Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:56, контрольная работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Введение 3
1. История развития американской модели менеджмента 4
1.1 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 15
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 22
2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 22
2.2 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 27
Заключение 32
Список литературы 34
Таблица 1 – Сравнительный анализ моделей менеджмента
Критерий сравнения | Модель управления | ||
Американская | Японская | Немецкая (европейская) | |
Государства, в которых используется модель | США, Великобритания | Япония | Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Франция, Бельгия |
Общая характеристика | Значительное число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью компании. Разработанная законодательная база определяет права и обязанности участников | Значительное количество банков и компаний в составе акционеров корпорации. | Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного. |
Ключевые участники | Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство | Ключевой банк и финансово-промышленная сеть, правление, правительство | Банки, корпорации |
Структура акционерной собственности | Институциональные инвесторы ( США – 60 %, Великобритания – 65 %), индивидуальные инвесторы – 20 % | Страховые компании – 50 %, иностранные инвесторы – 5 %, корпорации – 25 %. | Банки – 30 %, корпорации – 45 %, пенсионные фонды – 3 %, индивидуальные акционеры – 4 % |
Представительство в управлении (совет директоров) | Инсайдеры (лица,
работающие в компании либо тесно
с ней связанные)
Аутсайдеры (лица, напрямую не связанные с корпорацией) Количество от 13 до 15 человек |
Полностью из внутренних участников. Государство может назвать своего представителя. Количество – до 50 человек. | Двухпалатный
совет директоров: наблюдательный совет
(представители рабочих и |
Требования к прозрачности информации | Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях. | Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, сленах совета директоров, сведения о предполагаемых слияниях, поправках в устав. Сообщается 10 крупнейших акционеров корпорации. | Полугодовой отчет
с указанием структуры |
Решения, требующие одобрения акционеров | Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияние, поглощение, поправки к уставу. | Выплата дивидендов, выборы своета директоров, внесение изменений в устав, слияния, поглощения. | Распределение
дохода, ратификация решений |
Взаимоотношения и интересы участников | Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя на собрании акционеров. | Корпорацйии заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер. | Большинство немецкий акции корпорации – акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами по своему усмотрению. Нет возмодности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку. |
Однако чаще всего говорят о двух моделях менеджмента – американской и японской. Школы управления США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. При полярных различиях, между ними имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5— 8 лет, то японские — на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.
Таблица 2 – Сравнение американской и японской моделей менеджмента
Японская модель менеджмент | Американская модель менеджмента |
|
|
Основу
американской системы управления составляет
принцип индивидуализма, возникший
в американском обществе в XVIII—XIX вв.,
когда в страну прибывали сотни
тысяч переселенцев. В процессе освоения
огромных территорий вырабатывались такие
национальные черты характера, как
инициативность и индивидуализм. Для
Японии же, в которой до конца XIX в.
сохранялся феодализм, характерна традиционная
установка общественного
Существуют
и другие различия японской и американской
систем управления. В США в процессе
управления ставка делается на яркую
личность, способную улучшить деятельность
организации — в Японии же менеджеры
ориентируются на группу и организацию
в целом. В американских фирмах существуют
жесткие структуры управления, обладающие
определенными функциями, — в
Японии применяются более гибкие
структуры управления, создаваемые
и ликвидируемые по мере выполнения
конкретных задач. Главным стимулом
для американских работников является
экономический фактор (деньги) —
для японских работников более значимую
роль играют не деньги, а социально-психологические
факторы (чувство принадлежности к
коллективу, гордость за фирму). Для
западноевропейских и американских
предприятий характерно наличие
морально-психологических
В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.9
Еще
одно главное различие заключается
в самой организации
В краткосрочном плане японская система управления проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.
Уровень брака* и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в десять с лишним раз ниже, чем у западных изделий. Сравнение этих двух концепций свидетельствует о «близорукости» американских установок. Например, реконструкция производственной системы или производственной единицы с целью повышения качества приводит к краткосрочному росту производственных затрат, но в долгосрочном плане, напротив, сокращает их.
Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов. Рассмотренные модели менеджмента находятся в развитии. В современном мире расширяется интернационализация среды и объектов менеджмента, создается взаимосвязанная система мирохозяйственных связей и взаимопроникновение культур. В этих условиях формируется среда деятельности предприятий, что требует от менеджеров все более высокого профессионального уровня и глубоких знаний о национальных моделях управления.
Данная глава содержит характеристику современного состояния американского менеджмента, также характеристику особенностей использования американской модели менеджмента в российских условиях.
Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира по большинству экономических и прочих показателей, они имеют самый большой в мире совокупный ВВП. США занимают 4 место в мире по величине территории и 3 место по численности населения. На душу населения в США приходится около 44 000 долларов ВВП, что ставит это государство на первые места в рейтингах самых богатых стран мира.10
США
- самый емкий и
Изучение
американской модели менеджмента представляет
известный интерес. Именно в США
впервые сформировалась наука и
практика менеджмента. Американская модель
применяется в корпорациях
Современный
американский тип менеджмента
В
американской школе менеджмента
принято считать, что успех фирмы
зависит, прежде всего, от внутренних факторов.
Особое внимание уделяется рациональной
организации производства, постоянному
росту производительности труда, эффективному
использованию ресурсов. В то время,
как внешние факторы отходят на второй
план.
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются индивидуально,
уровень ответственности же находится
в управленческой пирамиде на одну - две
ступени выше, чем уровень менеджеров,
обладающих формальной властью. Это означает,
что руководство отвечает за деятельность
своих подчинённых.
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
– ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде.
11
Информация о работе Характеристика американской модели менеджмента