Имидж руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:46, реферат

Описание

Целью реферата – проанализировать культурно – этические проблемы формирования имиджа руководителя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и сущность имиджа;
- дать характеристику формирования имиджа руководителя;
- рассмотреть этические основы;
- изучить культурные основы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построение имиджа руководителя…………..5
1.1 понятие и сущность имиджа…………………………………………..5
1.2 Формирование имиджа руководителя………………………………...9
2. База формирования имиджа руководителя…………………………..15
2.1 Этические основы…………………………………………………….15
2.2 Культурные основы…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………………………27

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ.docx

— 46.34 Кб (Скачать документ)

– в качестве психологических  условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают  психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.

Имидж руководителя – это  совокупность определённых качеств, которые  ассоциируются с определённой индивидуальностью  личности, поэтому в определении  психологических условий формирования имиджа руководителя необходимо исходить из анализа понятия «личностная  специфика управленческой деятельности».

Руководитель любого учреждения (организации) – человек, осуществляющий управление коллективом в соответствии с четкими и осознанными целями, обладающий высоким уровнем самоактуализации.

Следовательно, необходимо наличие у руководителя таких  профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную  управленческую команду, способность  видеть перспективы развития своей  организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др..

Личность руководителя можно  разложить на три класса составляющих: биографическая характеристика; способности; черты личности.

Способности - пригодность  к тому или иному виду деятельности. Развитию практических навыков руководителя помогают природные задатки, которые  имеются в определенном типе нервной  системы, отличающейся подвижностью и  уравновешенностью. Склонностям предшествуют задатки, самые разные признаки способностей. Они проявляются в повышенном интересе и влечении к организаторской  и руководящей деятельности.

Организаторские способности  можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо проявить интерес  к работе с людьми, знать методы убеждения, выработать основные качества руководителя (умение слушать подчиненных, внимательность, терпение и др.).

Характер предопределяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику его поведения  в коллективе. Помимо природных задатков руководитель должен иметь соответствующие  моральные и волевые качества и свойства.

К природным задаткам руководителя относятся, прежде всего, уравновешенность поведения, оптимальная активность, общительность, легкость адаптации.

К моральным - справедливость, скромность, чувство общественного  долга, принципиальность, моральная  безупречность;

К волевым - решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность;

К деловым - целеустремленность, работоспособность, инициативность, организованность, самостоятельность;

К организаторским - умение оценить людей, установить отношения, совершенствовать формы и методы работы, организовать трудовой коллектив, принимать правильные решения.

Существенное значение имеют  такие черты характера руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость. Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных  ситуациях; цельность - единство слова  и дела, логичность поступков; уравновешенность - сдержанное, терпеливое отношение  к людям, ровное поведении, умение контролировать себя; твердость - обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие  препятствия.

Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда  он внимательно относится к людям  и их нуждам, обязательно выполняет  обещания, действует последовательно.

Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный. Личный обеспечивается справедливыми личностными  качествами, выделяющими его из среды  коллектива, к которым относятся  честность, справедливость, человечность.

Служебный авторитет достигается  умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий.

Наиболее часто употребляемыми личностными чертами, обуславливающими продуктивность руководства учреждением  образования, выступают: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная  уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, умение рисковать, направленность на дело, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Одной из важнейших характеристик личности является стремление к достижениям и направленность на дело.

Таким образом, обобщая анализ понятийного аспекта изучаемой  проблемы, мы предположить, что:

- личность руководителя  – это прижизненно возникающее  психологическое образование, представляющее  собой социальную по своей  природе систему качеств и  мотивационно-потребностных отношений;

- каждый руководитель  предстает одновременно и как  профессионал, и как личность, и  как индивидуальность, но далеко  не всякому удается стать субъектом  профессионального развития, сформировать  свой «адекватный» имидж. 

Немаловажны такие управленческие качества, как смелость, управленческое мышление, настойчивость, самостоятельность, гибкость в поведении, находчивость, общительность и высокий моральный  контроль.

Личностные качества идеального руководителя предполагают также коммуникабельность, умение управлять эмоциями, напористость, оперативность.

Интерьер кабинета руководителя свидетельствует о деловых качествах  своего владельца, а так же о «стоимости дела», которое он возглавляет. Обстановка кабинета должна отражать фирменный  стиль организации и отличаться от кабинетов сотрудников уникальностью  находящейся там мебели.

Следующая составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Это  умение подавать себя, свои знания и  умения с наилучшей стороны. Для  этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность, самообладание.

Немаловажное значение играет флюидное излучение: особый блеск глаз, чарующая улыбка, своеобразная интонация  голоса, привлекательность манер  поведения. Иногда мы замечаем, как  бессознательно начинаем помогать людям, которым мы не собирались оказывать никакой услуги, только благодаря мягкой интонации голоса или дружескому пожатию.

