Инновационная стратегия: выбор и обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Выработка миссии организации
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации
2.3. Стратегический анализ
2.4. Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных
2.5. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

     2.2 Формулировка и конкретизация целей организации 

     Вторым  этапом разработки инновационной стратегии  является формулирование целей организации.

     Цели  организации — это желаемые конечные результаты его деятельности. Цели вырабатываются для осуществления миссии организации. Миссию и ключевые цели провозглашают собственники организации, а цели более низкого уровня разрабатывает его руководство. Информируя персонал организации о целях, менеджмент координирует деятельность ее работников, которые узнают, к чему должны стремиться, и в каком случае они будут стимулированы.

     Инновационными  целями могут быть как разработка нового продукта, так и переход  на новую технологию, новую систему управления и тому подобное.

     Процесс установления целей преобразует  стратегическое видение в те результаты, к которым надо стремиться. Цели следует рассматривать, как обязательство  добиться конкретных результатов и  в определенное время. Поэтому они должны формулироваться в количественной форме так, чтобы их можно было бы измерять, и они должны иметь срок достижения. Кроме того цели должны быть ориентированными на потребности клиентов.

     Основой постановки целей является анализ маркетинговой  и инновационной деятельности организации. В первом случае определяются возможности организации удовлетворить сегодняшние и будущие запросы клиентов, и тем самым получить прибыль. Во втором случае оцениваются возможности организации в увеличении способов удовлетворения запросов клиентов и расширения инновационной деятельности. Руководство организации должно составить перечень следующих ключевых целей, затрагивающих все сферы деятельности организации:

     • расширение доли рынка (организация  должна иметь устойчивые позиции на тех рынках, где она намерена вести конкурентную борьбу);

     • инновационные (новые способы ведения  бизнеса, организация производства новой продукции, освоение новых  рынков и технологий, новых методов  маркетинга и производства для получения  организацией конкурентного преимущества);

     • привлечение ресурсов (организация  должна стремиться к обладанию лучшими  интеллектуальными и другими  ресурсами, что в условиях рынка  приводит к соперничеству между  организациями);

     • повышение производительности труда (уменьшение издержек, создание возможностей для обновления и сохранения основных фондов);

     • социальные (что она может и  должна сделать для общества);

     • получение прибыли (планируемая  прибыль представляет интерес для  потенциальных инвесторов готовых  вложить капитал и разделить риски);

     • управленческие аспекты (повышение  эффективности работы организации  за счет организации эффективного менеджмента);

     • персонал (развитие персонала, сохранение рабочих мест, обеспечение уровня оплаты труда, улучшение условий  и мотивации труда).

     Определение миссии и инновационных целей  позволяет определить стратегию  и общую политику организации. Если стратегия задает направление реализации организацией своей миссии и целей, то политика, которая вытекает из стратегии, определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений.

     Цель  – это желаемое состояние системы  или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. Цели позволяют ответить на вопросы сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать. Они вытекают из объективных потребностей и имеют иерархический характер. Цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не достигнуты цели ближайшего нижнего уровня. По мере перемещения вниз по уровням иерархии цели конкретизируются.

     Требования  к целям:

     Четкая и конкретная формулировка целей.

     Цели  должны быть ограничены во времени.

     Цели  должны быть достижимы.

     Цели  не должны отрицать друг друга.

     Цели  должны включать определение ответственности.

     Управленческая  цель должна устанавливать, что необходимо достичь, когда и кто за это ответственен.

     Совокупность  целей успешно функционирующей  инновационной организации представляет собой систему, иерархическое дерево, включающие цели организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, различные функциональные цели.

     Целевые установки в области инноваций  связаны с определением новых  способов ведения бизнеса, развитием  производства новых товаров, применением  новых технологий.

2.3 Стратегический анализ

Третьим этапом разработки инновационной стратегии  является стратегический анализ. На данном этапе анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал, также анализу подвергается состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.

     При разработке инновационной стратегии  можно выделить три необходимых этапа:

     • на первом этапе необходимо принципиально  оценить показатели фирмы в области  инноваций, выявить внутренние преграды на пути их развития и оценить те мероприятия, которые принимались  для повышения эффективности  инновационной деятельности; необходимо осуществить эталонное тестирование и сравнить инновационные показатели своей фирмы с аналогичными показателями ведущих предприятий отрасли;

     • второй этап следует посвятить детальному анализу тех препятствий, которые  были выявлены на первом этапе;

     • и на третьем этапе необходимо выработать практические рекомендации, определить расчетные показатели относительно числа разрабатываемых новых  товаров и времени, необходимого для выведения их на рынок; энергично  провести необходимые изменения  в структуре и организационной культуре.

     Принятие  стратегических решений зачастую происходят в условиях повышенного уровня неопределенности, а в инновационной стратегии  особенно. Поэтому, возникает необходимость в сборе достаточного количества необходимой информации.

     Отбор информации для принятия стратегических решений производится в зависимости  от положения предприятия на рынке  и выбранных стратегических целей.

     Инновационная предпринимательская среда –  это сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно- правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности. Ее можно подразделить на внешнюю и внутреннюю среды.

     Внешнюю среду – совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих  влияние на инновационную деятельность, но не прямо и непосредственно, а через элементы макросреды. Факторы, участвующие в формировании внешней среды, делятся на факторы прямого (поставщики, потребители, конкуренты) и косвенного воздействия (состояние экономики, НТП, политические, демографические, природные и культурные факторы).

     Внутреннюю  среду – совокупность активных субъектов  и сил, действующих на возможности  фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения  успешного сотрудничества. Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям.

     Анализ  экономической составляющей макроокружения позволяет понять, как формируются  и распределяются инновационные  ресурсы, какова величина валового национального  продукта, темп инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения и др. и как они влияют на инновационную деятельность.

     Анализ  правового регулирования инновационной  деятельности предполагает изучение законов  и других нормативных актов, устанавливающих  правовые нормы и рамки отношений. Он дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

     Политическую  составляющую макроокружения необходимо знать в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в области инновационной деятельности, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику. Анализ политической компоненты концентрируется на выяснении следующих вопросов: какие инновационные программы пытаются провести в жизнь различные общественные структуры; какие лоббирования существуют в органах государственной власти; каково отношение правительства касательно различных отраслей экономики и регионов страны; какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм, регулирующих инновационные процессы.

     Изучение  социальной составляющей макроокружения направлено на выявление влияния  на инновационную деятельность таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и ценности; демографические структуры общества; рост населения; уровень образования; мобильность людей, или готовность к перемене места жительства, и др. Значение социальной сферы очень важно, потому что она является всепроникающей и влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду фирмы.

     Анализ  технологической среды позволяет  своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, оказания услуг, выполнения работ по усовершенствованию производимой продукции, а также по модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Но процесс науки и техники несет в себе и большие угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся перспективы, так как технические новшества для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют.

     Важно постоянно получать информацию о  проводимых НИР в интересующей области  знаний и изучать патентную литературу. Именно информация об этих характеристиках  и об их ожидаемых изменениях с  учетом шансов и факторов риска на рынке позволит выработать альтернативные варианты стратегических решений для улучшения реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.

     Анализ  внешней среды позволяет выявить  факторы, содействующие или препятствующие коммерческому успеху предприятия. По мере усиления динамизма внешней среды такой анализ становится для предприятия жизненно важным фактором, который определяет его выживание. Не все элементы внешней среды имеют одинаковое значение для предприятия, поэтому важная часть анализа — выявление тех из них, которые играют значительную роль.

При изучении поставщиков  в первую очередь надо обратить внимание на такие характеристика их деятельности, как:

     - стоимость поставляемых ресурсов;

     - гарантия качества поставляемых  материалов;

     - временной график поставки товаров;

     - пунктуальность и обязательность  выполнения условий поставки  товара.

     Изучение  конкурентов, т.е. тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды для обеспечения реализации продукции и своего преимущества, занимает особое и важное место в разработке инновационной стратегии фирмы.

     Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

     Оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения  товаров и т.п.).

     Исследовать влияние внешней среды конкурентов.

     Попытаться  собрать сведения о научно-технических  разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

     Тщательное  изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов  с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

     После того, как провели анализ окружающей компанию среды и структуру отрасли, необходимо оценить то положение, которое компания в ней занимает. Для этого надо получить ответ на следующие вопросы:

     • оценка существующей в настоящее  время стратегии;

     • анализ слабых и сильных сторон компании, благоприятных для нее возможностей и возможных угроз;

     • конкурентоспособность цен издержек компании;

     • устойчивость конкурентной позиции  компании;

Информация о работе Инновационная стратегия: выбор и обоснование