Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа
Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы. Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Недавно экономистами
МВФ было проведено исследование,
которое позволило обобщить опыт
развивающихся стран. Его результаты
показали, что в странах с открытой
экономикой, подверженной внешним шокам,
и с высоким уровнем
Во-первых, можно
ожидать, что в такой экономике
обменному курсу отводится роль якоря
той или иной степени значимости. Следовательно,
эффект влияния обменного курса на инфляцию
также оказывается большим. Более того,
резкое изменение, в частности снижение
курса национальной валюты, может спровоцировать
эффекты второго порядка, связанные с
утратой доверия экономических агентов
к национальной валюте и политике правительства.
Во-вторых, резкое обесценение курса национальной
валюты (например, в результате изменения
направленности капитальных потоков)
вместо положительного может дать отрицательный
эффект и привести к существенному замедлению
темпов экономического роста и ухудшению
положения банков. В условиях недостаточной
диверсификации экономики и подверженности
внешним шокам денежные власти пытаются
ограничить колебания обменного курса
и придерживаются курсовой политики, получившей
название «lean against wind» – «дуть против ветра».
В качестве инструмента используются
прямые интервенции па валютном рынке.
Экономисты утверждают, а опыт отдельных
стран показывает, что такая курсовая
политика с успехом может сочетаться с
ИТ, если денежные власти не стремятся
воздействовать на динамику обменного
курса в долгосрочной перспективе.
Инфляционное
таргетирование, как показывает опыт,
может применяться в условиях
развивающихся стран, а также стран с переходной
экономикой, в том числе реализующих режим
управляемого плавания. Однако следует
иметь в виду их специфику. Рассмотрим
этот вопрос подробнее.
Существуют масштабные
различия между развитыми странами
с их институтами и высоким доверием
к политике денежных властей и развивающимися
странами. Для последних характерны слабые
государственные институты, низкое качество
статистических данных и аналитического
инструментария. Происходящие структурные
сдвиги осложняют многие процессы. В них
затруднен контроль над инфляцией в силу
сохраняющейся ее значительной волатильности,
что ставит под сомнение эффективность
и последовательность мер антиинфляционной
политики. В целом они подвержены резким
и неожиданным изменениям в интенсивности
и направленности капитальных потоков.
К тому же их экономика, как было отмечено,
характеризуется высокой степенью зависимости
инфляции от динамики обменного курса,
высоким уровнем ее долларизации, недостаточным
развитием финансового рынка (что, среди
прочего, снижает эффективность денежно-кредитной
политики) и, главное, низким доверием
к политике правительства.
Доверие населения
к денежным властям и проводимой
ими политике является важнейшим
фактором успеха. Это эквивалентно
формированию и сохранению низких инфляционных
ожиданий. Для завоевания такого доверия
в развивающихся странах и странах с переходной
экономикой необходимо создание определенных
условий, среди которых назовем основные:
официально установленный
в экономической политике безусловный
приоритет задачи снижения инфляции по
сравнению с другими;
поддержку антиинфляционной
политики на всех уровнях власти;
последовательность
в проведении антиинфляционной политики
(то есть полное соответствие принимаемых
мер и решений официально провозглашенной
политике);
максимальную
информационную открытость (в том
числе в признании допущенных
ошибок) и постоянное взаимодействие
с участниками рынка.
Формирование
серьезной статистической базы и
аналитического аппарата как важнейших
элементов ИТ. Они дают возможность
центральному банку четко представлять
состояние экономики и характер взаимодействия
всех важнейших макроэкономических показателей,
а также направление ее дальнейшего развития.
В таких условиях центральный банк может
действовать на опережение, не допуская
роста инфляции, но в то же время ослабляя
негативные последствия ужесточения денежно-кредитной
политики для экономики.
В условиях дефицита
доверия и низкой эффективности
процентной политики (а также иных
характерных особенностей развивающейся
экономики) реализация режима ИТ потребует
принятия денежными властями более жестких
и быстрых мер (по сравнению с развитыми
странами) в ответ на любые шоки и риски
ускорения инфляции.
Предлагается
для анализа и прогнозирования
перейти к использованию
Для развивающихся
стран и стран с переходной
экономикой инфляционное таргетирование
не является ни панацеей, ни единственно
возможной стратегией. Достижение низкой
и стабильной инфляции в рамках режима
ИТ требует не меньшей работы (по крайней
мере, на первом этапе, который может продолжаться
5 и более лет), чем в рамках любого другого
режима. Последовательное снижение инфляции
возможно и в рамках сохранения определенного
контроля над динамикой обменного курса.
В целом отметим,
что инфляция подпитывается множеством
факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для
достижения устойчивого долгосрочного
эффекта должен быть выработан комплексный
подход с акцентом на среднесрочных мерах
по снижению инфляционных ожиданий и повышению
доверия к политике правительства, к национальной
валюте. Важно также развитие финансового
рынка и усиление контроля Центрального
банка над динамикой денежных агрегатов.
Проведенный анализ показал необходимость
комплексного подхода к снижению инфляции
при высоком и даже умеренном ее уровне
(7–10%), поскольку инфляция является одним
из базовых факторов торможения структурных
изменений в экономике и создания конкурентной
среды, сдерживания модернизации производства,
замедления темпов роста доходов населения,
особенно наименее обеспеченных его групп.