Самое главное, чтобы имидж  соответствовал не только внутренним качествам руководителя, но и подходил к долгосрочным целям его карьеры, равно как и к характеру  учреждения, был привлекательным  для самых широких слоев населения.

Таким образом, основной целью  формирования имиджа является моделирование  способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается  в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ  ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ

 

2.1 Этические основы

 

Этикет (в широком смысле) – это правила поведения, принятые в данном обществе. Из поколения в поколение происходит отбор тех из них, которые несут в себе общечеловеческие представления о достойном поведении. Многие правила современного этикета шлифовались на протяжении веков и даже тысячелетий.

Этикет связан с этикой – учением о морали, и, в частности, о правилах и нормах поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу во всевозможных ситуациях. Этика вырабатывает моральный кодекс поведения, показывает, что достойно стремлений, какое поведение является хорошим, выясняет историю возникновения тех или иных правил этикета, их социальную направленность, пропагандирует требования этикета.

Этикет – это не застывший  свод приемов и форм поведения. Он опирается на мораль, целесообразность, эстетизм, доброжелательность и традиции. А понимание этих категорий в  разных странах и в разное время  отличается.

Служебный (деловой) этикет распространяется на более узкую область – определяет нормы поведения и общения в деловой, профессиональной обстановке. Его можно подразделить на поведенческий и речевой. Поведенческий определяет поступки, приемы поведения – от дружелюбной улыбки до вежливого отказа через деловое письмо, а речевой – повседневную речь на службе с точки зрения соответствия принятой морали.

Поведенческий этикет.

  1. Приветствие – самая распространенная форма проявления дружелюбия и уважения. Приветствием начинается рабочий день или разговор. Существует много форм различных приветствий.

Сначала здороваются с женщинами, потом с мужчинами.

Посетитель, входящий в комнату  учреждения, не должен стучаться в  дверь. Это только отвлекает и  нервирует занятых делом людей. Как правило, на стук в дверь не бывает отрицательного ответа.

  1. Представление сторон.

Представляют всегда младших старшим  по возрасту, мужчин – женщинам. Пожилым  мужчинам или занимающим очень высокое  должностное положение представляют женщин. В случае большой разницы  в положении имя более высокого по рангу не называют.

После представления разговор начинает старший по рангу.

  1. Рукопожатие.

Рукопожатие – один из самых распространенных этикетных жестов, используемых при  встрече, прощании, знакомстве.

Старший первым протягивает  руку младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному. Женщина  участвует в рукопожатии по желанию. Рукопожатие больше распространено между мужчинами.

  1. Снятие головного убора.

Обнажение головы – знак почтения, уважения. Входя в помещение, мужчины  должны снимать головной убор, на женщин это правило не распространяется.

Обнажение головы в качестве этикетного жеста принято у европейских  народов, однако, у евреев, мусульман, наоборот, в общественных местах следует  появляться с покрытой головой.

  1. Фирменный стиль.

В это понятие входит и стиль  работы, и стиль взаимоотношений, и способ улаживания конфликтов, и  манера одеваться, и оформление интерьера, традиции, привычки, и даже формы  обращения.

В некоторых коллективах  все обращаются друг к другу на «ты», и это подчеркивает товарищеские отношения между сотрудниками, в  других – только на «вы», и это  свидетельствует о взаимном уважении, в третьих обращаются на «вы» к  начальникам и старшим по возрасту и на «ты» к равным по должности, подчиненным и сверстникам. Следует учитывать сложившиеся в фирме традиции, однако с переходом на «ты» новому человеку стоит быть осторожным.

7. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных.

Этика деловых отношений требует, чтобы руководитель обладал следующими основными качествами:

  • способностью согласовывать,
  • решительностью и оправданной уступчивостью,
  • требовательностью к себе и другим,
  • способностью работать в стрессовой обстановке.

Нарушением служебного этикета следует считать:

  • недоверие к сотрудникам,
  • присвоение себе результатов работы коллектива,
  • командование вместо убеждения.

Одной из важных черт руководителя должно быть умение улаживать конфликты.

Внешний вид.

Внешний вид сотрудников влияет на имидж всего учреждения.

Основные требования к  одежде:

  • строгость;
  • элегантность;
  • соответствие направлению моды (но не в ее экстравагантных вариантах);

соответствие ситуации (обычный  рабочий день, прием и т.д.).

Речевой этикет.

Большое значение в общении  имеют такие качества, как образованность, коммуникабельность и общая культура человека, понимание психологии людей, знание этикета.

Облегчить общение между  людьми, связанными деловыми отношениями, помогают некоторые речевые этикетные  формы.

Не приказ, а просьба. Распоряжение, высказанное в форме просьбы, сближает людей. Употребление вопросительной формы.

Причина неуместности использования  первого лица во многих видах распоряжений состоит в том, что по существу в настоящее время труд является коллективным, а начальник – не хозяин подчиненным.

Употребление имени, имени-отчества. По мнению психологов, звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Дейл Карнеги утверждал, что звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия.

Информация о работе Имидж руководителя