Государственный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Современные подход к типологии государств

2. Формы государства

Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

state.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Римская аристократическая  республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось  установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности  состоит в том , что она оказала  большое влияние на характер и  структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .

Города –  республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии  , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик  было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .

Парламентарная  республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма  республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм  общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:

  • Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
  • Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.

Социалистическая  республика – особая форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности :

  • Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ;
  • Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
  • Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма;
  • В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
  • Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;
  • Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности  социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

Республика  Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

  • Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
  • Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
  • Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно –  демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.

Советская и народно  – демократическая формы правления  полностью отрицали прогрессивные  стороны парламентаризма и принцип разделения власти . Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

 

2.2 Понятие  и виды форм государственного  устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

  • Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
  • Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно  разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство  – это единое цельное  государственное образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:

  • Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
  • Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
  • В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом  не обладают . Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным . Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
  • В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности.
  • В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене.
  • В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.

В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный  и республиканский . На высшем уровне федерации характер государственности выражается в  создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве  функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.

Финансовая зависимость  является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой  федерации является разграничение  компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации  и местных органов решается на основе трех принципов :

  1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения.
  2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
  3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное  устройство более прочно в тех  странах , где ликвидирована дискриминация  по национальному признаку , укоренилась  политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
  2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.).
  3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и  развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в  основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.

Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали  какого-либо сдерживающего влияния  на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Информация о работе Государственный режим