Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа
Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы. Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Четвертый период
(2000 – 2009 гг.) – период снижения темпов
инфляции и их относительная стабилизация
с замедлением темпов социально-экономического
развития страны в начале периода. В
2000 г. произошел переход к более
взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной
политике, что дало свои положительные
результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных
параметров (уровня кредитной эмиссии,
роста денежной массы) от их целевых прогнозных
значений, имело место снижение темпов
инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил
146,0 % , в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004
г. – 114,4 %. [13, с.582-585].
Специфика инфляции
определяется условиями, в которых
протекает процесс
Наряду с причинами
инфляции, вытекающими из структуры
народно-хозяйственного комплекса
республики, есть причины и условия
развития инфляции, лежащие в "монетарной
сфере". Это последствия определенной
финансово-бюджетной и денежно-кредитной
политики (ДКП) государства, отразившиеся
в инфляционных процессах.
Высокий рост потребительских
цен в 1992 г. ознаменовал в республике
начало борьбы с инфляцией. Снижение
и сдерживание темпов роста цен стало
главной задачей макроэкономической политики
последующих лет. Инфляция в Беларуси
в 1991 – 1995 гг. была порождена в основном
кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых
органов. Дальнейшее сокращение кредитной
эмиссии привело к адекватному снижению
в республике инфляции. Значительное ее
снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с
1994 г.) практически не отразилось на состоянии
экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться.
Это свидетельствовало о том, что реальные
проблемы большинства белорусских производителей:
производственные, сырьевые, сбытовые,
инфраструктурные, финансовые и т.д. –
оставались нерешенными, а кредитная эмиссия
представлялась наиболее простым и доступным
средством поддержания экономики.
Начало стабилизации
экономического положения страны и роста
по важнейшим макроэкономическим параметрам
было положено в 1996 – 2000 гг. Изменилось
сальдо внешнеторгового оборота – с -4,4
% в 1995 г. до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля
негосударственного сектора экономики.
В этом пятилетии выделялись две различные
тенденции: относительно высокие темпы
роста, характерные для начала периода
(1996 г. – первая половина 1998 г.), и замедление
темпов экономического развития во второй
его половине. Это обусловлено исчерпанием
таких факторов, стимулировавших экономический
рост в начале пятилетия, как недоиспользованный
производственный и научно-технический
потенциал, политика денежной экспансии,
жесткое регулирование цен. Причиной обострения
инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является
ДКП, связанная с опережающим эмиссионным
кредитованием государственных программ
в области жилищного строительства, а
также последствиями финансового кризиса
в России.
С 2000 г. в Беларуси
стала поводиться достаточно жесткая
денежно- кредитная политика, обеспечивающая
снижение темпов инфляции и создание условий
для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение
положительного уровня реальных процентных
ставок и стабилизация рыночного курса
белорусского рубля способствовали достижению
сбалансированности спроса и предложения
на денежном рынке, а также росту склонности
к сбережениям в национальной валюте.
Опережающая по сравнению с инфляцией
девальвация официального курса белорусского
рубля по отношению к доллару США привела
к сокращению разрыва, а в сентябре 2000
г – к единому курсу белорусского рубля
на валютном рынке. В базисном пятилетии
произошли значительные сдвиги в структуре
экономики. Удельный вес добавленной стоимости
промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в
1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился
удельный вес строительства (с 5,4 до б %)
в основном за счет активизации жилищного
строительства. Вместе с тем резко сократилась
доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %).
Наметилась тенденция к увеличению в структуре
ВВП доли отраслей, оказывающих услуги
(с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием
инфраструктуры финансовых, страховых
и других услуг.
Условия для
проведения экономических реформ в
Беларуси оказались сложнее, чем
в странах Восточной Европы в
силу следующих особенностей: различная
продолжительность "социалистической
полосы" (более 70 лет), распад ранее единого
государства, разрыв единого экономического
пространства, огромная доля ВПК в экономике
[9, с.71].
В Беларуси процесс
реформирования экономики и общественных
отношений не завершен. Несмотря на
некоторое улучшение макроэкономических
показателей и замедление инфляции в 2004
– 2005 гг., ситуация в республике остается
сложной, а уровень инфляции достаточно
высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси
выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в
2006 году [8].
Индекс потребительских
цен на товары и услуги в январе
2008 г. по сравнению с декабрем 2007
г. составил 102,5%, с январем 2007 г. – 112,9%
[Приложение В].
Индекс цен
на продовольственные товары в январе
2008 г. по отношению к декабрю 2007 г.
составил 101,3%, по отношению к январю 2007
г. – 116,2%. [20].
В связи с
сохранением инфляционной угрозы из-за
внешних факторов правительство
уже в начале года приняло необходимые
упреждающие меры. По первому кварталу
мы близки к прогнозным значениям",
– сказал министр экономики.
В целом в 2008
году ставится задача удержать инфляцию
на уровне не выше 8%. "Задача по достижению
этого параметра остается очень
напряженной", – подчеркнул Николай
Зайченко.
Он пояснил, что
в Министерстве экономики и правительстве
находятся предложения ряда министерств
(Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода
и других) по повышению цен и тарифов. Однако
если все эти предложения принять, то уровень
инфляции мог бы составить не 8%, а 16-20%.
Поэтому подход Минэкономики будет очень
взвешенным и жестким. Будут приниматься
меры для обеспечения безубыточной работы
предприятий. "Но мы не пойдем на кратное
повышение цен и тарифов", – подчеркнул
министр экономики.
3.2 Антиинфляционное
регулирование в Республике
Разработка и
реализация антиинфляционных мер представляют
собой не только актуальную, но и чрезвычайно
сложную задачу. Опыт развития стран с
рыночной экономикой дает богатый материал
в области как теории инфляции, так и методов
практической борьбы с ней. Из множества
подходов следует выделить два основных
варианта антиинфляционной программы
стабилизации экономики.
Ортодоксальная
программа чисто
Сторонники кейнсианской
точки зрения на инфляцию настаивают
на более активной роли государства
в регулировании экономики, включая
временное замораживание цен и заработной
платы, налоговое стимулирование предпринимательства,
сбережений населения, поддержку жизненно
важных отраслей и производств.
Как правило, в
практической деятельности в западных
странах используются смешанные
программы, которые содержат элементы
политики из обеих программ.
Отечественный
опыт регулирования социально-
Первый комплекс
включает меры:
по регулированию
заработной платы в составе себестоимости
продукции;
поиску путей
удешевления импортных
снижению материало-
и энергоемкости продукции на
основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих
технологий;
реструктуризации
и финансовому оздоровлению предприятий,
включая оптимизацию процентных
ставок, формирующих себестоимость
продукции, налоговых ставок и обязательных
платежей;
сокращению трансакционных
издержек и др.
Второй комплекс
охватывает меры:
по регулированию
объема и структуры денежной массы;
проведению эффективной
процентной политики по кредитам и
депозитам;
сокращению скорости
оборота денег;
регулированию
резервных требований;
ограничению бюджетного
дефицита;
регулированию
доходов населения;
сокращению бартерных
операций, неплатежей;
стабилизации
белорусского рубля и др.
Третий комплекс
предусматривает меры:
по государственному
регулированию цен на продукты и
услуги первой необходимости;
государственному
регулированию цен на товары монополистов;
регулированию
конкурирующего ввоза товаров и
услуг;
регулированию
уровня рентабельности;
стимулированию
удовлетворения спроса за счет роста
производства;
ограничению инфляционных
ожиданий;
ликвидации ценовых
перекосов, диспропорций и других инфляционных
потенциалов.
Указанные меры
реализуются в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативные социальные
и экономические последствия инфляции
вынуждают правительства разных стран
проводить определенную экономическую
политику. Антиинфляционная политика
насчитывает богатый ассортимент самых
разных денежно-кредитных, бюджетных мер,
налоговых мероприятий, программ стабилизации
и действий по регулированию и распределению
доходов.
Истоки инфляционных
явлений коренятся в
В заключение необходимо
отметить, что методы регулирования
инфляции будут эффективны лишь в
случае их адекватного соответствия
ее сущностным причинам. Поскольку
инфляция в нашей стране носит, во-первых,
структурно-системный характер, то
есть порождена сложившейся структурой
экономики и действовавшей длительное
время системой управления хозяйством,
и только во-вторых, традиционными монетарными
факторами, рычаги регулирования этого
процесса должны базироваться на снятии
всех барьеров на пути действия рыночных
механизмов, обеспечении условий структурной
перестройки экономики и включать в себя
широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых
регуляторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андрианов В.Д
Инфляция: зарубежный опыт и российская
практика БИКИ. №49-50, 2006, с. 1-3.
2 Андрианов В.Д
Инфляция и методы ее
3 Вайштурс А.А
Мировой опыт управления
4 Васильев И.
Инфляция растет не слушаясь правительство
// Финансовый контроль. №1, 2008, с. 30-36
5 Греков И.Е
Об оптимальном уровне
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси