Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, реферат
Анализ рынка кофе. Анализ потребительских предпочтений методом опроса потребителей. Анализ ассортимента кофе, реализуемого в розничной торговой сети г. Кирова. Объекты и методы исследования кофе. Оценка кофе по органолептическим показателям. Определение физико-химических показателей кофе.
В 1998 году в Лондоне создана Европейская ассоциация кофе Speciality SCAE (Speciality Coffee Association of Europe). В ее составе около 360 компаний из 53 стран Европы, Америки, Азии, Австралии и Африки, в том числе 4 компании из России. Европейская и Американская ассоциации совместно органи-зовали в 2000 году Всемирную конференцию кофе Speciality в Мон-те-Карло.
Деятельность более 20 миллионов человек посвящена возделыванию, торговле и производству кофе. Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе место после нефти, что свидетельствует о важной роли кофе в мировой экономике. Во всем мире в среднем в год собирается урожай, составляющий порядка 100 млн. мешков по 60 кг. Из этого только Южная Америка поставляет на мировой рынок почти половину: Южная Америка 44 млн. мешков Африка 22 млн. мешков, Центральная и Северная Америка 17 млн. мешков Азия и Океания 12 млн. мешков. И все это выпивается кофейными гурманами всего мира! От всего объема мирового производства, как правило, около 63 млн. мешков предназначается для экспорта. Остальное количество остается для внутреннего потребления в странах-производителях или складируется при перепроизводстве в специальных хранилищах. Экспорт кофе для многочисленных стран третьего мира является одним из основных источников дохода.
Стабильность
цен на кофе находится
в сильной зависимости
от равновесия между
спросом и предложением
кофе. Это равновесие
в прошлом часто
нарушалось на международном
рынке. Погодные влияния,
неправильное планирование
и ошибочные прогнозы
неоднократно приводили
к существенному
скачку цен. Были и
катастрофические ситуации.
Например, мороз в
июле 1975 уничтожил
в Бразилии около 70%
урожая и большую
часть кофейных деревьев,
и его последствия
сказывались до конца 1976
в виде повышения
мировых цен на
кофе более чем
на 500%. Учитывая большое
влияние производства
и торговли кофе на
мировую экономику,
с самого начала XX
века предпринимались
попытки с помощью
международных соглашений
достичь долгосрочного
регулирования рынка.
Эту цель удалось
осуществить только
в 1962 году после продолжительных
переговоров под
эгидой ООН в составе UNCTAD (Конференция
ООН по Торговле и
Развитию) Международного
Соглашения о кофе,
которое впоследствии
подписали и ратифицировали
основные страны-производители
и потребители
кофе. В течение
года после подписания
Соглашение неоднократно
пересматривалось. Однако
цели и концепция
Соглашения тем не
менее оставались
неизменными. Соглашение
должно способствовать
регулированию мирового
рынка кофе и стабилизации
цен. Уровень мировых
цен должен возмещать
производителям кофе
их затраты на производство,
а для потребителей
быть приемлемым. Оптимальные
цены должны поддерживать
высокий спрос
на кофе и в то
же время способствовать
непрерывному совершенствованию
технологии производства
кофе. При расширении
торговли кофе доходы
развивающихся стран-
2.2 Анализ потребительских предпочтений методом опроса
потребителей
В мае 2006 года в г. Кирове было произведено анкетирование граждан. (Приложение Д). В заполнении анкет приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 64 лет. Из них мужчин было 42%, женщин - 58%. По социальному положению опрашиваемые относились к категории студентов (60%) и служащих (40%). Уровень доходов опрашиваемых варьировался от 3000 до 5000 и более, причем 68% имели доход до 3000 рублей. Из опрошенных граждан 44% предпочли кофе чаю. В среднем они потребляют кофе 1-2 раза в день (72%). Респондентам предлагалось выбрать наиболее предпочтительную марку кофе. Результаты анкетирования распределились следующим образом:
Jacobs Monarch - 18,5%
Cafй Pele - 7,4%
Nescafe - 44,5%
Tchibo - 14,8%.
Другие марки кофе предпочли 14,8% опрошенных. На выбор кофе повлияли: в наибольшей степени советы знакомых (30,8%) и цена кофе (26,9%); вопреки ожиданиям реклама повлияла на выбор лишь в 11,5%. В выбранном кофе больше всего потребителей привлекают: вкус (58,8%) и аромат (29,4%). Из растворимого кофе респонденты больше всего выбирают гранулированный кофе (84%). Порошкообразный кофе предпочитают 16% опрашиваемых. Наиболее удобной расфасовкой для потребителя оказались банки по 100 г (61,5%) и только потом одноразовые пакетики (15,5%). Упаковку по 50 г и более 100 г выбрали по 11,5% опрашиваемых.
Большинство опрашиваемых обращают внимание на срок годности калорийность растворимого кофе (80%). Из 20% не обращающих внимание на эти показатели 60% составляют мужчины.
Таким образом респонденты потребляют кофе в среднем 1-2 раза в день, наиболее популярной маркой кофе является Nescafe. Потребители отдают предпочтение гранулированному кофе в упаковке по 100 г.
2.3 Анализ ассортимента кофе, реализуемого в розничной торговой
сети г.Кирова
Был проведен анализ ассортимента и уровня цен на растворимый кофе в нескольких торговых точках города Кирова. Результаты исследования представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Ассортимент и уровень цен на растворимый натуральный кофе в розничной сети города Кирова.
Кофе | Рас-фасов-ка (г) | Цена (руб.) | ||||
«Глобус»
Воровского 135 |
«Лидер»
Конева 1 |
«Продуктовая
лавка»
Чапаева 48 |
«Семья»
Комсомольская 23 |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Jacobs | 47,5 | 69,50; 88,50 | 67,50 | Не представлен | 68,00; 86,00 | |
95 | 59,00; 117,00; 165,00 | 120,00 | 120,00 | |||
200 | - | - | 220,00 | |||
Maxwell House | 47,5 | 35,00 | 34,00 | 32,00 | 45,00 | |
95 | 62,00 | 60,00; 89,00 | 58,80 | 59,00 | ||
190 | 118,00 | - | 56,90 | 85,00 | ||
200 | - | - | 126,90; 84,90 | 135,00 | ||
GRAND | 50 | 47,70 | Не представлен | |||
200 | 172,00 | |||||
Mac Coffe | 50 | - | Не представлен | 25,50 | Не представлен | |
100 | 51,70; 99,70 | 35,50 | ||||
RUSCAFE | 100 | 63,00 | 53,00 | Не представлен | Не представлен | |
MILAGRO | 50 | 42,50; 63,00 | Не представлен | 59,00 | 68,00; 44,00 | |
100 | 66,00; 114,00 | 62,40 | 120,00; 72,00 | |||
CAPTE NOIRE | 200 | 370,00; 411,00 | Не представлен | |||
LEBO coffe | 100 | 102,00; 94,00; 77,00; 81,50 | Не представлен | |||
Le Cafй | 50 | 38,00; 75,00 | - | Не представлен | ||
100 | 184,00 | 117,00 | ||||
Sahara | 100 | 103,00 | 132,00 | Не представлен | ||
200 | - | 210,00 | ||||
Ambassador | 100 | - | 137,00 | Не представлен | 110,00; 135,00 | |
200 | 338,00; 222,0 | - | 260,00; 225,00 | |||
Safi | 100 | 122,00; 190,0 | Не представлен | |||
Dolche Vita | 90 | 130,00 | Не представлен | |||
DARTE | 100 | 266,00 | Не представлен | |||
Nescafe | 50 | - | 41,00 | 36,20 | 80,0; 41,0; 71,0 | |
100 | 69,50 | 74,50 | 65,00 | 212,0;122,0;73,0 | ||
200 | 151,00 | - | - | - | ||
250 | - | - | 151,60 | 270,00; 220,00 | ||
Tchibo | 50 | - | - | 67,30; 65,40; 60,80; 41,20 | 60,00; 73,00; 42,00; 67,00 | |
Tchibo | 100 | 126,00; 71,50; 122,00; 113,00 | 110,00; 81,50; 133,00 | 119,40; 122,60; 73,30; 100,60 | 142,00; 74,00; 46,00; 132,00 | |
200 | 235,00;231,50; 193,00; 214,00 | 204,00;220,00; 250,00 | 226,00; 229,50; 208,10 | 210,00; 220,00; 248,00 | ||
Moccona | 50 | Не представлен | 54,00; 69,00; | Не представлен | ||
100 | 89,00; 116,50; 114,20 | |||||
CAFЙ PELE | 50 | Не представлен | 28,00 | 25,30 | - | |
100 | 41,00 | 37,40 | 128,00 | |||
200 | 80,00 | 74,20 | - | |||
Черная карта | 100 | 102,70; 88,50; 94,50 | 130,00 | Не представлен | ||
200 | 199,00; 182,00; 168,00 | 223,00 | ||||
Московская кофейня на паяхъ | 100 | 134,00; 109,00; 50,50 | Не представлен | |||
Жокей | 50 | Не представлен | 38,00 | Не представлен | 56,00; 38,00 | |
100 | 95,00; 58,00 | 90,00 | ||||
Примечание: цены за упаковку одной и той же массы одной марки кофе варьируются в зависимости от его наименования, например кофе Наскефе Классик и Нескафе Голд одной массы имеют разные цены. | ||||||
Наиболее широкий ассортимент кофе представлен в супермаркете «Глобус», однако кофе марки Nescafe там представлен только в одном виде Nescafe Classic, а такие марки как Жокей, Cafe Pele и Moccona не представлены вообще. В магазине «Лидер» кофе марки Nescafe представлен в наиболее широком ассортименте по сравнению с остальными магазинами. Он стоит на втором месте по широте ассортимента, затем «Продуктовая лавка», а в магазине «Семья» наименее богатый ассортимент кофе. Что касается цен на кофе различных марок можно отметить общую тенденцию возрастания цен на кофе в ряду торговых точек: Продуктовая лавка - Семья - Глобус - Лидер. Таким образом, наименьшие цены на кофе в магазине «Продуктовая лавка», наиболее дорогой магазин - Лидер.
3. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА КОФЕ
3.1 Объекты и методы исследования
Для проведения исследований были выбраны три образца натурального растворимого кофе, расфасованного в стеклянные банки по 50 г и металлическую банку по 100 г. (Приложение Е, Ж, З)
1) Кофе натуральный растворимый Cafй Pele производства Бразильской компании Cacique.
2) Кофе натуральный растворимый сублимированный Jacobs Monarch производства немецкой компании ООО «Kraft Foods», 198323, Российская Федерация, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, производственная зона «Горелово», квартал №12, Волохонское шоссе, д. 7/1. ГОСТ Р 51881-2002.
3) Кофе натуральный растворимый гранулированный Nescafe Classic, производства компании ООО «Нестле Кубань», Россия, 352700, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 2а. ТУ 9198-330-04605473.
У кофе определяются следующие показатели:
1) Органолептические показатели. Определяются органолептическими методами в следующем порядке: вид и цвет, аромат и вкус. Метод заключается в оценке внешнего вида, цвета, вкуса и аромата по ГОСТ Р 51881-2002. внешний вид и цвет определяют визуально при ярком, рассеянном дневном свете или люминисцентом освещении в части объединенной пробы продукта, помещенной на лист белой бумаги ровным слоем. Аромат определяют как в сухом продукте, так и в напитке. Вкус определяют только в напитке.
2) Физико-химические показатели:
· Определение массовой доли влаги методом ускоренного высушивания или методом высушивания до постоянной массы. Метод основан на высушивании исследуемого объекта в сушильном шкафу при температуре 130 0С;
· Определение массовой доли золы, нерастворимой в соляной кислоте и определение массовой доли экстрактивных веществ. Метод основан на извлечении экстрактивных веществ из навески анализируемого кофе кипячением с водой.
· Определение массовой доли металлических примесей и посторонних примесей.
· Определение полной растворимости. Метод заключается в определении продолжительности растворения навески кофе в горячей и холодной воде.
· Определение кофеина фотометрическим методом определения массовой доли кофеина. Метод основан на гидролитическом окислении кофеина в тетраметилпурпуровую кислоту и последующем фотометрическом измерении интенсивности окраски ее раствора.
· Определение рН. Метод основан на измерении разности потенциалов между двумя электродами, погруженными в исследуемую среду. [9; 22]
3.2 Оценка кофе по органолептическим показателям
Органолептические показатели определяли у трех различных производителей натурального растворимого кофе. Результаты приведены в Таблице 3.
Таблица 3 - Результаты органолептической оценки кофе.
Показатели | Требование ГОСТ | Jacobs Monarch | Cafй Pele | Nescafe | |
Внешний вид | Порошкообразный или гранулированный, однородный | Гранулирован-ный, однородный. | Порошкооб-разный, однородный | Гранулированный, с приме-сью порошко-образного. | |
Цвет | Коричневый, однородный по интенсивности | Светло-коричневый, однородный. | Коричневый, однородный. | Темно-коричневый, однородный. | |
Вкус | Выраженные, с различными оттенками, свойственными данному продукту. Не допускаются посторонние запах и вкус. | Насыщенный кофейный вкус, с горь-коватым прив-кусом, без пос-торонних привкусов | Горький, с кис-ловатым прив-кусом, свойст-венный дано-му продукту, без посторон-него привкуса. | Горький, свойствен-ный продук-ту, без пос-торонних привкусов | |
Аромат | Ярко выражен-ный кофейный, немного горь-коватый, без постороннего запаха | Очень слабо- выраженный, с присутвием слабовыражен-ного пос-тороннего за-паха | Слабовыраженный кофейный аромат, без посторонних запахов. | ||
3.3 Определение физико-химических показателей кофе
· Определение влаги методом ускоренного высушивания по ГОСТ 15113.4-77. «Методы определения влаги. Технические условия».
Метод основан на высушивании кофе в сушильном шкафу при температуре 130 0С. Были использованы следующая аппаратура, реактивы и материалы: бюксы стеклянные, весы лабораторные аналитические, шкаф сушильный электрический, эксикатор, кислота серная концентрированная, палочки стеклянные длиной 55 мм, песок очищенный прокаленный, щипцы.
Чистую бюксу с 5 г прокаленного песка и стеклянную палочку сушили вместе с крышкой в открытом виде в течение 30 минут в сушильном шкафу при температуре 130 0С. Затем охлаждали в эксикаторе с налитой на дно серной кислотой и взвешивали.
Из пробы кофе в высушенную бюксу брали навеску массой 5 г. Открытую бюксу с навеской вместе с крышкой сушили в сушильном шкафу при температуре 130 0С 45 минут. После высушивания навески бюксу вынули из сушильного шкафа щипцами, закрыли крышкой, охладили в эксикаторе с серной кислотой и взвесили. Результаты испытания приведены в Таблице 4.
Таблица 4 - Результаты испытаний по определению влаги.
Наименование кофе | Масса навески кофе, г (m) | Масса бюксы с навеской до высушивания, г (m1) | Массы бюксы с навеской после высушивания, г (m2) | |
Jacobs Monarch | 5,00 | 115,40 | 115,35 | |
Cafй Pele | 5,00 | 75,60 | 75,40 | |
Nescafe Classic | 5,00 | 90,10 | 90,00 | |
Массовую долю влаги Х, % вычисляли по формуле:
, (1)
где m - масса навески кофе, г;
m1 - масса бюксы с навеской до высушивания, г;
m2 - масса бюксы с навеской после высушивания, г.
Получились следующие результаты:
;
;
.
По ГОСТ 29148-97 «Кофе натуральный растворимый. Технические условия» массовая доля влаги (Х, %) в норме в течение срока хранения не должна превышать 4%.
Информация о работе Характеристика ассортимента кофе, реализуемого на рынке г. Кирова