Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание

Объект курсовой работы – организации, применившие инновации в антикризисном управлении своей деятельности.
Предмет курсовой работы – инновационная деятельность в антикризисном управлении организации.
Цель курсовой работы – всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении……………4
1.1.Понятие инноваций………………………………………………….…4
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике…………………………………………………………………….6
1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами…………….……..8
2.Инновационные компоненты бизнеса……………………………..……..11
2.1.Инновационные проекты………………………………………………..11
2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями…………….12
2.3. Приемы управления инновационными процессами………………….14
3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли…………………………………………..16
3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций………………………………………....................16
3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме………………………………………………………………………..17
3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер в туристской отрасли………………………………..18
Заключение……………………………………………………………..…….20
Список литературы…………………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине Практика антикризисного менеджмента_

на тему Инновации в антикризисном управлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Студент Борисевич Дмитрий________

                                              Александрович____________________

                                               Курс  3 , группа 48АУ

                                                         Факультет Антикризисное управление

                                                         Специальность Экономист-менеджер_

                                               Руководитель Красиченко Л.В_______

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011 г.

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………..2

1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении……………4 
1.1.Понятие инноваций………………………………………………….…
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике…………………………………………………………………….6

1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами…………….……..8

2.Инновационные компоненты бизнеса……………………………..……..11

2.1.Инновационные проекты………………………………………………..11

2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями…………….12

2.3. Приемы управления инновационными процессами………………….14

3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли…………………………………………..16

3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций………………………………………....................16

3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме………………………………………………………………………..17 
3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер  в туристской отрасли………………………………..18

Заключение……………………………………………………………..…….20

Список литературы…………………………………………………………..22  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
  
   На данном этапе развития российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

   В современном, быстро меняющемся мире, управление регионом, организацией (фондом, коммерческой компанией) стало сверхсложной задачей, отнимающей у руководителя всё время (включая личное). Изменения технологий, рынка, отраслей, конкурентов происходят со всё ускоряющимися темпами. Критическим фактором стало предвидение новых технологических волн, новых рынков, стагнаций, кризисов, новых возможностей предприятия, точек роста и прорывных направлений. 
Для поддержки решения задач управления на уровне администраций регионов, крупных и средних компаний, крупных фондов необходимы:

1.   Технологии отслеживания тенденций, угроз и новых возможностей на основе комплексного анализа базовой статистики, компьютерного моделирования и технологий проектирования будущего;

2.   Технологии экспертной поддержки программ развития системы в целом и отдельных проектов;

3.   Технологии проведения мозговых штурмов для нахождения решений в сложных кризисных ситуациях или их предотвращения.

   Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

   Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни.

   В создавшихся условиях необходимым элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.

   Актуальность курсовой работы заключается в возрастающей роли инноваций, которая в свою очередь  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого роста.

   Объект курсовой работы – организации, применившие инновации в антикризисном управлении своей деятельности.

   Предмет курсовой работы – инновационная деятельность в антикризисном управлении организации.

   Цель курсовой работы – всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.

   Методы исследования:

1. Поиск информационных источников;

2. Изучение научной литературы;

3. Изучение статей СМИ;

4. Анализ статистических данных;

   Задачи курсовой работы:

1. Дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности. 
2. Изучить теорию Кондратьева и  взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике.

3. Выявить особенности и способы инноваций в антикризисном управлении. 
4. Рассмотреть основные приемы управления инновационными процессами. 
5. Выявить проблемы инноваций  и пути их решения в антикризисном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении. 
  
1.1.Понятие инновации. 

 
   «Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»[1]. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

   Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

   Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

1.  Использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2. Внедрение продукции с новыми свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5.   появление новых рынков сбыта.

   В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

   Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков:

1) По степени новизны:

1 – радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

2 – улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

3 – модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2) По объекту применения:

1 – продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

2 – технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

3 – процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

4 –  комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3) По масштабам применения:

1 – отраслевые;

2 – межотраслевые;

3 – региональные;

4 – в рамках предприятия (фирмы).

4) По причинам возникновения:

1 – реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

2 – стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5) По эффективности:

1 – экономическая;

2 – социальная;

3 – экологическая;

4 – интегральная.

   Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, «инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников»[2]. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.  
   Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

   В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

1.   Инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);

2.   Пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

3.   Маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);

4. Приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

5.   Приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

6. Производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

   Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей»[3].

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей. 
  
1.2. Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике.  

 
   Теория «длинных волн» Кондратьева доказывает, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 - 60 лет. Такие большие циклы рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.). В период понижательных волн большого цикла преобладают годы депрессий, а в период повышательных волн большого цикла - годы подъемов.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении