Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Становление и развитие менеджмента……………………………..5
Исторический подход к изучению менеджмента……………………...5
Развитие управленческой мысли………………………………….........5
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента……………………………..7
. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте…………..14
Промышленный переворот и новые подходы к управлению……14
Тейлоризм в СССР…………………………………………………18
Школа научного менеджмента…………………………………….19
Классическая, или административная, школа менеджмента……20
Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента……………………………………………………………………..22
Школа науки о поведении………………………………………….24
3.Современные проблемы управления……………………………………25
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента.docx

— 61.99 Кб (Скачать документ)

 

Идеи рационализма, выдвинутые и подтвержденные практикой, нашли свое дальнейшее развитие во Франции, Англии, Германии, России и на их родине в США. Тейлоровский подход к управлению касался главным образом вопросов управления производством и способов повышения производительности труда в ходе производственного процесса. Возникшая школа административного управления, основываясь на необходимости рационального ведения хозяйства, начала исследовать и применять на практике способы и возможности совершенствования управления организацией в целом. Возглавил и развил это направление в менеджменте француз Анри Файоль (1841-1925).

Школа отражает специфику  европейского менеджмента. Управление трактуется как администрирование. В отличие от менеджмента термин администрирование характеризует управление с бюрократических позиций, а менеджер – администратор, чиновник. Если термин менеджмент употребляют в смысле управления предприятием в условиях рыночной экономике, то администрирование - в условиях такой экономической системе, когда роль государств в экономике выше, чем в рыночном хозяйстве.

Эта школа также как  и школа Тейлора занималась вопросами  роста производительности труда, о  не рабочего, а администратора –  менеджера высшего звена. Такой  подход к изучению организации называется сверху вниз, т.е. организация изучается  с верхней точки организационной  структуры управления. Школа Файоля разработала научную базу организации труда менеджеров высшего звена. Файоль выделил функции менеджмента:

  1. планирование
  2. организация
  3. контроль
  4. координация
  5. мотивация
  6. администрирование

В последствие администрирование, как функция менеджмента была упразднена. Система функций –  это закрытая система, т.е. ни одна из функций не может быть удалена, т.к. функции менеджмента – это  цепочка управленческого процесса. Но функции менеджмента могут быть могут быть детализированы, например, контроль дробят на: учет, анализ, распределение обязанностей.

В частности Файоль предложил 14 принципов управления для высшего звена. Если функции менеджмента отвечают на вопрос: что должен делать менеджер в организации? То принцип: как должен выполнять свою работу менеджер, чтобы добиться успеха?

В отличие от функций система  принципов является открытой, т.е. может  быть сокращена или расширена. Файоль предложил 14 универсальных функций. Их универсальность состоит в том, сто они могут быть использованы высшим руководством любой организации, не зависимо от отраслевой предрасположенности и прочих факторов. Файоль подчеркивал, что если менеджер не придерживается этих принципов в своей деятельности, то он однозначно успеха не добьется. Если следует принципам, то у него есть шанс добиться успеха. Таким образом, функции менеджмента раскрывают содержание управленческого процесса, а принципы – как менеджер должен выполнять свою работу. В совокупности функции и принципы Файоля формируют Азбуку современного менеджмента.

Одновременно с развитием  идей классической школы управления в западных странах, особенно начиная  с 30-х гг., появляются новые взгляды  на принципиальные положения. Все большее  внимание ученых стал привлекать «человеческий  фактор», роль и место человека не как «винтика», «механизма», а как личности.

 

2.5 Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента

 

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания Первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда.

Практика управления потребовала  иных способов руководства предприятиями, которые учитывали бы не только возможности  лучшей организации, новой техники  и технологии, но и инициативу, энтузиазм  работников. Во второй половине 20-х  гг. в США начались исследовательские  работы ученых, как экономистов и  инженеров, так и социологов и  психологов. Возникло новое направление  научных исследований – инженерная социология. У его истоков стояли американские ученые Ф.Дж. Ретлисбергер, У. Мур, француз Ж. Фридман и др. Возглавил новое направление, получившее название школы человеческих отношений, профессор Гарвардского университета Элтон Мейо (1880-1949). Американские ученые полагают, что данная школа возникла как оппозиция тейлоризму.

Э. Мейо, видный специалист в  области менеджмента, с группой  инженеров провел ряд научных  экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известным как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мейо позволили повернуть управленческую мысль сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:

  • четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;
  • внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;
  • поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;
  • в отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе неленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.

В 1943 году Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В ней поребности человека можно представить в виде пирамиды, в основании котрой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине – духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера. А. Маслоу в своей теории исходил из того, что для мотивации сотрудников к производительному труду необходимо знать их потребности. [5, с.35;6]

Поведенческий подход к управлению стал в США настолько популярным, что охватил не только промышленность, но и все сферы управленческой деятельности. Главное в этом подходе  состоит в том, чтобы подобрать  способы воздействия на человека в соответствии с наукой о его  поведении.

    1. Школа науки о поведении

 

Школа развивалась по двум направлениям:

  1. Исследование вопросов мотивации, социальных взаимоотношений, лидерства и власти;
  2. Исследование вопросов мотивации предпринимателей.

Первое направление логически  связано с результатами работы школы  человеческих отношений. [2]

Дуглас Мак-Грегор разработал теорию двух типов поведения человека на работе и в соответствии с этим двух способ управления работниками. Это  теории «Х» и «У». По теории «Х»  люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению  и желают, чтобы ими управляли. По теории «У» работа для здорового  человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при  которых работник мог бы удовлетворять  не только физиологические, но и духовные потребности.

Поведенческий подход к управлению стал в США настолько популярным, что охватил не только промышленность, но и сферы управленческой деятельности. Главное в этом подходе состоит в том, чтобы подобрать способы воздействия на человека в соответствии с наукой о его поведении.

 

 

3. Современные проблемы управления

 

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.

Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся  взаимосвязи между внешней и  внутренней средой предприятия.

На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы  и обострением противоречий с  окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Все более признанным становится приоритет общественных интересов  над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов  окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и  бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно пи средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуют  следующие положения:

  • Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
  • Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
  • Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь – ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

Ориентация на новые условия  и факторы развития нашла отражение  в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы  взаимоотношений людей в организациях.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения  психологии работающих (в том числе  менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

 

 

Заключение

 

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка современных  менеджеров-профессионалов невозможна  без знания истории развития  менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений, школа науки о поведении , а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика требует  адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного

опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе

собственных управленческих проблем.

Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Информация о работе Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента