Инновационная стратегия: выбор и обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Выработка миссии организации
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации
2.3. Стратегический анализ
2.4. Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных
2.5. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

2.1. Выработка  миссии организации

2.2. Формулировка  и конкретизация целей организации

2.3. Стратегический  анализ

2.4. Виды инновационных  стратегий. Выбор стратегии из альтернативных

2.5. Реализация  инновационной стратегии и ее  корректировка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В новой экономике особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение и организационная  культура обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

     Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение  их в фактор экономического роста. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

     Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное  и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

 

      1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

     В настоящее время понятие «стратегия»  используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

     Под стратегией понимают:

     последовательность  действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

     перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды  и внутреннего потенциала;

     долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

     взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

     Для инновационных организаций стратегия  — это:

     • программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения генеральной инновационной цели организации;

     • концепция бизнеса, дополненная  реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);

     • целевые ориентиры долгосрочного  плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.

     Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.

     Инновационными  стратегиями могут быть: инновационная  деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

     Проблему  формирования стратегий фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия «представляет по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования». Автор вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической системы. К ним он относит параметры системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых имеет важные последствия для системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов — управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии — «что изменить» и «как изменить». Подходы, предложенные им, дают возможность проектировать механизм стратегического управления практически любой социально- экономической системы.

     Предпосылки, стимулирующие инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

     Инновационный потенциал предприятия принято  трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

     К внешним относятся факторы, обуславливающие  взаимодействие предприятия с экономической  и социальной средами:

     - использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

     - коммуникации с заказчиками, деловыми  партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями  и ВУЗами;

     - лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

     Внутренние  факторы - это существенные особенности  предприятия, отличающие его от конкурентов  и определяющие его инновационную  состоятельность:

     - мотивированное руководство;

     - интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

     - высокая производительность;

     - эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный  процесс;

     - непрерывное организационное обучение;

     - эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

     - управление качеством, инфраструктурой,  организационным развитием.

     Разработка  стратегии должна ответить на следующие  вопросы: как достичь целей, как  устранить конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

     Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

     - повышение уровня неопределенности результатов (по срокам, затратам, качеству и эффективности);

     - повышение инвестиционных рисков  проектов;

     - усиление потока изменений в  организации в связи с инновационной  реструктуризацией (перестройка  предприятия, за счет изменения каких-либо его элементов);

     - усиление противоречий интересов  и подходов к управлению у  руководства организации.

     Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

     Наиболее  существенными специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие  при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

     Таким образом, при инновационной стратегии  длительность получения и вероятностный  характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков. 

 

      2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

Процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:

     1. Выработка миссии организации;

     2. Формулирование инновационных целей, адекватных потенциалу и не противоречащих организационной цели;

     3. анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;

     4. обоснованный выбор направлений инновационной стратегии, соотнесённой с выбранной целью.

     5. реализация инновационной стратегии;

     6. корректировка инновационной стратегии. 

2.1 Выработка миссии  организации

Процесс разработки любой стратегии начинается с  определения миссии организации. Роль миссии состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.

     Миссия  — это главная цель организации, выражающая ее предназначение. Она  содержит принципиальные основы ее управления как целостной системы. Миссия — это программное заявление организации, которое отражает ее намерения, значимые для общества.

     Формулировку  миссии (как и видения) обычно осуществляет высшее руководство. Миссия должна быть прописана четко, в виде, вдохновляющем и стимулирующем сотрудников и создавать ясное видение того, что организация собирается сделать для своих потребителей и клиентов, чем она им интересна, и в каком направлении она намерена двигаться. Миссия носит широкий и достаточно декларативный характер. Функция миссии — обеспечить гармонию внутренней и внешней среды организации, которая необходима для движения к достижению стратегических целей. Она должна содержать информацию о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, интересующих организацию, о том, что должно вызывать доверие ее поставщиков и потребителей.

     Миссия  выполняет несколько функций:

     • это средство повышения мотивации  сотрудников организации к достижению общих целей, это средство помогающее формулировать задачи стоящие перед организацией;

     • вызывает у сотрудников чувство  сопричастности к общей цели, которое  возникает у них при определении  общекорпоративных ценностей, поощряет их приобретать новые знания и  навыки. К общекорпоративным ценностям относятся: использование технических нововведений, стремление к превосходству в области технологий и инженерных решений, усилия по повышению качества продукции, формирование цены на товары и услуги с учетом возможностей покупателя;

     • определяет направление развития организации, определяет те новые продукты или услуги, рынки и технологии, которым принадлежит будущее;

     • устанавливает основные принципы и  приоритеты работы с другими организациями, поставщиками и потребителями, представителями  властных структур, сотрудничество с которыми может способствовать ее долгосрочному процветанию.

     Миссия  помогает организациям добиваться успеха. Она представляет собой обоснование  важности для общества существования  данной организации. Она служит основанием для установления инновационных целей организации и всех ее подразделений, каждое из которых ставит свои цели, вытекающие из общих целей организации. Миссия — это стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования и общественное предназначение организации. Наряду с определением инновационной миссии организации строится и рассчитывается дерево целей. 

Информация о работе Инновационная стратегия: выбор и обоснование