Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы. Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Четвертый период (2000 – 2009 гг.) – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более  взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %. [13, с.582-585]. 

Специфика инфляции определяется условиями, в которых  протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего, стабилизационного  механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда. 

Наряду с причинами  инфляции, вытекающими из структуры  народно-хозяйственного комплекса  республики, есть причины и условия  развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах. 

Высокий рост потребительских  цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 – 1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. – оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики. 

Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996 – 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота – с -4,4 % в 1995 г. до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996 г. – первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России. 

С 2000 г. в Беларуси стала поводиться достаточно жесткая  денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до б %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг. 

Условия для  проведения экономических реформ в  Беларуси оказались сложнее, чем  в странах Восточной Европы в  силу следующих особенностей: различная  продолжительность "социалистической полосы" (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля ВПК в экономике [9, с.71]. 

В Беларуси процесс  реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 – 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году [8]. 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в январе 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. составил 102,5%, с январем 2007 г. – 112,9% [Приложение В].  

Индекс цен  на продовольственные товары в январе 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. составил 101,3%, по отношению к январю 2007 г. – 116,2%. [20]. 

В связи с  сохранением инфляционной угрозы из-за внешних факторов правительство  уже в начале года приняло необходимые  упреждающие меры. По первому кварталу мы близки к прогнозным значениям", – сказал министр экономики.  

В целом в 2008 году ставится задача удержать инфляцию на уровне не выше 8%. "Задача по достижению этого параметра остается очень  напряженной", – подчеркнул Николай  Зайченко. 

Он пояснил, что  в Министерстве экономики и правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и других) по повышению цен и тарифов. Однако если все эти предложения принять, то уровень инфляции мог бы составить не 8%, а 16-20%. Поэтому подход Минэкономики будет очень взвешенным и жестким. Будут приниматься меры для обеспечения безубыточной работы предприятий. "Но мы не пойдем на кратное повышение цен и тарифов", – подчеркнул министр экономики. 

3.2 Антиинфляционное  регулирование в Республике Беларусь 

Разработка и  реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики. 

Ортодоксальная  программа чисто монетаристского  характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении  роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты. 

Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства  в регулировании экономики, включая  временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. 

Как правило, в  практической деятельности в западных странах используются смешанные  программы, которые содержат элементы политики из обеих программ. 

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и  в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. 

Первый комплекс включает меры: 

по регулированию  заработной платы в составе себестоимости  продукции; 

поиску путей  удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих  изделий; 

снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; 

реструктуризации  и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость  продукции, налоговых ставок и обязательных платежей; 

сокращению трансакционных издержек и др. 

Второй комплекс охватывает меры: 

по регулированию  объема и структуры денежной массы; 

проведению эффективной  процентной политики по кредитам и  депозитам; 

сокращению скорости оборота денег; 

регулированию резервных требований; 

ограничению бюджетного дефицита; 

регулированию доходов населения; 

сокращению бартерных  операций, неплатежей; 

стабилизации  белорусского рубля и др. 

Третий комплекс предусматривает меры: 

по государственному регулированию цен на продукты и  услуги первой необходимости; 

государственному  регулированию цен на товары монополистов; 

регулированию конкурирующего ввоза товаров и  услуг; 

регулированию уровня рентабельности; 

стимулированию  удовлетворения спроса за счет роста  производства; 

ограничению инфляционных ожиданий; 

ликвидации ценовых  перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. 

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет  проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. 

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся  и постоянно воспроизводимых  макроэкономических диспропорциях; в  созданной в административной экономике  форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения. 

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования  инфляции будут эффективны лишь в  случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку  инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1 Андрианов В.Д  Инфляция: зарубежный опыт и российская практика БИКИ. №49-50, 2006, с. 1-3. 

2 Андрианов В.Д  Инфляция и методы ее регулирования  Общество и экономика. №4, 2006, с. 135-162  

3 Вайштурс А.А  Мировой опыт управления инфляцией  Финансы и кредит. № 10,2007, с. 63-69 

4 Васильев И.  Инфляция растет не слушаясь правительство // Финансовый контроль. №1, 2008, с. 30-36 

5 Греков И.Е  Об оптимальном уровне инфляции  с позиций результатов общественного  развития //Финансы и кредит. №  6,2007, с. 2-11 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси