Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 15:12, реферат
Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя.
Введение………………………………………….…………………..3
1. Особенности российского менеджмента ……….………………5
1.1. Характерные черты российского менеджмента.…………........5
1.2. Проблемы менеджмента в России…………….……………….12
Заключение…………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………..…..18
Такому делегированию несколько мешает положение российского законодательства, согласно которому за все вопросы на предприятии отвечает руководитель.
Коррупция. Централизация власти имеет серьезный недостаток - необходимость принимать множество решений на самом верху. В России же возможность принимать решения была передана чиновникам на местах. Как результат появляются две неизбежные проблемы:
Различная трактовка законов на местах. Получение чиновниками денег за принятие решений от заинтересованной стороны (сторон) - коррупция. Размах .Россия никогда не испытывала недостатка в лесах, земельных угодьях, строительных материалах. Все это можно было брать из почти неисчерпаемого источника.
Поэтому россияне всегда старались получить больше не за счет более тщательного и аккуратного использования имеющегося, а за счет широкого охвата как можно большего (пастбища, леса, водного пространства…). Соответственно и затраты (сил, продуктов, времени…) делались как можно больше. Экстенсивность развития экономики и широта характера до сих пор являются отличительными чертами россиян. Как результат - пренебрежение потерями и нанесенным вредом.
Высокая затратность.
Ведя хозяйство с размахом, можно пренебрегать некоторым перерасходом сил и средств, если такой перерасход оправдывается возможностью большего охвата.
Подобный
подход оставил свои следы и в
экономике. Планирование бюджета идет
весьма приближенно, запасы не ценятся,
меры по уменьшению затрат на единицу
продукции считаются
Умение работать в команде. Российские компании ценят работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний. Пока, как правило, безуспешно.
Стиль одежды. Считается, что в российской компании можно одеваться в то, что есть дома. Некоторые считают, что недорогой наряд может показать начальству, что вам пора повысить зарплату.
Некоторые считают наоборот, что дорогая одежда, часы, обувь, машина могут показать начальству вашу независимость и заставить ваше руководство сильнее уважать Вас.
Ни то ни другое не подходят для иностранной компании.
Слишком дорого одетый сотрудник может сбыть с толку посетителей, а слишком дешево одетый сотрудник может вызвать недовольство руководства, как лицо, подрывающее имидж компании.
Стиль руководства. В каждой компании стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании.
Обязательными условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде.
Остальные требования могут зависеть от конкретного руководства компании.
В российских компаниях стиль руководства, почти всегда жесткий и авторитарный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией принятых руководством решений.
Мораль компании. Российские компании отличает, как правило, отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой. К сожалению, наличие каких-то принципов во внутренней политике или во взаимоотношениях с краткосрочными партнерами очень часто рассматривается в России как слабость или недостаток.
Отношения к переменам.
Российские
компании, как правило, хорошо приспособлены
к переменам внешним, но проигрывают
иностранным компаниям в
В условиях однонаправленных изменений (а именно такие чаще всего происходят на западе) умение быстро измениться - неоспоримый плюс.
Однако, в случае, когда в стране происходят изменения в ту или иную сторону, отсутствие внутренней гибкости может оказаться плюсом при откате внутренней политики в стране.
Перечисленные
особенности русского менеджмента
дают только несколько штрихов на
общую картину. Но без знания этих
мелочей российской компании сложно
не только работать на международном рынке,
но и правильно организовать работу на
российском рынке
1.2. Проблемы менеджмента в России.
Переход
от административно-командной
1. Приватизация
государственной собственности
как формирование массы
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.
2. Кардинальный
отход от социально
Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим.
3. Изменение
поведения и целей трудового
коллектива в сторону более
рационального отношения к
Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.
С другой
стороны, можно отметить увеличение
числа переподготовленных работников,
неконфликтное решение вопросов увольнения,
сокращение производственного и административно-
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.
4. Изменение в целях выживания предприятия методов управления в сторону открытости.
Российские
менеджеры в начале переходного
периода ориентировались на управление
с позиций рационального
5. Изменение
характеристики корпуса
Формирование этой категории управленцев происходило по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их "западных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "западными" коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики.
С другой
стороны, - руководители крупных предприятий,
управленческий опыт которых сложился
в административно-командной экономике,
но вынужденные осуществлять управление
в рыночных условиях, на своем опыте.
"Ошибки" в таком обучении приобретают
большую цену для предприятия. Более того,
иная качественная определенность управления
в рыночной экономике во многом определила
небольшой удельный вес успешных руководителей.
Это руководители уже старшего поколения
(50-65 лет) на смену им приходят более, молодые
(30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы
на данном предприятии. К ним относятся
работники, ушедшие со своих должностей
и пробовавшие строить свой самостоятельный
бизнес. Эту категорию работников объединяет
опыт самостоятельного управления бизнесом
в условиях рынка.
Иными словами, на должности первых руководителей
крупных предприятий приходят работники
данного предприятия. Они приносят с собой
опыт рыночного менеджмента, свои капиталы,
накопленные в частном бизнесе и наработанные
связи с банками.
Для обоих
направлений формирования образа современных
руководителей бизнеса
Заключение
Менеджмент
- это вид деятельности человека,
который имеет общие и
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности.
Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
Информация о работе Характерные черты российского управления