Государственный аппарат: понятие, структура. Законность и ответственность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание

Итак, выделим следующие признаки юридической ответственности. Во-первых, юридическая ответственность - это форма государственного принуждения и - при наличии вины - государственного осуждения нарушителя нормы права. Во-вторых, она применяется только к лицам, допустившим правонарушение. В-третьих, она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами. В-четвертых, ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренных законом мер воздействия. В качестве пятого признака некоторые авторы называют общественное осуждение действий (бездействия) правонарушителя.

Содержание

I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА……….
1.1.Понятие государственного аппарата…………………………..
1. 2. Структура государственного аппарата……………………...
II. ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………………..
2.1. Законность. ……………………………………………..
2.2. Ответственность………………………………………………..
III. СПИСОК ИСПОРЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
IV. ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Государственный аппарат.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

 

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство

сосредоточивает в своих руках весьма значительную законодательную инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельности парламента.

 

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит в основном Депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

 

Так, например, согласно Конституции  США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. Президент периодически представляет Конгрессу "сведения о состоянии союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". Он имеет право "с

совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а. также других должностных лиц Соединенных Штатов ..." (Конституция США, ст. 11, раздел 2).

 

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах. 

 

Система органов государственного управления осуществляет в различных формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания

своих собственных  актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов.

 

В пределах своей  компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами

жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами" (ст.97).

 

В зависимости от сложности  задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на

всю территорию страны или  на территорию государств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиеся при советах министров.

 

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города т.п.).

 

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров,

исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют

руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.  

 

Ведущую роль в системе  органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране

собственности и общественного порядка, по обеспечению  и защите прав и свобод; граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.

 

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

 

Подобно тому, как  законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

 

Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что "судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно закону" (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что "судебная власть вверяется

судьям; она  осуществляется Федеральным конституционным  судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель" (ст. 92).

 

Статус носителя одной из трех — судебной — властей  обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ЗАКОННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.

 

2.1. Законность.

 

Закон (в широком смысле) не может  существовать без законности - механизма  и средства приведения его в жизнь. Законность -  систем юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов.

Свойства законности:

1. Единство - охватывает все государство, все структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной мере касается всех, обязательна для каждого в государстве, на всей территории и при реализации любых решений.

2. Единообразие -. одинаковое понимание и осуществление в различных местах, разными людьми и организационными структурами и в различных жизненных обстоятельствах.

3. Всеохватность - законность распространяется в равной мере на гос. органы, органы местного самоуправления, общественные структуры и граждан.

4. Гарантированность и устойчивость - создаются специальными мерами обеспечения законности.

Способы обеспечение законности.

1. Построение государственной власти, разделение ее по горизонтали  (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная,  субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек  и противовесов.

2. Судебная власть - особый статус ее делает независимой от других подсистем государственной власти.

3. Прокуратура. В прокурорском  надзоре заложена функция контроля  за законностью актов государственного  управления.

4. Органы исполнительной власти -создаются контрольные механизмы, позволяющие отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их соответствия законам и иным нормативным правовым актам.

внешний контроль - когда одни госорганы  осуществляют его по отношению к  другим:

- общий контроль - вышестоящих за  нижестоящими

- специализированный контроль - таможня,  антимонопольный контроль и т.д.

- внутренний контроль - руководителями, должностными лицами либо подразделениями  ( отдел контроля) - не особо эффективен.

5. Само общество. Общественные объединения,  граждане, СМИ, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.

6. Человек. - важна его позиция.  т.к. все “формализованные” институты  приводятся в движение его  мыслью, чувством и поступком.

 

2.2. Ответственность.

 

Ответственность - это  уже исполняемая под принуждением обязанность. Обязанность может быть исполнена или не исполнена. Но когда наступает ответственность, то есть приводится в действие аппарат принуждения, выбора у ответственного лица нет - оно не может не выполнить действий, составляющих содержание реализуемой обязанности, или воздержаться от них. Без ответственности обязанность становится юридическим ничто, благим пожеланием.

Центральным вопросом теории ответственности  является вопрос о ее основаниях. Юридическая  ответственность наступает не иначе  как в случае совершения правонарушения, то есть при наличии в поведении субъекта состава правонарушения.1 Тезис о том, что без правонарушения не может быть ответственности, стал почти общепринятым в юридической литературе2.

Правонарушение - это деяние, нарушающее установленный правопорядок. Это акт поведения лица, противоречащий требованиям правовой нормы и приносящий вред. Правонарушение - это посягательство не на закон, а на отношения, которые его породили. Отметим в этой связи, что следует различать понятия противоправности и правонарушения. Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) служащего, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои должностные обязанности, установленные нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями и другими обязательными правилами, а также приказами и распоряжениями администрации. Бездействие служащего может быть признано противоправным в том случае, когда на него возложена обязанность совершения определенных действий. Если же должностные обязанности не получили конкретизации в соответствующих актах, то противоправным следует считать поведение служащего, явно противоречащее интересам государства.3

Юридическая ответственность - это исполнение обязанности на основе государственного или прировненного к нему общественного принуждения.4  Юридическая ответственность является частью правоотношения: правовые последствия, возникающие между  правонарушителем и государством в лице его компетентных органов. Но ответственность - не какое-то новое правоотношение, ибо остается в силе то же самое правоотношение, та же обязанность, которая существовала и ранее. Общая обязанность не совершать определенные действия не есть обязанность в конкретном правоотношении. Поэтому лишь при нарушении этой обязанности правоотношение возникает, и, разумеется, обязанность, содержащаяся в нем, может быть исполнена добровольно. Уклонение от  добровольного исполнения возникшей вследствие нарушения общего запрета обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Определение юридической ответственности  как опосредованное государственным  принуждением исполнение обязанности  охватывает все случаи нарушения  обязанностей, является необходимой  и достаточной основой для  уяснения и практического применения категории ответственности. На этом фундаментальном положении строятся все наши последующие рассуждения о сущности персональной ответственности в государственном управлении.

Объектом должностного правонарушения выступает совокупность общественных отношений, обеспечивающих формирование и нормальное функционирование государственного аппарата. Под государственным аппаратом при этом следует понимать весь механизм государства, охватывающий   органы  государственной власти, органы государственного управления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.5

Однако, говоря о “государстве”, “государственном аппарате”, нельзя подразумевать под  этими понятиями нечто единое и неделимое. “Ведь существование  государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”6. Государство есть совокупная воля, свобода индивидуальных свобод носителей государственной власти. Если можно так выразиться: суверенная свобода свобод. Государство является коллективом должностных лиц государства -  людей, реализующих политику государства, людей, имеющих личные амбиции, слабости и пороки.

Осуществление государственной власти требует непрерывной, преемственной и компетентной работы профессиональных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, называемой государственной службой. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов федерации, находящуюся в их ведении. Первичным, и в определенной степени обособленным, организационным элементом государственной службы является государственная должность.

Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Государственная должность характеризуется установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий  соответствующего государственного органа и денежным содержанием. А напоминать о том, что всякая государственная должность есть ответственная должность, подконтрольная и подотчетная интересам государства и общества, наверное, излишне.

Информация о работе Государственный аппарат: понятие, структура. Законность и ответственность в государственном управлении