Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические и методологические основы инновационного менеджмента.
Задачи работы:
- определить понятие и сущность инновационного менеджмента;
- выявить функции, цели и задачи инновационного менеджмента;
- рассмотреть инновационный процесс как объект управления;
Введение 3
1 Инновационный менеджмент как система управления инновационным процессом 5
1.1 Понятие и сущность инновационного менеджмента 5
1.2 Функции, цели и задачи инновационного менеджмента 8
2 Инновационный процесс как объект управления 11
2.1 Стадии и этапы инновационного цикла 11
2.2 Особенности инновационных работ 16
2.3 Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы 18
3 Организация управления инновационной деятельностью 23
Заключение 28
Библиографический список 30
Содержание
Введение
1 Инновационный менеджмент как система управления инновационным процессом
1.1 Понятие и сущность инновационного менеджмента
1.2 Функции, цели и задачи инновационного менеджмента
2 Инновационный процесс как объект управления
2.1 Стадии и этапы инновационного цикла
2.2 Особенности инновационных работ
2.3 Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы
3 Организация управления инновационной деятельностью
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы курсовой работы. Инновационная деятельность предприятий и компаний рассматривается сегодня как традиционный компонент их обязательных организационных способностей, обеспечивающих не столько новые возможности роста и создания новых конкурентных преимуществ, сколько уже простое выживание. В большинстве отраслей национальной и мировой экономики (здесь можно назвать наиболее показательные, такие как автомобилестроение, электроника, информационные технологии, легкая промышленность и многие другие) инновационная деятельность рассматривается как необходимый компонент текущего функционирования и будущего развития компаний. Альтернативой инновационной деятельности является быстрый или медленный крах компании. Руководство не только передовых, но и обычных компаний не рассматривается вопроса «заниматься инновациями или нет?». На повестке дня большинства компаний стоит вопрос «как успешно заниматься инновациями?». Инновации стали обязательным измерением конкурентной борьбы во всех отраслях экономики, в том числе и в строительстве. Побеждают в этой конкурентной борьбе компании, которые не просто осуществляют инновации, но которые делают это эффективно и результативно.
В условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.
Исторически сложившиеся направления и формы ведения инновационной деятельности во многих отраслях не подвергаются серьезному пересмотру на протяжении многих лет, что приводит с одной стороны к снижению эффективности инновационной деятельности, с другой же стороны создает новые возможности для компаний, способных обновить сами формы управления нововведениями.
В настоящее время возникла необходимость создания научно-практических основ системы менеджмента инновационной деятельности организаций.
Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.
Цель работы: рассмотреть теоретические и методологические основы инновационного менеджмента.
Задачи работы:
- определить понятие и сущность инновационного менеджмента;
- выявить функции, цели и задачи инновационного менеджмента;
- рассмотреть инновационный процесс как объект управления;
- проанализировать особенности организации управления инновационной деятельностью.
Инновация затрагивает все сферы хозяйственной деятельности. Инновация – это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять. Этот процесс называют инновационным менеджментом.
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов[1].
Другими словами, инновационным менеджментом является система управления инновациями, инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.[2]
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на инновационном предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, инновационное предприятие, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями — руководителями разного уровня.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. Инновационное предприятие — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким инновационным предприятиям имеет институциональное значение и включает:[3]
- во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
- во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационного предприятия. Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы.
Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий.
Инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций и задач, которая определяется уровнем инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений состоит из отдельных этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный проект и т.д.) и условиями ее функционирования.
Таким образом, под системой инновационного менеджмента следует понимать систему подготовки и принятия решений, направленных на поддержку, развитие и превращение инновационно-технологического потенциала России в решающий фактор ее экономического роста.
Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.[4] Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доходность инновационного предприятия выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного предприятия. Такое состояние инновационной системы называется гармонией. Гармонизация в развитии инновационного предприятия составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.
Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации — лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
- собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
- товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
- инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
- соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Под функциями менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций. Инновационный менеджмент включает следующие основные функции:[5]
1) организацию;
2) планирование (стратегическое, текущее и оперативное);
3) контроль;
4) мотивирование.
Конкретное содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
- разработку планов и программ инновационной деятельности;
- наблюдение за разработкой новой продукции и технологией ее внедрения;
- рассмотрение программ создания новой продукции и технологии;
- проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области);
- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
- обеспечение квалифицированным персоналом;