Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа
Объект курсовой работы – организации, применившие инновации в антикризисном управлении своей деятельности.
Предмет курсовой работы – инновационная деятельность в антикризисном управлении организации.
Цель курсовой работы – всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.
Введение………………………………………………………………………..2
1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении……………4
1.1.Понятие инноваций………………………………………………….…4
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике…………………………………………………………………….6
1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами…………….……..8
2.Инновационные компоненты бизнеса……………………………..……..11
2.1.Инновационные проекты………………………………………………..11
2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями…………….12
2.3. Приемы управления инновационными процессами………………….14
3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли…………………………………………..16
3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций………………………………………....................16
3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме………………………………………………………………………..17
3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер в туристской отрасли………………………………..18
Заключение……………………………………………………………..…….20
Список литературы…………………………………………………………..22
«Все подвергнутые изучению Кондратьева
элементы экономической действительности
по характеру своей динамики распадаются
прежде всего на две группы. Элементы первой
группы характеризуются тем , что наряду
с колебательными процессами их динамика
не обнаруживает какой-либо общей тенденции
роста или падения или эта тенденция почти
незаметна , по крайней мере за рассматриваемый
период»[4]. При обработке данных этой группы
для выявления больших циклов ученый использовал
элементарные приемы анализа. В частности,
в случае с ценами он брал их индексы, не
подвергая их даже механическому выравниванию.
Элементы второй группы характеризовались
тем, что в своей динамике они наряду с
колебательными процессами обнаруживают
также тенденцию определенного направления,
как правило, тенденцию роста. К элементам
этой группы относятся:
1. Некоторые элементы ценностного характера например ,процент на капитал, заработная плата, вклады в банки и т.д.;
2. Элементы смешанного характера, то есть слагающиеся под влиянием изменения как ценностных, так и натуральных факторов, например, объем внешней торговли в ценностном выражении;
3. Элементы чисто натурального характера, например данные о продукции различных отраслей промышленности и потреблении различных товаров.
Статистические данные, относящиеся к динамике элементов второй группы, взятые в чистом виде, не вскрывали циклов или вскрывали их с недостаточной точностью. Для того, чтобы выяснить наличие или отсутствие больших циклов было необходимо применение более сложных приемов обработки статистических рядов.
Первая эмпирическая правильность сводится к следующему: перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических открытиях и изобретениях, в глубоких изменениях техники производства и обмена, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Несомненно, указанные изменения в той или иной степени совершаются непрерывно, и их можно наблюдать на протяжении всей истории капитализма. Но, по-видимому, они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены именно перед началом повышательных волн больших циклов и в начале их.
Вторая эмпирическая правильность: периоды больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. На периоды повышательных волн приходится наибольшее количество наиболее значительных социальных потрясений и переворотов, как революционных, так и военных.
Третья эмпирическая правильность, заключается в том, что понижательные волны этих циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.
Кондратьев одним из первых поставил вопрос о существовании равновесий в экономике. Привлекательным было также сочетание у Кондратьева экономического анализа с социологическим: до Кондратьева исследователи длительных колебаний больше внимания уделяли изучению материальных факторов, а Кондратьев рассматривал социальные и политические аспекты - войны, перевороты. Интересно, что он впервые ввел различие между «промежуточными войнами», играющими роль стимулятора экономики в начале фазы подъема, и «окончательными войнами» и переворотами в конце подъема, разрешающими противоречие, накопившиеся в период подъема.
В результате можно сделать следующие выводы:
1. Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями, либо уравнений экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршала (1842-1924гг.), ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последовательное восстановление длительного экономического равновесия.
2. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающие большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в обновление техники и создание новых технологий.
3. В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (1929-1933гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева».
1.3. Роль инноваций в процессе
управления кризисами.
Необходимым элементом
антикризисного управления являются инновации
– изменения в организации, способствующие
новому, как правило, более эффективному,
образу действий. Инновации обычно несут
принципиальные новшества, они отличаются
наличием широкого спектра изменений.
«Существует множество
видов инноваций. Но для антикризисного
управления наибольшее значение имеют
продуктовые новшества, определяющие
материальный результат управления, процессные
преобразования, изменяющие все процессы
функционирования организации, и преобразования
ресурсные, связанные с перераспределением
ресурсов. Особая роль этих видов инноваций
определяется их влиянием на инвестиционную
деятельность организации».[5]
Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:
1. В процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
2. В процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
3. В процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
4. Технологические – в процессах производства
продукта, услуги и др.;
5. Организационные – в процессах
взаимодействия функций, персонала, целевых
групп и пр.;
Процессные инновации ориентированы
на экономию всех видов издержек, времени,
повышение качества работы. В этом случае
они могут быть непосредственным источником
дополнительной прибыли. Особенность
процессных преобразований — краткосрочность
их окупаемости, доступность в проектировании
и реализации.
