Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание

Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач; рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.

Содержание

Введение 3
1 Инновации в туризме 5
1.1 Понятие инноваций в туризме 5
1.2 Инновационные стратегии и инновационный процесс 6
1.3 Туристский маркетинг. Разработка и продвижение нового турпродукта 9
2 Влияние технологических нововведений на эффективность туристического бизнеса и его развитие 13
3 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме 18
3.1 три схемы развития сферы туризма 18
3.2 Туристско-рекреационные зоны 22
Заключение 25
Литература 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 51.00 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 3

1 Инновации в туризме 5

   1.1 Понятие инноваций в туризме 5

   1.2 Инновационные стратегии и инновационный процесс 6

   1.3 Туристский маркетинг. Разработка и продвижение нового турпродукта 9

2 Влияние технологических нововведений на эффективность туристического бизнеса и его развитие 13

3 Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме 18

   3.1 три схемы развития сферы туризма 18

   3.2  Туристско-рекреационные зоны 22

Заключение 25

Литература 26

 

 

 

 

Введение

Туризм - весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм - единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много - нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны, как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы.                                                                                           Инновации в туризме - разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение Туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.  Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме. Принципиально новым направлением является включение обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление может быть связано с экстремальными развлечениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности, походы экспедиции, эксперименты и др. Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе, частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ. На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой. Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач; рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д. Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом к природой. Успех функционирования предприятия в сфере туризма во многом зависит от инновационного менеджмента и управления на данном предприятии.  Цель данной работы посвящена исследованию инновационного менеджмента на предприятиях   туризма как фактора его развития. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

  1. рассмотреть инновационный менеджмент как одно из направлений стратегического направления в туризме
  2. рассмотреть влияние технологических нововведений на эффективность туристического бизнеса

1 Инновации в туризме

1.1 Понятие инноваций в туризме

  Большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам и далеко не в последнюю очередь специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Именно такие хорошо подготовленные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристическом бизнесе. Новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в различных сферах.                                                                                                       В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.                                                Инновационный менеджмент - это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.(1, С.6)                                                                       Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса.(2, С. 281) Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменение концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии.

1.2 Инновационные стратегии и инновационный процесс

Инновационные стратегии  подразделяются на следующие основные виды:

1) наступательная стратегия  (ориентированная на новые рыночные  перспективы, ее суть состоит  в том, чтобы быть первыми  на рынке, что требует высокой  квалификации и организованности, а также грамотно проведенного  маркетинга; эта стратегия основывается  не на одной отдельной инновации,  а на целой серии нововведений);

2) защитная стратегия  (выход на рынок после предварительного  маркетинга);

3) поглощающая стратегия  (покупка нововведений у других  компаний схожего профиля);

4) создание нового рынка  (применение собственных нововведений);

5) промежуточная стратегия  (заполнение своей ниши между  различными конкурентами);

6) разбойничья стратегия  (применения чужих нововведений);

7) привлекающая стратегия  (создание штата новых высокопрофессиональных  специалистов).

Таким образом, инновация  — это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно  отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.                                                           Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:

1) объем производства  и продаж (в данном случае новых  туристских брендов);

2) текущие затраты фирмы,  занимающейся инновациями;

3) размер созданного и  действующего имущества;

4) численность специалистов  занятых в проектировке и внедрении  нового туристского продукта  на рынок;

5) длительность освоения  и внедрения новшеств потребителям.

Эффективность современного туристского продукта темпы его  развития определяются инновационной  активностью и производством  товаров «рыночной новизны», которые  либо удовлетворяют совершенно новую  потребность, либо существенно расширяют  крут потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых  продуктов на туристский рынок, характеризуется:

1) многочисленностью и  изначальной неопределенностью  путей достижения цели и высоким  риском;

2) невозможностью детального  планирования и ориентацией на  прогнозные оценки;

3) необходимостью преодоления  сопротивления как в сфере  сложившихся отношений, так и  интересов участников инновационного  процесса.                                                                                                                     Инновации являются основным  средством повышения стоимости  субъекта и реального сектора  в целом в нашем случае —  сектора туризма. Чем выше потенциал  нововведений, тем выше ожидаемая  реальная прибыль. Существует даже наука инноватика, занимающаяся изучением и внедрением нововведений. В своем научном направления она опирается на диалектические учения о всеобщем развитий. Любые нововведения приводят вначале к созданию кризисных состояний, выход из которых может быть найден только при профессиональном отношении ко всем стадиям процесса внедрения нового туристского продукта. Поэтому любому менеджеру по туризму необходимо знать, что именно при отборе нововведений могут появиться новации, совершенно новые формы работы. При проведений исследований нововведений необходимо соблюдать следующие принципы:

1) принцип важности;

2) принцип заполнения  существующего вакуума;

3) принцип замещения старых  разработок;

4) принцип минимума капитальных  вложений;

5) принцип обязательной  востребованности;

6) принцип перспективы  и возможности развития.(2, С.184)

1.3 Туристский  маркетинг. Разработка и продвижение нового турпродукта

Туристский маркетинг, о  котором идет речь, имеет свого  специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристской компанией в целях  расширения рынка сбыта ее туристского  продукта и услуг. Маркетинг туристский — это сфера деятельности туристских организаций по разработке новых, более  эффективных видов туристско-экскурсионных  услуг, а также по их производству и сбыту с целью получения  прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов  на мировом туристском рынке. Туристский маркетинг преследует три основные цели:

1) сохранение традиционного  рынка;

2) развитие и увеличение  нового рынка;

3) уменьшение влияния  сезонности.

В туристском бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний период и календарные праздники), «высокий» сезон (сюда включаются «бархатный сезон весенние туры), «низкий» сезон (каникулярное время в зимний и  осенний период) и «мертвый» сезон (остальное зимнее время). Так вот, основная задача туристского маркетинга — приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хоты бы отчасти воскресить «мертвый»  сезон.                                                         Чтобы грамотно провести маркетинговое исследование в области туризма следует идти по такой простой схеме: Желание потребителей - исследование рынка - получение прибыли путем внедрения новых форм и удовлетворения желаний покупателей.                                                                                               После изучения туристского рынка с помощью маркетингового исследования следует грамотно планировать появление и разработку нового продукта.         Для этого необходимы:

1) генерация идей— планомерный  поиск новых решений;

2) профессиональная оценка  турпродукта с помощью результатов  маркетинга;

3) экономический анализ  — прогноз объема продаж, издержек  и прибыли, составление бизнес-плана;

4) разработка турпродукта  — создание условного макета  ново го продукта;

5) проведение пробного  маркетинга — оценка нового  продукта в подлинной реальной  рыночной обстановке;

6) коммерческая реализация  определение того, где, кому, как  правильно и результативно предложить  инновационный туристский продукт.

Что касается составления  бизнес-плана, то в данном случае он называется инновационным проектом и определяется тремя основными  элементами:

1) целью разработки и  внедрения проекта; 

2) планом-календарем всех  планируемых мероприятий;

3)источниками финансовых  средств.

Основываясь на этих трех элементах, а также учитывая экономическое  обоснование инноваций, принимают  решение о целесообразности и  их осуществления. После правильно  проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его в  жизнь, т. е. доведения до потребителя, следует оценить социальную эффективность  инноваций (насколько они отвечают потребностям общества). Социальную эффективность  инноваций в туризме можно  рассматривать в двух измерениях. В масштабах общественной значимости ожидаемые социально-экономические  результаты оцениваются как рост национального богатства за счет повышения уровня производимого  товара. Инновации способствуют интенсивному росту запасов и резервов, которые  определяют устойчивость отрасли, непрерывность  работы, даже в «низкий» и «мертвый»  туристские сезоны, и занятость населения. Накопление подобных резервов определенно расширяет возможности развития объектов социально-культурного назначения, помогает сохранить уникальные исторические и природные памятники нашей страны. Кроме того, занятость населения в процессе производства и внедрения продукта улучшает жизненный уровень. Инновации помогают населению удовлетворять непрерывно растущие потребности в новых продуктах и с пользой проводить свободное время.           В масштабах конкретной туристской фирмы или культурно-сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяются характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристского продукта изменения определяют социальную цену нововведений.(1, С. 87) Инновационная сфера (в данном случае туристская) в идеальном варианте должна иметь специальную инновационную инфраструктуру (национальные парки, культурно-развлекательные и досуговые центры, современные отели, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт и т. д.).                                    Все вышеописанное представляет собой некий инновационный процесс, т. е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению. Большое место на современном рынке турпродуктов имеет программное обслуживание — комплексное представление определенного набора услуг клиенту, подчиненное одной цели (знакомство с новыми местами или определенными памятниками старины или природы, обучение, самовыражение, просто удовлетворение любопытства) с помощью хорошо организованного путешествия. В связи со все возрастающей конкуренцией на рынке большинство туристских фирм предлагают клиентам именно комплексное обслуживание, т. е. определенный набор запланированных услуг. В эти услуги входят:

Информация о работе Инновации в туризме