Характерные черты российского управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 15:12, реферат

Описание

Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя.

Содержание

Введение………………………………………….…………………..3

1. Особенности российского менеджмента ……….………………5

1.1. Характерные черты российского менеджмента.…………........5

1.2. Проблемы менеджмента в России…………….……………….12

Заключение…………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………..…..18

Работа состоит из  1 файл

Введение в специальность..doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Филиал  Дальневосточного государственного технического университета

      (ДВПИ  имени В.В.Куйбышева) в г. Южно-Сахалинске 
 
 
 
 
 

      Реферат

      По  дисциплине: Введение в специальность.

      Специальность: Менеджмент организации 

      Тема: Характерные черты  российского управления. 

                                         Исполнитель,   Заболотских Ирина Владимировна

                                               студентка 
 

                                                 

                                                                               Руководитель  Иванова Т.Н 
 
 
 
 
 

      Южно-Сахалинск

      2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….…………………..3

1. Особенности российского менеджмента ……….………………5

1.1. Характерные черты российского менеджмента.…………........5

1.2. Проблемы менеджмента в России…………….……………….12

Заключение…………………………………………………………..16

Список  используемой литературы……………………………..…..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно- административной системы, которая функционировала в России весь советский период.

Старая  парадигма управления в России в  течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

1. Закрытостью  хозяйственного комплекса страны  и ориентацией на народнохозяйственную  эффективность.

2. Критерием  на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда.

3. Крайней  политизацией, вызвавшей монополизацию  и концентрацию производства.

4. Централизацией  и бюрократизацией управления.

В новой  парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:

1. Интеграция  хозяйства России в мировую  экономику.

2. Формирование  и функционирование рыночных  хозяйственных субъектов как  открытых систем.

3. Гибкое  сочетание методов государственного  управления и рыночного регулирования.

4. Использование  рыночных и административных  методов управления предприятиями  различных направлений деятельности  и форм собственности.

Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

По сравнению  со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность  и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять  потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала.

 Менеджмент  в России пока далек от заданных  глобализацией параметров на  всех уровнях: от отдельной  фирмы до общества в целом.  Однако годы рыночных реформ  заложили позитивные предпосылки  формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни.

1 Особенности российского  менеджмента.

1.1 Характерные черты  российского менеджмента.

Эти два  термина (менеджер и руководитель) настолько  часто употребляются вместе, что  многие российские руководители считают их абсолютными синонимами. Однако это не так.

На западе понятие менеджера (manager) несколько  шире. Если в России руководитель - это  человек, который в первую очередь  распоряжается людскими ресурсами, и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информацию, то на западе же все эти ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными. И менеджера от простого работника, как правило, отличает не наличие подчиненных, а уровень принимаемого решения: насколько принимаемые решения сказываются на прибыли компании. Если уровень достаточно высок (сотрудник может влиять на несколько процентов прибыли компании), то его должность может называться менеджерской независимо от количества подчиненных. Как крайний случай возможны ситуации, когда должность называется “менеджером”, а подчиненных нет вовсе (менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, менеджер склада или производственной линии).

“Когда  менеджер начинает понимать, чего от него ждут и овладевает средствами управления (денежными фондами, информацией, оборудованием, материалами, рабочей силой) он принимает на себя ответственность за максимально эффективное использование этих средств... самые слабые звенья в цепи - информация и люди”.

Умение  презентовать и выступать. Одним из важнейших свойств руководителя на западе считается умение презентации (presentation skills). При этом, как правило, не имеет значения, что презентуется - достижения подразделения, новый бюджет, новый товар или собственные достижения. Очень часто в западных компаниях умение общаться с аудиторией ценится выше, чем умение вести переговоры один на один (communications skills).

В России умение вести презентацию, выступать  перед аудиторией не играет серьезной роли. В нашей стране гораздо выше ценится умение наладить личный контакт в переговорах один на один. При этом даже такому умению, как правило, не уделяется внимание в институтах.

Серьезным недостатком российского высшего  образования запад считает концентрацию на технической и информационной стороне, а не на общении и принятии решений.

Кроме того, различия российского и западного  менеджмента состоят не только в  знаниях, которые менеджеры имеют  в результате полученного образования, но и в подходе к окружающим людям и обстоятельствам.

Реактивность (Отсуствие проактивности). Авторы теории проактивности понимали под проактивностью наличие у каждого человека стремления самому вершить свою судьбу наперекор внешним условиям.

Отсутствие  проактивности - подчинение внешним условиям в большей мере, чем внутренним стремлениям считается на западе серьезным недостатком. Считается, и не без оснований, что гораздо больше в жизни добиваются именно проактивные люди.

В России же термин “амбиции” имеет ярко выраженный негативный смысл. Амбициозным человеком в России обычно называют того, кто не уважает окружающих и стремится всеми силами подняться над окружающими, выделиться из общей массы, часто за счет окружающих.

В России менеджеры вопрос о долгосрочных планах задают редко, поскольку проактивность не всегда считается достоинством.

Внешняя направленность. Иностранцы стараются быть направленным на успех и достижения. Поэтому для них внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух, являются средством, а не целью.

Иное дело - российский гражданин, для которого работа может быть целью, а отдых после работы только способом набраться сил для работы.

Поэтому иностранцев, приезжающих в Россию часто удивительно отношение  россиян к атмосфере в коллективе. Когда для человека, работающего на предприятии, атмосфера в коллективе может быть важнее заработной платы.

Недоносительство. Исторически в России сложилось так, что общество находится в подчиненном положении по отношению к государственной власти. (Случаи народных ополчений - скорее исключение, чем правило). Государственная власть скорее руководит, чем исполняет, а народ скорее исполняет, чем руководит. В таких условиях любое сообщение государственной власти о состоянии дел в обществе или мелком коллективе может быть использовано во вред всему коллективу или обществу. Поэтому в России доклад руководству о состоянии дел или настроений в коллективе всегда считался делом антиобщественным и аморальным.

Доносительство  на самого себя. В западных компаниях существует обязательное правило общения с руководством, для получения так называемой обратной связи. В России такая процедура называется аттестацией и проводится практически всегда формально.

Отношение к богатству. Российское отношение к богатству всегда было отрицательным. Такое отношение сказывается и на характере денежных отношений между руководством компании и персоналом. Персонал с удовольствием получает не денежные выгоды от компании и с некоторым предубеждением смотрит на тех, кто стремится больше заработать.

Стремление  заработать не считается в России положительным свойством характера, а если человек все же заработал денег, то окружающие, часто считают, что с ними должны поделиться.

Круговая  порука. В России в связи со сложностью климатических условий выжить можно было только сообща, делясь с соседом запасами в сложное время и рассчитывая на аналогичный отклик.

В таких  случаях только обобществление тех  или иных богатств могло позволить  обществу (общине, деревне, городу) выжить. Поэтому в России многие богатства  всегда находились в общественном пользовании (земля, выпасы, озера, дороги, леса, недра…). С другой стороны между членами общества (общины) существовала обязанность сообща отвечать за некоторые гражданские обязанности (сбор налогов, призыв на воинскую службу, поставка продовольствия в армию, материальные наказания за нанесенный ущерб…). Как следствие круговой поруки в России часто допускалось ограниченное использование чужого имущества.

Отношение к органам государственной  власти. В России исторически сложилась ситуация, когда руководство страны, с одной стороны, считалось заведомо лучше по человеческим качествам, чем остальное население, и, с другой стороны, оно считалось достаточно близким для того, чтобы к нему можно было запросто обратиться. Государство для жителя России было всегда чем-то близким к бесконечности. Тем, что невозможно охватить. Если что-то отдавалось государству, то, как правило, об отданном можно было уже не спрашивать - оно исчезало в бесконечности. С другой стороны, государство считалось настолько богатым, что у него можно было, не беспокоясь, что-то позаимствовать.

Письменное  делегирование обязанностей. В любой западной компании права и обязанности менеджеров различного уровня письменно закрепляются в специальном документе, называемом “duties and responsibilities” - права и обязанности.

В Российских предприятиях делегирование полномочий производится или на основании существующих государственных документов (например, положения о главном бухгалтере) или на основе устной договоренности.

Информация о работе Характерные черты российского управления