Характеристика ассортимента кофе, реализуемого на рынке г. Кирова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, реферат

Описание

Анализ рынка кофе. Анализ потребительских предпочтений методом опроса потребителей. Анализ ассортимента кофе, реализуемого в розничной торговой сети г. Кирова. Объекты и методы исследования кофе. Оценка кофе по органолептическим показателям. Определение физико-химических показателей кофе.

Работа состоит из  1 файл

рынок2.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА  КОФЕ, РЕАЛИЗУЕМОГО 

НА  РЫНКЕ г.КИРОВА

2.1 Анализ рынка кофе 

Данные  о рынке кофе, поставщиках  и потребителях предоставлены  Бюллетенем иностранной  коммерческой информации. [4]

Основными экспортерами кофе являются страны Северной и  Центральной Америки, такие как: Коста-Рика, Доминиканская Республика, Куба, Гаити, Гондурас, Панама, Никарагуа, Ямайка, Сальвадор, Гватемал, Мексика, Пуэрто-Рико и Гавайи, Тринидад и Тобаго. Страны Южной Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Боливия, Парагвай, Эквадор, Перу); страны Африки (Эфиопия, Камерун, Кения, Конго, Танзания, ЦАР, Мадагаскар, Нигерия, Уганда, Руанда, Ангола, Гвинея, Сьерра-Лионе  Гана, Либерия); страны Азии и Океании (Индия, Таиланд, Папуа - Новая  Гвинея, Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Шри-Ланка, Малайзия, Лаос, Йемен). Данные по балансу  кофе основных стран - продуцентов представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Баланс по кофе основных стран - продуцентов  в 2005 / 06 г.

 
Страны - производители Производство  Ресурсы Потребление Экспорт  
  тыс. мешков по 60 кг        
1 2 3 4 5  
Всего 113246 139196 31202 87736  
Сев. и Центр. Америка 17050 19780 3388 14085  
Коста-Рика 2000 3452 240 1800  
Доминиканская Респ. 450 747 378 150  
Куба 275 456 225 40  
Гаити 375 554 340 40  
Гондурас  2990 3167 244 2751  
Панама  170 231 67 100  
Никарагуа 1400 1425 140 1250  
Ямайка  40 51 10 25  
Гватемала 3675 3741 426 3300  
Сальвадор 1300 1434 143 1289  
Мексика 4200 4340 1000 3340  
Пуэрто-Рико и Гавайи 165 165 165 0  
Тринитад  и Тобаго 10 10 10 0  
Южная Америка 52703 67642 18964 37105  
Бразилия  36100 48139 16400 22030  
Колумбия  11550 13176 1260 10940  
Венесуэла 820 1386 720 145  
Боливия 150 315 60 100  
Парагвай 30 138 20 6  
Эквадор 950 1380 304 981  
Перу  3100 3105 200 2900  
Африка  15251 19982 2991 12397  
Эфиопия 4500 5140 1835 2750  
Камерун 1000 1422 69 800  
Кения 1002 1615 23 1100  
Конго 575 987 200 400  
Танзания  750 1174 27 785  
ЦАР 100 432 18 75  
Мадагаскар  640 839 435 175  
Нигерия 45 160 40 5  
Уганда  2750 2764 160 2500  
Руанда  350 444 1 350  
Ангола  75 115 30 15  
Гвинея  310 360 50 250  
Сьерра-Леоне 25 58 5 20  
Гана  25 51 1 20  
Либерия 10 10 10 0  
Азия  и Океания 28242 31792 5859 24149  
Индия 4630 5584 1195 3775  
Таиланд 1000 1354 500 500  
Папуа - Нов. Гвинея 1250 1619 2 1350  
Филиппины 710 1326 1060 52  
Вьетнам 12333 12633 600 11835  
Индонезия 6750 6938 2100 4730  
Шри-Ланка 35 61 30 2  
Малайзия 800 1543 85 1458  
Лаос  540 540 140 400  
Йемен 193 193 147 46  
           

Таким образом основным поставщиком зеленого кофе является Бразилия (22030 мешков), Вьетнам (11835 мешков), Колумбия (10940 мешков) и Индонезия (4730 мешков). Остальные  страны поставляют менее 4 тыс. мешков в год. Продажа кофе производится чаще всего на условиях FOB (free on board) морем из портов отправки, или CIF (cost, insurance and freight) из портов назначения. Нью-Йорк является мировой  торговой столицей кофе. Но, тем не менее, большие запасы хранятся в европейских  портовых городах  Роттердам, Амстердам, Гамбург, Бремен, Лондон и Триест. Две важнейшие  и крупнейшие кофейные биржи находятся  в Нью-Йорке и  Лондоне. В Нью-Йорке  на торги выставляется преимущественно  центрально- и южноамериканская арабика; за единицу  веса принимается  фунт (1 фунт = 454 г). В Лондоне выставляется в основном африканский кофе (робуста). В качестве денежной единицы используется английский фунт стерлингов, за единицу веса принимается тонна, размещение - склады в Лондоне.

На  волне экономических  реформ кофе фактически ворвался в жизнь  россиян и прочно занял свои позиции. Тем не менее, кофейный рынок в нашей  стране еще очень  молод и имеет  все те особенности, которые присущи  растущему юному  организму. Чтобы  определить, на какой  стадии развития находится  российский кофейный рынок и каковы его перспективы, можно привести ряд  его общих характеристик. По оценкам Ассоциации "Росчайкофе", в 2003 г. общий объем  кофейного рынка  составил в натуральном  выражении 103-105 тыс. т, (прирост составил 5% по сравнению с 2002 году), а в денежном выражении (в оптовых  ценах) около 1,3 млрд. долл. (прирост по сравнению с 2002 году составил 30%).

В настоящее время  в Россию поступают  все виды кофе. По итогам 2003 году, значительно (примерно на 20%) увеличился импорт зеленого кофе (2002 году - 20587 т, 2003 году - 25934 т). Почти  на 28% увеличился и  импорт натурального жареного/молотого кофе (2002 году - 3659 т, 2003 году - 5078 т). А вот импорт растворимого кофе остался  приблизительно на прошлогоднем уровне.

Благодаря разделению в 2003 г. кодов  ТН ВЭД на растворимый  кофе впервые удалось  зафиксировать соотношение  импорта фасованного  и нефасованного  растворимого кофе, которое составило 80 на 20 в пользу фасованного  продукта. Таким образом, в отличие от сегмента натурального кофе, в котором почти 75% продукции производиться  внутри РФ, в сегменте растворимого кофе доминирует импортные производства. Учитывая технологические  факторы производства и специфику статистической информации в нашей  стране, для более  качественного анализа  рынка мы используем различные пересчетные  и поправочные  коэффициенты. По оценке Ассоциации "Росчайкофе", сегмент натурального жареного/молотого кофе составил по итогам 2003 году около 18-20 тыс. т, а растворимого (включая  смеси три в  одном и два  в одном) - около 85-86 тыс. т. География  поставок достаточно широка, и это свидетельствует  о том, что Россия в полной мере вовлечена  в мировой рынок  кофе. Основными игроками на рынке кофе являются: в сегменте зеленого кофе: "Бернхардс  Родфос", "Орими  трейд";

в сегменте натурального жареного и молотого кофе: "Орими трейд", "Русский  продукт", "Чибо", "Крафт  фудс", "Куппо", "Паулинг"; в сегменте растворимого кофе: "Нестле", "Чибо", "Крафт  фудс", "Русский  продукт", "Гранд", "Московская кофейня на паях". Итак, каковы же ключевые тенденции российского  кофейного рынка, с какими проблемами мы сталкиваемся, каковы прогнозы на будущее?

По  оценкам Ассоциации "Росчайкофе", динамика роста кофейного  рынка в 2006 году должна сохраниться на прошлогоднем уровне и составить  порядка 5%. При этом, как и в 2005 году основной прирост, скорее всего, обеспечит  сегмент натурального кофе. Демонополизация рынка, увеличение количества его активных участников, либерализация норм технического регулирования будут, безусловно, способствовать росту всего рынка. Вызванное этим усиление конкуренции приведет к тому, что участники рынка будут все активнее ставить вопрос об установлении прозрачных, понятных и адекватных правил игры. В связи с этим мы прогнозируем дальнейшее усиление таможенного контроля, особенно в сфере достоверности декларируемых цен. Ожидается также увеличение специфической составляющей таможенной пошлины на жареный/молотый кофе с 0,2 евро/кг до 0,4 евро/кг. Мы также надеемся, что государство пойдет на пересмотр в целом таможенной политики в области кофе в сторону увеличения тарифов на готовый кофе. Меры, предпринимаемые государством и Ассоциацией "Росчайкофе", уже привели к улучшению инвестиционного климата в кофейной промышленности. Строятся новые фабрики по производству натурального жареного/молотого и растворимого кофе. Крупнейшая в России фабрика по производству натурального жареного и молотого кофе построена в Ленинградской области, в которую инвестировано свыше 3 млн. долл. Ее мощность составляет 7 тыс. т натурального кофе в год. Принадлежит фабрика Санкт-Петербургской компании "Орими-трейд" - лидеру этого сегмента. В Московской области фактически завершено строительство фабрики по производству сублимированного кофе полного цикла, принадлежащей "Московской кофейне на паях", в которую инвестировано свыше 50 млн. долл. 
В Калужской области введена в строй фабрика по производству агломерированного кофе полного цикла компании "Русский продукт", на строительство которой было потрачено около 30 млн. долл. Швейцарская транснациональная компания "Нестле" в 2005 г. вывела на проектную мощность фабрику по производству растворимого кофе полного цикла в Краснодарском крае.

Долгие  годы кофе в России оставался экзотическим и дорогим продуктом. Выбор его сортов и торговых марок  был строго ограничен  и всецело зависел  от возможностей государственной  внешней торговли. В наши дни ценители ароматного напитка  стали более подкованы  в кофейном вопросе  и гораздо лучше  разбираются в  кофейных сортах. В  начале этого века в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных  российских городах  кофейные революционеры  уже прочно обосновались «на местах», остепенились и накопили немалый  опыт. Но по сравнению  с Москвой и  Санк-Петербургом  в Кирове, по мнению экспертов, рынок  кофеен определенно  далек от насыщения. [13; 17; 18]

Пионером  в деле продвижения  кофейной индустрии  в Кирове можно  назвать открывшуюся  уже в далеком 2000 году «Кофейню на Московской». Именно там познакомили  кировчан с эти  термином и дали примерное  представление о  том, что такое  вообще кофейня. В 2001 году компания «Глобус» открыла одноименную  кофейню на улице  Карла Маркса у  кинотеатра «Октябрь». Учредители ориентировались на московский формат и постарались создать заведение на максимальном для Кирова уровне. Была установлена первая в городе профессиональная двухрожковая кофеварка, приглашены столичные специалисты для обучения барменов и персонала. Сегодня предлагается широкий ассортимент кофейного оборудования. В зависимости от нужд заведения можно подобрать как самый простой компактный аппарат, так и машину, оснащенную по последнему слову техники с большой производительностью. В Кирове кофемашины представлены итальянскими компаниями Quick Mill, Elektra, а также США (Grindmaster), Грецией (Johni) и Швейцарией (Rex Royal). Выбор оборудования сегодня достаточно большой и цены, кончно же, самые разные, однако кировский потребитель в большинестве своем выбирает пока относительно дешевое оснащение.

С момента успешного  открытия первой кофейни  революционная идея, что называется, «пошла в массы». В период с 2001 по 2004 год в  городе открылись  сразу несколько  заведений, позиционирующих  себя, как кофейни. Однако по уровню профессионализма и качеству напитка  мало кто смог поддержать достойную марку.

После открытия в 2004 году новой  кофейни на улице  Ленина в этой нише обозначился явный  лидер, что внесло в ситуацию стабильность. [2; 3]

Сегодня, хотя и есть в Кирове заведения, где предлагают хороший кофе, конкуренции  пока практически  нет. Кофейное движение в Кирове только начинает вставать на профессиональные рельсы, и механика его развития теперь такова - лидер задает темп, остальные, глядя  на него, учатся и  перестраивают свой подходк делу.

Совсем  недавно произошло  еще одно интересное событие, имеющее  отношение к индустрии  кофе, - на улице Ленина открылось заведение  с названием «Музей кофе». Названием  своим оно обязано  не только тому, что  находится в здании бывшего краеведческого музея. Организаторы решили совместить развесную  торговлю качественными  и элитными сортами  кофе, выставку-музей  кофейной истории  и небольшое кафе, где напиток можно  продегустировать. [1]

Однако  рынок кофе в нашем  городе представлен  не только кофейнями, но и розничной  торговле кофе в магазинах. Сегодня прилавки магазинов завалены десятками сортов и торговых марок  кофе, ведь помимо кофеен ароматный напиток  можно приготовить  и в домашних условиях.

Кофе  является одним из наиболее важных товаров  во всем мире, уступая  по товарообороту  лишь таким товарам, как, например, сырая  нефть. Кофейный рынок  никогда не находился  в стабиль-ном  состоянии. Периоды  повышенного спроса и высоких цен  сме-нялись периодами  перепроизводства и  снижения цен. Именно в таком сложном  состоянии находится  кофейный рынок последние  несколько лет. Причин несколько. Одной  из наиболее весомых  причин называют резкий рост про-изводства  кофе низкого качества во Вьетнаме. Эта  страна увеличила  производство кофе за десятилетие (1990--2000 гг.) на 1400% и вышла по объему производства на второе место в мире -- 14,7 млн. мешков. Второй причиной является рост производства кофе в Брази-лии. И хотя в 2001 году произошел некоторый рост потребления кофе в странах-импортерах (81,65 млн. мешков по сравнению с 80,35 млн. мешков в 2000 году и 78,94 млн. мешков в 1999 году), потреб-ление кофе в дальнейшем будет расти не очень быстрыми темпа-ми. По прогнозам, общий объем потребления кофе увеличится к 2007 году на 7 %.

В последние годы стремительно расширяется один из сегмен-тов кофейного  рынка -- Speciality. Наиболее близкими по смыслу сло-вами к этому  понятию могут  быть «особый», «отборный», «самого высокого каче-ства», «специальный». Развитие кофе Speciality нельзя назвать чи-сто  европейским явлением. Эта тенденция  зародилась в США, откуда пришла 7 -- 8 лет  назад в Европу и превратилась в  многомил-лиардный динамично  развивающийся бизнес.

Появление кофе Speciality обусловлено  поиском и поставкой  на рынок различных  видов кофе, обладающих уни-кальными вкусовыми  качествами. К таким  видам относятся  Таррацу из Коста-Рики, Антигуа из Гватемалы, Сантос из Брази-лии, зерно класса АА из Кении, Браун Бали, Суматра и Целебе-се из Индонезии и  др. Их выращивают в  определенных, «специаль-ных» местах с уникальными  природными условиями. Далеко не все страны, выращивающие кофе, такими условиями  обладают. При этом покупателю предлагается «оригинал», т.е. кофе, не смешанный с  другими сортами. В настоящее время  продажа такого кофе занимает по различным  оценкам около 25 -- 30 % всего кофейного  рынка США.

В 1984 году несколько компаний с Западного побережья  США вышли на рынок  с новым продуктом -- ароматизированным (flavoured) кофе, в котором  к кофейному вкусу  и аромату примешивались  другие -- орехов, ванили, шоколада, различных  ягод и фруктов. Ряды почитателей ароматизированного кофе неуклонно растут, и сейчас доля его  доходит до 30 --35 % рынка кофе Speciality.

С 1990 года к группе Speciality прибавился экологически чистый («organically grown», или «organic») кофе. Он появился на волне  общего роста спроса на экологически чистые продукты. И хотя доля экологически чистого  кофе невелика, но довольно ста-бильна.

Информация о работе Характеристика ассортимента кофе, реализуемого на рынке г. Кирова