Инновационная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

Работа состоит из  1 файл

внутрефирменный менеджмент.docx

— 36.52 Кб (Скачать документ)

Введение 

   Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она  адаптирована к внешней среде, в  какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к  нововведениям.

   Необходимость инновационной деятельности, способность  к нововведениям выступает как  императивное требование нашего времени, является общим. В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

   Механизмы приспособления к изменившейся внешней  среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются  в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это  наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом  нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения  в функционировании предприятий  как системы, которые вносят в  них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции  и характер управления ими. Таким  образом, в отличие от различных  стихийных, спонтанно возникающих  изменений инноватика рассматривает  механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.

   Инновационная стратегия получила признание в  качестве одного из основных средств  достижения целей организации в  условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. В этой работе мы рассмотрим все виды инновационных стратегий. 
 

1. Сущность и задачи  инновационной стратегии. 

   Стратегическое  управление инновациями является составной  частью инновационного менеджмента  и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения  изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание  и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

   Стратегическое  управление инновациями — это  значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационньий анализ и прогноз  влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал  сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные  формы; этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская  политика).

   Любые стратегические меры, предпринимаемые  фирмой, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе  основаны на нововведениях в его  экономическом, производственном или  сбытовом потенциалах. Стратегия развития фирмы предусматривает обеспечение  использования научно-технических  достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса  инноваций.          

   Однако  для целей организации управления и планирования инновационных процессов  целесообразно их обособленное рассмотрение в рамках специально выделяемой стратегии  нововведений.

   Роль  инновационных стратегий в современных  условиях резко повысилась, так как  нововведения определяют основные направления  развития фирмы.

   Стратегия нововведений предполагает объединение  целей технической политики и  политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и  видов продукции. Она предусматривает  выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие  стремится содействовать в первую очередь систематическим поискам  новых технологических возможностей.

   В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно  через инновационный процесс (стадия исследований, ввод нововведений в  производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду).

   Стратегическое  управление инновациями затрагивает  как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные  аспекты стратегического развития фирмы и, следовательно, реализует  свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента. Общий менеджмент определяет генеральную  линию стратегического развития. Он включает виды менеджмента:

   нормативный — разработку философии, предпринимательской  политики, определенные позиции предприятия  в конкретной нише рынка, формулирование общих стратегических намерений;

   стратегический  — выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в  целом;

   оперативный — разработку и реализацию оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению  стратегий в действие.

   В стратегическом управлении инновациями  на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успешное развитие в будущем. Стратегические инновационные  цели формируются в виде деклараций о намерениях, на основе которых определяются предпринимательская концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий.

   Единой  модели инновационной стратегии, как  и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по од-нор простой причине —  каждая фирма по своим характеристикам  уникальна. Отсюда следует, что содержание стратегического управления инновационным  процессом также уникально и  для каждой фирмы существует своя специфическая форма. Выбор инновационной  стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и  технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов.

   Стратегическое  управление — это такое управление инновационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал  как основу, ориентирует ее инновационную  деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные  изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

   Важнейшими  задачами управления инновационным  процессом являются разработка и  реализация инновационной стратегии  данного хозяйственного образования, которые подчинены общей стратегии. Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор  средств их достижения и источники  привлечения этих средств.1 
 

__________________________________________________________________

1- Зайцев  Л.Г., Соколова М.И. Стратегический  менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - 2-е изд., перераб.  И доп. - М.: Магистр, 2008. - 526 с.

2. Условия формирования инновационной стратегии предприятия 

   Инновационная стратегия предприятия – специфическое  явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних  десятилетий. Сущность инновационной  стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом  на рынок и перспективном изменении  внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.

   В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция  предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что  влечёт за собой банкротство. Но условия  для перехода к активной инновационной  стратегии сложились лишь недавно.

   Развитый  спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск  путей повышения уровня потребления, отдаётся предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.

   Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции  на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются  экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных  производителей способствует процесс  глобализации.

   Основные  возможности расширения сбыта заключаются  в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск новых рыночных ниш, предложение  принципиально нового товара или  услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.

   Третье  условие – наличие развитой научно-технической  инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Её эффективность может быть повышена государственной политикой.

   Наряду  с совокупностью внешних по отношению  к предприятию условий, обуславливающих  необходимость перехода к инновационной  стратегии, необходим ряд изменений  внутренней среды предприятия.

   Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся  за счёт формирования новой философии  организации, новой корпоративной  культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых  исследований.

   Предприятию необходимо организовать поиск новых  идей, проведение исследований, быструю  разработку технологии или адаптацию  существующих. Все эти изменения  не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация  работы по управлению персоналом.

   Таким образом, переход предприятия к  инновационной стратегии рационален при определённом уровне развития рыночных отношений и при широком распространении  радикально меняет характер экономической  системы страны.2 
 

2.1 Понятие и виды инновационных стратегий 

   Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей  новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

   Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды.

__________________________________________________________________

2- Базилевич  А.И. Инновационный менеджмент  предприятия: учеб. пособие для  студентов вузов, обучающихся  по специальностям экономики  и управления / А.И. Базилевич;  под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 231 с.

Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается  составом компонентов внутренней среды  предприятия. Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение  новых продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным  структурам; применение новых видов  ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные  стратегии подразделяются на несколько  крупных групп:

   продуктовые (портфельные, предпринимательские  или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

   функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

   ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

    организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы  управления). Это специальные инновационные  стратегии.

   Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработала ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.

   Базовые стратегии развития чаще всего делятся  на следующие группы:

·  стратегии  интенсивного развития;

·  стратегии  интеграционного развития;

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия