Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Становление и развитие менеджмента……………………………..5
Исторический подход к изучению менеджмента……………………...5
Развитие управленческой мысли………………………………….........5
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента……………………………..7
. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте…………..14
Промышленный переворот и новые подходы к управлению……14
Тейлоризм в СССР…………………………………………………18
Школа научного менеджмента…………………………………….19
Классическая, или административная, школа менеджмента……20
Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента……………………………………………………………………..22
Школа науки о поведении………………………………………….24
3.Современные проблемы управления……………………………………25
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента.docx

— 61.99 Кб (Скачать документ)

Для того, чтобы увеличивать  объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.

Блок 2:

Внедрение результатов НТП  требует инвестиций. Инвестиции промышленности носили высокорискованый характер, так  как скорость оборота капитала в  промышленности в несколько раз  ниже скорости его оборотов в торговле или в мелком бизнесе. Кроме того практика показывала, что не всегда приобретение нового оборудования и автоматизация давало ожидаемый экономический эффект. Поэтому инвесторы не готовы были предоставить свой капитал на развитие предприятий, с другой стороны развитие производства способствует развитию торговли и при определенных условиях инвестиции производств дают более высокие доходы, нежели инвестиции в торговле, следовательно, существует точка пересечения экономических интересов инвесторов и промышленных капиталов.

Блок 3:

Для привлечения инвестиций в промышленность используют акционерный  капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.

Блок 4:

Ля того, чтобы акционерный  капитал работал и приносил прибыль  необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций  производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и  финансами. Возникает потребность в специалистах. Эти специалисты стали прообразами современных менеджеров.

 



 



 

1.2. уточнение схемы 1.1. социально-экономических предпосылок

 

Поскольку результаты НТП  внедрялись в производственную практику и способствовали развитию средств  труда и предметов труда, а  инвестиции в развитии рабочей силы отсутствовали, то возник кризис между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Кризис проявился в том, что уровень развития рабочей силы отставал от уровня развития средств труда. В результате производственные отношения оставались на низком уровне развития, что отражалось на эффективности управления трудовыми ресурсами. В эту эпоху для американской экономики характерно то, что развитие производства сдерживалось перегрузкой заводов, новым оборудованием, автоматизированными производительными линиями в то время как рабочая сила не была подготовлена к работе в новых условиях. Это является сдерживающим фактором в процессе окупаемости инвестиций, поэтому акционеры были заинтересованы в повышении эффективности рабочей силы, но без инвестиций в её развитие. На практике для решения этой проблемы акционеры нанимали специалиста в области управления персоналом. Они стали первыми прародителями менеджеров в области кадрового менеджмента.

Менеджмент зародился  в малых предприятиях, но свое развитие получил в крупных корпорациях. Друккер писал «крупные корпорации в Америке составляют такое меньшинство, которое задает структуру общества, определяет качество жизни общества, а менеджер – это лидер или  идеал, к которому стремится общество». В 1880 году образуется общество инженеров-механиков: Г. Таун, Ф. Хелси, Л. Брендис, Ф.Тейлор. Таун и Хелси в своей статье «Инженер как экономист» предложил рассматривать менеджера как организатора производства, ставившего во главу своей деятельности экономику. Брендис предложил употреблять термин научный менеджмент. Возникновение общества инженеров-механиков доказывает массовое признание менеджмента как науки. В университетах открываются новые специализации в области менеджмента, начинается пятая управленческая революция, которая включает в себя развитие менеджмента по школам:

  1. Школа научного менеджмента (Ф.Тейлор)
  2. Административная школа (А.Файоль)
  3. Школа человеческих отношений (Маслоу)
  4. Школа науки о поведении (МакГрегор) .

 

 

2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте

 

2.1 Промышленный переворот и новые подходы к управлению

 

Переход от ручного труда  к использованию машин в промышленности произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были изобретены ткацкий станок и прядильная машина. На первых текстильных фабриках эти станки и машины приводились в движение при помощи силы падающей воды. С изобретением паровой машины появилась возможность значительно расширить территории размещения предприятий, а не только вблизи рек.

Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, как  и в странах Европы и США. Изготовление машины – двигателя, передаточных устройств  и самой рабочей части –  потребовали новых видов материалов, сырья и вызвали к жизни  новые отрасли промышленности. В  английском законодательстве начала XIX в. имеются упоминания таких видов производств, как доменные печи, железоделательные, медеплавильные, литейные и машиностроительные заводы, металлические мастерские, фабрики по изготовлению гуттаперчи, бумаги. Стекла, табака, печатные и переплетные мастерские и т.д.

Промышленный переворот создал необходимые условия для развития тяжелой промышленности, но начался он с развития легкой промышленности, производящей предметы личного потребления: ткани, обувь, одежду и предметы быта. Крупные фабрики и заводы объединяли на одном предприятии тысячи рабочих, управление которыми требовало новых подходов, иной организации, дальнейшего углубления внутрипроизводственного разделения труда. В этот период происходили частые военные столкновения: гражданская война в США, колониальные войны Англии, франко-прусская война, русско-турецкие войны, наполеоновские войны и т.д. Организация и управление войсками, несомненно, повлияли на характер управления и в промышленности. Жестокие войны порождали и жестокие методы управления. Вот один из примеров подхода к управлению – «Дисциплинарный кодекс», авторство которого приписывают Р. Аркрайту (1732-1792) и его сподвижникам. Английский предприниматель, цирюльник, изобретатель прядильной машины сумел осознать, что для управления фабрикой с системой машин-автоматов необходимо заставить людей отказаться от их прежних привычек ремесленников и рабочих мануфактуры самостоятельно решать организацию своего труда и подчинить их действия строгому ритму работы машин. Для этого потребовалась новая дисциплина труда. Управляющие стали предъявлять к рабочим ряд требований:

  • работник должен быть на фабрике, на своем рабочем месте в 5.30 утра;
  • при опоздании на 10 минут рабочего не пускали на фабрику до перерыва на завтрак и он лишался ¼ части дневного заработка;
  • есть, пить, делать перерывы можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
  • в последующем было введено правило найма на работу и увольнения, по которому рабочий фактически не мог в одностороннем порядке расторгнуть договор о найме.

Умелое размещение машин  и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и  позволили значительно повысить производительность труда. Были заложены основы управления крупными фабриками  и заводами.

Продолжительный рабочий  день, доходивший до 14 часов, тяжелые  условия труда, штрафы и другие притеснения  побуждали рабочих к организованному  сопротивлению новым методам  управления. Однако в этот период появляются и другие идеи более лояльного  отношения к рабочим. Для своего времени эти идеи были утопическими и смогли быть полезными для общества лишь через многие десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771-1858). Будучи предпринимателем и управляющим крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул идею трудовой коммуны и другие нововведения. Но все это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов. Сокращение рабочего дня фабричным законодательством в Англии, а впоследствии и в других европейских странах с 14 до 10-12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты на этой почве между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения интенсивности труда.

Кроме того, хозяева фабрики  и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем  владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник и еще один вопрос, касающийся экономии на затраченном  капитале, рациональном расходовании материальных ресурсов и денежных средств.

По объективным причинам Россия тогда не являлась опасным  конкурентом для промышленности Запада. Ведущие европейские страны интересовались в Росси главным  образом дешевым сырьем. Лес, пушнина, уголь, деготь, зерно, хлопок, кожевенное сырье и другие ресурсы охотно вывозились на западные рынки. Но передовые деятели в России, ученые и инженеры понимали, что без развития отечественной промышленности и освобождения от крепостничества страна будет обречена на вечную зависимость, останется сырьевым придатком высокоразвитых государств. В 1861 году было отменено крепостное право, появился рынок наемной рабочей силы.

Научной и технической  основой для промышленного переворота в нашей стране явились многие открытия и изобретения российских ученых и практиков. Все это требовало  новых подходов в управлении производством, передовых способов организации  производства и новых отношений  между управляющими и управляемыми. Особенно рельефно это проявилось в  связи с внедрением технических изобретений. Использование новой техники и технологий объективно требовало более квалифицированных рабочих.

Одним из первых научных  подходов в этом деле явились работы ученых Московского высшего технического училища. В 60 - 70-х гг. XIX в. были проведены исследования по созданию методики рационализации трудовых движений рабочих.

Так постепенно складывалась структура управления фабриками  и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое вошли  мастера цехов, начальники и бригадиры  производственных бригад, их помощники, наиболее квалифицированные рабочие  – «рабочая аристократия» - с более  высокой оплатой. На вершине управленческой структуры находились фабриканты –  хозяева предприятий, управляющие  заводами и участками, инженеры. Назревала  необходимость создания еще одного звена управления – функциональных управляющих, получившего позднее статус среднего звена управления.

Во всех индустриально  развитых странах на фабриках и заводах, штатах и рудниках все большее  внимание уделялось производственному  обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест.

Управление предприятиями  требовало научного подхода, новых  взглядов и свежих идей в области  повышения производительности труда  и его интенсивности. Повысить интенсивность  труда в условиях сложившейся  системы управления, жесткой дисциплины и крайне высокой степени напряженности  и тяжести труда не удавалось  из-за протестов рабочих, стачек и  забастовок, перерастающих в политические выступления. Пересмотр норм выработки  в сторону увеличения и снижения расценок немедленно вел к возмущению рабочих. Выход из этого положения  был найден, но не в России, Англии или странах Европы. Новый подход к управлению впервые в мире сформировался  в США, когда-то воспринявших организацию  и управление производством у  английской промышленности.

Основателем научного менеджмента  стал Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915) .

 

2.2 Тейлоризм в  СССР

 

В истории науки управления ХХ века едва ли найдется личность, оказавшая  столь же большое влияние на эту  науку, как Ф.У. Тейлор, по праву считающийся  основателем научного менеджмента. Он написал известные на весь мир  работы «Тарифная система» (1895 г.), «Цеховой менеджмент» (1903 г.), «Принципы кадрового управления» (1911 г.). Труды Ф.Тейлора значительно повлияли на развитие промышленности Соединенных Штатов. Его идеи получили широкое признание в Германии, Англии, Франции, а в начале 1920-х годов и в РСФСР благодаря поддержке В. Ленина, В. Куйбышева. До 1920 года В. Ленин подверг тейлоризм резкой критике, называя его «научной системой выжимания пота». Однако с внедрением новой экономической политики (НЕПа), когда руководство страны пошло на возвращение элементов рыночной экономики и перенесло акцент с силовых методов управления людьми на методы Ф. Тейлора с оговоркой, что к заимствованию этих методов следует подходить осторожно. В. Ленин даже высказался о строительстве аппарата управления государством на основе принципов научной организации труда и управления.

В начале 1920-х годов в  советских республиках были изданы труды Ф. Тейлора. Вышло множество  научных и популярных работ российских и украинских последователей тейлоризма. Идеи научной организации труда захватили часть партийной верхушки и нашли множество приверженцев среди ученых и хозяйственников. Тейлоризм в образовавшемся СССР стал ядром целого комплекса теоретических и практических идей, влиятельного научного и общественного движения, которые обозначилось аббревиатурой НОТ – научная организация труда.

К 1925 году в стране действовало около 80 научных учреждений, общественных объединений и массовых организаций, сплотившихся сторонников НОТ. Проявились и специальные журналы, взявшие на себя задачи регулярного и всестороннего освещения, пропаганды и распространения теоретических знаний в области организации труда и их практической реализации: «Время», «Голос работника» и т.д.

Движения НОТ во второй половине 1920-х годов также пропагандировалось очень активно. Интенсивно велась научно-исследовательская работа и реализация разработок НОТ. Основными центрами разработки и внедрения методов НОТ в практическую деятельность предприятий и организаций стали Москва, Казань, Ленинград, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Таганрог.

 

2.3 Школа научного  менеджмента

 

Основоположники школы Ф. Тейлор, Эмерсон, Форд, супруги Гилберты и Гантт – 1911-1920 годы.

Тейлор выделил 3 причины  низкой производительности труда:

  1. экономические интересы рабочих не совпадают с интересами работодателя по вопросу повышения производительности труда;
  2. врожденная лень;
  3. отсутствие научного подхода к организации производства и труда.

Школа Тейлора занималась проблемой повышения производительности труда рабочих, но затрагивала и  проблему совершенствования труда  менеджеров низшего и высшего  звена. Субъектом исследования выступал цех, соответственно менеджер, в трудах Тейлора – мастер производственного  участка (инженер). Такой подход к  изучению организации в менеджменте  называется сверху вниз. Школа научного менеджмента разработала экспериментальным путем азбуку научной организации производительности труда и управлением цехом.

Эмерсон разработал 12 принципов  производительности труда рабочего. Гантт работал над вопросами производственного планирования. Супруги Гилберты занимались проблемами управления персоналом.

 

2.4 Классическая, или административная, школа менеджмента

Информация о работе Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента