями - полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом.

Таким образом, должностные лица, своими действиями могут, вернее, не могут не создавать юридические последствия для организации, в которых они занимают должности. Вред, причиненный должностным лицом в результате противоправных действий, - всегда существенный вред, так как затрагивает интересы многих сторон, независимо от того, были ли направлены его действия на ущемление прав конкретного человека, группу лиц, организацию, государство или общество в целом. В этом заключается высокая общественная опасность противоправного поведения должностного лица государства, независимо от степени вины и направленности, всегда противоречащего целям государства, дискредитирующего деятельность органов государственной власти.

В юридической ответственности  всегда выражается негативная реакция  государства на поведение лица, совершившего правонарушение.8 При установлении и назначении ответственности принимает материальную форму государственный интерес, направленный на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государства и государственных институтов. Персональная ответственность служит задачам преодоления отчуждения чиновника от требований должности, налагаемых высоким общественным положением.

 

Итак, выделим следующие признаки юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность - это форма государственного принуждения и - при наличии вины - государственного осуждения  нарушителя нормы права. Во-вторых, она применяется только к лицам, допустившим правонарушение. В-третьих, она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами. В-четвертых, ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия. В качестве пятого признака некоторые авторы называют общественное осуждение действий (бездействия) правонарушителя.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

           1. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.:  “БЕК”, 1993. 301 с.

 

2. Бахрах Д.Н. Важные вопросы  науки административного права//Государство  и право. 1993. №2. С. 37-45.

 

3. Бахрах Д.Н. Индивидуальные  субъекты административного права//Государство  и право. 1994. №3. С. 16-24.

 

4. Бачило И.А. Новая жизнь госслужбы// Ваше право (Приложение к журналу  “Социальная защита”). 1995. №21. С. 12.

 

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях//Законность. 1993. №1-6.

 

6. Бельский К.С. Персональная  ответственность в советском  государственном управлении (моральные, экономические и политические аспекты): Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1989. 96 с.

 

7. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении: (Политологические аспекты): Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1990. 167 с.

 

8. Братусь С., Маковский А., Рахмилович  В. Правовое регулирование хозяйственной  деятельности//Коммунист. 1990. №8. С. 95-103.

 

9. Братусь С.Н. Юридическая ответственность  и законность: (Очерк теории). М.: Юрид. лит., 1976. 215 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

ЗАКОННОСТЬ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ  УПРАВЛЕНИИ.

 

I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……….

1 - 6

1.1.Понятие государственного  аппарата…………………………..

1 - 3

1. 2. Структура государственного аппарата……………………...

3 - 6

   

 

II. ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………………..

 

7 - 13

2.1. Законность. ……………………………………………..

7 - 8

2.2. Ответственность………………………………………………..

8 - 13

   

III. СПИСОК ИСПОРЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

14

IV. ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………….

15


 

 

 

1 Ребане И.А. О методологических и гносеологических аспектах учения об основаниях юридической ответственности//Юридическая ответственность: проблемы и перспективы. Тарту, 1989. С.7.

2 Исключения допускаются только применительно к гражданско-правовой ответственности - за вред, причиненный источником повышенной опасности.

3 Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации. М., 1995. С. 167.

4 Там же. С. 85.

5 Уголовное право России. Часть особенная. М., 1993. С. 355.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 287.

7Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. М., 1994. С. 5.

8 Райдла Ю.Э. Вопросы гражданско-правовой ответственности в условиях перестройки// Юридическая ответственность: проблемы и перспективы... С. 49.

9 Ефимова Л.Г. Указ. соч.




Информация о работе Государственный аппарат: понятие, структура. Законность и ответственность в государственном управлении