Государственный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Современные подход к типологии государств

2. Формы государства

Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

state.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Мощная демократическая  волна , вызванная перестройкой и  послевоенными реформами , обострила  процесс государственно-правового  развития страны в целом и России в частности.

Национальные  федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки :

  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от  друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями.
  2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта.
  3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
  4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации.
  5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных  отношений могут установить дипломатические  отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.

В этой связи важно  различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной  федерации , и союз государств , которые  объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что  такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения их общих интересов.

  1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.
  2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого гос. бюджета.
  3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе.
  4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.
  5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз 1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-1918гг.)

Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться

, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности  , интеграция хозяйственных связей , единая денежная система и  др.) , во-вторых , права ( уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой  статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые при создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных . Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства , субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения  знают и такую форму , как сообщество государств . В основе сообществ  лежит межгосударственный договор . Сообщество является еще одной  своеобразной переходной формой к государственной  организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).

В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.

Надо подчеркнуть , что  не следует межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или иные реальные формы устройства государств.

Межгосударственные формы  делятся на два вида : добровольные и насильственные.

2.3 Понятие и виды  форм государственного режима

 

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.

Современная  теория  государства  различает  два  основных  типа  политических  режимов :  демократический  и  тоталитарный.  Эта классификация восходит  еще к Платону,  выделявшему,  помимо  «наилучшего государства»,  тимократию   (господство  благородных воинов),   олигархию (правление богатых семей),  демократию  и тиранию;  последняя,  если  пользоваться  современной терминологией,  есть  тоталитаризм .

       Тимократия  и  олигархия  были  историей  преодолены  ( первая -  полностью,  вторая - частично),  а демократический и тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в господствующие  формы.  Их  современное толкование  отличается  от  платоновского.  Государствоведческая  мысль ХХ  века  противопоставляет демократию  как политическую  форму,  обеспечивающую  прогресс,  тоталитаризму  как  воплощению  политической  реакции,   тогда  как  у  Платона  обе  они  суть  формы  вырождения  «наилучшего  государства».  Правда,  тирания  ( платоновский      эквивалент  современного  тоталитарного  режима),  в  этой  градации  занимает  последнее  место  и  потому  страдает  наибольшей  вырожденностью. 

       Общий   ход  процесса   вырождения,  по  Платону,  таков.  «Наилучшее  государство»  -  идеал,  отличающийся  стабильностью.  Тимократия  отличается  от  него  прежде  всего  элементом  нестабильности:  некогда  единый  патриархальный  класс  расщепляется  под  воздействием  собственнических  интересов  и  конкуренции.  «Скопление  золота  в  кладовых  у  частных  лиц  губит  тимократию,  -  говорил  Платон, -  они   прежде  всего  выискивают,  на  что  бы  его  употребить,  и  для  этого  перетолковывают  законы,  мало  считаясь  с  ними».  Возникает  конфликт  между  добродетелью  и  богатством.  «Когда  устанавливаются  порядки,  по  которым  к  власти  не  допускаются  те,  у  кого  нет  определенного  имущественного  ценза,  побеждает  олигархия,  держащаяся  на  вооруженной  силе  или  запугивании»,  т.е.  посредством  политического  насилия,  как  сказали  бы  мы  сегодня.  Возникновение  олигархии  создает  предпосылки  для  начала  гражданской  войны  между  олигархиями  и  беднейшими  слоями.  Социальная  междоусобица,  если  в  ней  побеждают  бедняки,  приводит  к  демократии,  в  результате  чего  противники  уничтожаются  или  изгоняются,  остальные  уравниваются  в  гражданском  состоянии  и  возможностях  занимать  государственные  должности.  Устанавливается  «царство  свободы»  и  как  следствие  этого -  беззаконие.  Реакцией  на  истолкованную  таким  образом  демократию  является  тирания  -  незаконная  власть  одного /10,стр.550/.  Сравнение  платоновской  концепции  политических  режимов  (государств)  с  современным  государствоведением  свидетельствует,  что  в  ней  содержится  в  зародыше  практически  все  элементы  политической  мысли,  при  помощи  которых  и  сегодня  формируются  политические  теории :   типология  политических  режимов  (государств),  их  историческая  последовательность,  закономерность  их  смены,  формы  перехода  от  одного  типа  государства  к  другому (например, революция,  гражданская  война),  и  даже  указание  на  источники  исторических  изменений,  среди  которых  Платон  обозначает  и  то,  что  позднее  марксисты  назвали  классовой  борьбой.

       Политический  режим  демократического  типа  имеет  своей  социально - экономической  предпосылкой   существование  суверенных  индивидуальных  субъектов,  являющихся  собственниками  экономических  условий  своей  жизни  и  строящих  отношения  друг  с  другом  на  основе  обмена и договора. 

       Политическими   предпосылками  этого  режима  являются:

  1. отсутствие  единой,  обязательной  для  всех  государственной  официальной  идеологии,  которая  однозначно  определяет  цель  общественно - исторического  развития,  а  иногда  и  политические  средства  ее  достижения;
  2. наличие  свободно  формируемых  внегосударственных   политических   партий,  отражающих   социальную    дифференциацию   гражданского   общества;
  3. ограничение  политической  роли  партий  участием  в  выборах,  на которых они выступают   с разработанной избирательной программой,  отражающей  интересы   представляемой  партией социальной  группы  гражданского  общества;
  4. функционирование  политической  системы,  предполагающей  борьбу,  конкуренцию  политических  партий,  соглашение  между  ними,  образование  коалиций  политических  сил,  которые  стремятся  к  парламентскому  большинству  и  получению  решающей  роли  в  государственном  управлении;  предполагается,  что  возникающая  таким  образом  политическая  борьба  есть  отражение  социально - экономической  конкуренции  внутри  гражданского  общества;
  5. существование  не определяющего  государственную  политику    и  потому  не  несущего  за  нее  ответственность  меньшинства,  в  функцию  которого  входит  оппозиционная  политическая  деятельность,  разработка  альтернативных  программ   общественного   развития,  позитивная  критика  государственного  руководства,  идеологическая  и  кадровая  подготовка  его  смены;
  6. наличие  политических  свобод  (гласность,  свобода  слова,  печати,  уличных  шествий,  демонстраций ,  митингов,  протестов   и  т.д.   и т.п.),  при  помощи  которых  суверенные  объекты   гражданского  общества  осуществляют  свою  самодеятельность  в  сфере  политической  жизни.

       Реализация    этих  предпосылок  делает  политический  режим  демократическим. 

       Главное   в  политическом  режиме - порядок   и  условия  формирования  государственной  власти.  Условия   демократии  обеспечивают  в   этом  процессе  решающую  роль  народа.  Демократический  режим  делает  возможной  последовательно  определяющую  связь  населения  с  партиями,  партий  через  периодически  проводящиеся выборы с представительной властью,  представительной  власти   с  властью  исполнительной.  Такой  порядок   считается    главным  достоинством   демократического  политического  режима,   т.к.  обеспечивает  систематическую  смену  правителей  мирным,  ненасильственным  путем. 

       Политический  режим  тоталитарного  типа  таким  преимуществом  не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание  населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны  на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается  посредством  монопольного  тоталитарного  контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем.   Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

       Подобные  свойства,  казалось  бы,  исключают    возможность  ненасильственной    смены  тоталитарной  власти.  Однако,  как показал опыт  Чехословакии,  Венгрии,  во многом  Польши  и,  быть  может,  СССР,  тоталитарный  политический  режим способен  к самоизменениям   с постепенным и относительно  мирным  переходом к посттоталитарному,  а затем,  по-видимому,  и  к  демократическому.  Во  всяком  случае  такого  рода  переход  успешно  осуществлен  в  Испании,  Греции,  Чили,  отказавшихся  от  фашистских  режимов  и  выбравших  демократический  путь  развития. 

       Политический  режим  авторитарного  типа  -  третий  его вид,  зафиксированный современной теорией государства.  Он  является  промежуточным между тоталитарным  и демократическим режимами,    переходным  от  одного  к другому.  При этом  переход может осуществляться  как в сторону демократии,  так  и  в  сторону  тоталитаризма.

       Переходный,  промежуточный  характер  авторитарного   режима  определяет  «размытость»,  нечеткость  многих  его  свойств.  В  нем  можно  наблюдать   черты  и  тоталитаризма,  и  демократии.  Главная   его  особенность состоит в том,  что государственная власть  не  имеет тоталитарного характера и не  достигает полного контроля  над всеми сферами экономической,  политической  и культурной  жизни.  В нем нет единой  государственной обязательной  для  всех  идеологии,  которая  заменяется  идеологическими  конструкциями  типа  теории  национального  интереса,  идеями  патриотизма и  т.п.  Управление  осуществляется  не  столь  жесткими,  как  при  тоталитарном  режиме,  средствами.  Массовый террор  отсутствует.

       Авторитарные  политические  режимы  появляются  на  авансцене  истории  тогда,   когда  власти  намерены  приступить  к  коренным  реформам  общественного   строя  и  осуществить   «революцию  сверху»  (например,   переход  в  Испании  от  фашистского  строя  к  демократическому  в  последний  период  правления  каудильо  Франко,   начатая  в  СССР  в  1985 г.  перестройка  происходили  в  условиях  авторитарных  режимов).

Информация о работе Государственный режим