Продуктовые инновации –
это выбор и освоение новых видов продуктов
и услуг. Конечно, для этого необходимо
разработать новые технологии или приобрести
какие-либо новые технические решения
и права на их реализацию – путем покупки
изобретения, или приглашения на работу
новых работников, способных разработать
новые технологии, или своими силами.
При разработке продуктовых
инноваций в процессах антикризисного
управления всегда возникает необходимость
выбора таких инноваций, которые окажутся
наиболее приемлемыми в конкретных условиях
функционирования предприятия, его положения
на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.
Классификация продуктовых инноваций
возможна как по критериям новизны для
предприятия и рынка, так и по другим критериям.
По жизненному циклу продукта
или услуги можно выделить следующие продуктовые
инновации:
1. с длительным жизненным циклом;
2. с коротким жизненным циклом;
3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела;
4. капиталоемкие;
5. некапиталоемкие;
6. с коротким сроком окупаемости;
7. с длительным сроком окупаемости.
Данные виды инноваций, как правило,
сочетаются, что играет важную роль в различных
ситуациях антикризисного управления.
Продуктовые инновации имеют
решающее значение в реализации антикризисного
управления.
Ресурсные инновации – это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:
1. Реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования – управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
2. Перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
3. Перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.
«Ресурсные инновации непосредственно
не приносят дополнительных прибылей,
но являются необходимым условием реализации
всех преобразовательных проектов продуктового
типа, всех преобразований по увеличению
продаж и снижению себестоимости»[6].
В то же время ресурсные инновации,
как и все другие, требуют определенных
затрат, проходят иногда весьма болезненно
в социально-психологическом отношении
и медленно окупаются. Они характеризуют
стратегический аспект антикризисного
управления.
Различные виды инноваций в зависимости от их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим образом:
1. Наиболее доступные и оперативные - процессные новшества;
2. Продуктовые инновации являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные - самыми долгосрочными и дорогостоящими.
Это расположение инноваций остается таким же, если ранжировать их в зависимости от вероятности рисков. В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие.
Таким образом, ресурсные нововведения в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.
Глава 2. Инновационные компоненты бизнеса.
2.1.Инновационные проекты.
Понятие «инновационный проект»
может рассматриваться в нескольких аспектах:
- как форма целевого управления
инновационной деятельностью;
- как процесс осуществления инноваций;
- как завершённый комплект научно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации.
«Как форма целевого управления
инновационной деятельностью инновационный
проект представляет собой сложную систему
взаимообусловленных и взаимосвязанных
по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий,
направленных на достижение конкретных
конечных целей. Как процесс осуществления
инноваций – это совокупность выполняемых
в определённой последовательности научных,
технологических, производственных, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий,
приводящих к инновациям»[7]. Вместе с тем
инновационный проект - это завершённый
комплект научно-технической, проектно-конструкторской,
технологической, организационно-плановой
и расчётно-финансовой документации, необходимой
для реализации целей проекта (на Западе
для обозначения этого аспекта проекта
используется термин «design»). Учитывая
все три аспекта понятия «инновационный
проект», можно дать следующее его определение.
Инновационный проект
– это система взаимоувязанных целей
и программ их достижения, представляющих
собой комплекс научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, производственных,
организационных, финансовых, коммерческих
и других мероприятий, соответствующим
образом организованных (увязанных по
ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных
комплектом проектной документации и
обеспечивающих эффективное решение конкретной
задачи (научно-технической проблемы),
выраженной в количественных показателях
и приводящей к инновации.
Инновационный проект имеет ряд характерных признаков, к основным из которых можно отнести:
- признак изменивший как основное содержание проекта (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние);
- признак ограниченной продолжительности во времени;
- признак ограниченности требуемых ресурсов;
- признак «неповторимости» проекта и новизны для предприятия, которое реализует проект;
- признак комплексности (множество факторов окружения, участников, прямо или косвенно влияющих на процесс и результаты проекта);
- признак правового и организационного обобщения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);
- признак разграничения с другими проектами
предприятия.
К основным элементам
инновационного проекта следует отнести:
- однозначно сформулированные цели и задачи, означающие основное назначение проекта;
- комплекс проектных мероприятий по расширению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организацию выполнения проектных мероприятий, т.е. увязку их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
- основные показатели проекта (от целевых по проекту в целом до локальных (частных) – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч. показатели, характеризующие его эффективность.
В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций.
2.2. Программа и бизнес-процесс
управления инновациями.
«Программа управления
инновациями - это план действий в области
управления инновациями. В этом плане
необходимо предусмотреть что, когда,
кто и за счет каких ресурсов должен сделать
по созданию и управлению инновацией»[8].
Поэтому разработка программы обычно
представляет собой достаточно трудоемкий
процесс, для осуществления которого необходимо:
1. определить цели и задачи;
2. проработать различные варианты их решения;
3. выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
4. создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.
Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.