Государственный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Современные подход к типологии государств

2. Формы государства

Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

state.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем интернационализация  хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный  тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства  с обществом. В условиях товарного  производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

 

Итак , понятие государства  и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Типология государства  тесно связана с понятием формы  государства. 

 

2. Формы государства

 

    1. Понятие и виды форм государственного правления

 

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти , порядок  их образования и распределения  компетенции между ними .

Форма государственного правления позволяет уяснить :

  • Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
  • Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
  • Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
  • В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед  за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в Древнем Мире , попытался  разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.

Монархическая – “  персональное единовластие ” –  древняя форма правления .    

Впервые зародилась в  раннеклассовых обществах , власть в  которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей  или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления  имела  в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах  организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.

Монарх назначал чиновника  по управлению регионами или функциональными  службами  , те в свою очередь назначали  более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в  нормальном режиме прав , вопросы связанные  с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.

Монархии , как форме  правления , присуще четкие юридические  признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная ( средневековая  монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная  монархия характеризуется основными свойствами :

  • Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;
  • Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
  • В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;
  • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
  • Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая  форма правления , при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все  ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем в  современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы  государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере  образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая  республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной  власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные  органы и должностные лица . В  его работе принимали участие  полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность . 

Народное собрание объявляло  войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных  подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.

Спартанская аристократическая  республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная  власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей  и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.

Информация о работе Государственный режим