3 ОСОБЕННОСТИ
ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ
3.1 Особенности
инфляции в Республике Беларусь
Национальная
экономика страны пережила очень
сложные потрясения на протяжении 1990-х
годов в результате глубокого системного
кризиса, вызванного развалом СССР и его
народнохозяйственного комплекса.
Предпосылки роста
инфляции в Беларуси к началу 90-х
гг. XX в. были заложены в диспропорциональной
структуре экономики. Унаследованная
от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая
структура производственного сектора,
ориентированная на дешевые энергетические
ресурсы, высокая степень монополизации
и милитаризации экономики, преобладание
роста тяжелой промышленности над выпуском
потребительских товаров, неэффективность
сельского хозяйства и неразвитость сферы
услуг, технологическая и инфраструктурная
негибкость в условиях либерализации
цен и открытия экономики в 90-е гг. стали
основными инфляционными факторами. Следует
отметить и нерациональную инвестиционную
политику с характерным для нее долгостроем
и распылением средств по многим объектам.
Возник дисбаланс между спросом и предложением.
Начали расти цены, но не только как при
классической инфляции. Потребительская
корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла
из дефицитных товаров.
В начале экономических
реформ инфляция существовала в экономике
республики в скрытом виде и имела
следующие сущностные характеристики,
аналогичные с переходными
Нарастание инфляционных
процессов снизило число
Исследование
феномена инфляции в белорусской экономике
постсоветского периода в числе основных
ее причин структурно-
кризис в сфере
производства, носивший характер дефицита
и обусловленный
монопольный характер
белорусской экономики, препятствующий
ее быстрой и эффективной
режим малого взаимодействия
с мировым рынком, при котором
рыночное поведение внутренних производителей
не подкреплялось необходимой степенью
открытости экономики и отечественный
экспорт был ориентирован в основном на
российский рынок из-за низкой экспортоспособности
товаров на мировом рынке, несоответствия
среднего качества и высокой цены предлагаемых
товаров;
импортируемая,
прежде всего из России, инфляция. Значительную
роль в инфляционных процессах в
республике играет именно раскручивание
спирали "цены на сырье (особенно на
энергоресурсы) – общий уровень
цен".
С начала кардинальных
экономических преобразований и перехода
инфляции из скрытой формы в открытую
в ее развитии отчетливо прослеживаются
4 периода, имеющие качественные характеристики.
Разбивка на периоды обусловлена существенными
различиями темпов инфляции на протяжении
1990 – 2009 гг. и спецификой этого процесса,
протекающего с чередованием различных
ее видов [9, с.71].
Первый период
(1991 –1994 гг.). Это был самый трудный
период, связанный с углублением
экономического кризиса из-за разрыва
хозяйственных связей с республиками
бывшего СССР, разрушением единой рублевой
зоны, переходом на национальную денежную
систему, построением институтов белорусской
государственности. Эти процессы вместе
с нарастанием экспансионистской денежной
политики обусловили гиперинфляцию в
1993–1994 гг., когда цены вырастали в год
более чем в 20 раз [Приложение Б] .
Реальные процентные
ставки на кредитно-депозитном рынке
по рублевым инструментам были отрицательными.
Уровень монетизации ВВП
Второй период
(ноябрь 1994–1996 гг.). В результате осуществления
комплекса антиинфляционных мер монетарной
политики была достигнута определенная
финансовая стабилизация на макроэкономическом
уровне. Темп прироста индекса потребительских
цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. –
до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %). Изменение ситуации
было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной
политике, которая выразилась в ограничении
темпов роста денежной массы путем сокращения
объемов прямого централизованного кредитования
коммерческих банков, увеличении доли
аукционного размещения кредитных ресурсов
по рыночным ставкам, в политике положительных
реальных процентных ставок. Основным
принципом новой депозитной политики
стало регулирование месячных ставок
в зависимости от уровня инфляции. Поддержание
реальных процентных ставок на положительном
уровне и стабилизация обменного курса
белорусского рубля, связанная с резким
снижением денежного предложения в национальной
валюте, обеспечили устойчивое преимущество
рублевых срочных сбережений по доходности
относительно финансовых инструментов
в свободно конвертируемых валютах (СКВ).
Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной
массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце
периода произошел отход от завоеванных
позиций, усилились элементы административного
регулирования хозяйственной жизни с
использованием денежной экспансии с
целью поддержки реального сектора экономики.
Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.
Третий период
(1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике
в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный
характер и была обусловлена главным
образом экспансионистской денежно-кредитной
политикой, в том числе эмиссионным кредитованием
государственных программ в области жилищного
строительства и АПК, административным
поддержанием официального обменного
курса белорусского рубля (на завышенном
уровне по сравнению с его рыночными котировками).
В этот период в течение каждого года существенно
превышались утвержденные в Основных
направлениях денежно-кредитной политики
параметры кредитной эмиссии, прироста
чистого рублевого внутреннего кредита
Национального банка и роста денежной
массы в национальной валюте.
Вместе с административным
сдерживанием цен это привело
к образованию инфляционного
навеса. Несмотря на высокие темпы
экономического роста, инфляция в 1999 г.
выросла до максимального в данном
периоде уровня – 350 % за год, а уровень
монетизации ВВП по рублевой денежной
массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного
в реальном выражении уровня процентных
ставок удельный вес срочных рублевых
сбережений в общем объеме рублевой денежной
массы сократился до 5,3 %.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси