Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические и методологические основы инновационного менеджмента.
Задачи работы:
- определить понятие и сущность инновационного менеджмента;
- выявить функции, цели и задачи инновационного менеджмента;
- рассмотреть инновационный процесс как объект управления;
Введение 3
1 Инновационный менеджмент как система управления инновационным процессом 5
1.1 Понятие и сущность инновационного менеджмента 5
1.2 Функции, цели и задачи инновационного менеджмента 8
2 Инновационный процесс как объект управления 11
2.1 Стадии и этапы инновационного цикла 11
2.2 Особенности инновационных работ 16
2.3 Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы 18
3 Организация управления инновационной деятельностью 23
Заключение 28
Библиографический список 30
Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями.
В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:
- организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
- организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
- организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.
Важной характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.
Современная практика инновационного менеджмента имеет примеры разнообразных организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества тенденций в этой области, реализуемых компаниями промышленно-развитых стран для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:
- организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур;
- использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей;
- развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления.
Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:
во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс
во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.
От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.
В мировой практике инновационного менеджмента все известные организационные формы разработки и освоения нововведений условно подразделяются на несколько больших групп:
- специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
- группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы – центры по развитию новых сфер бизнеса)
- подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.
Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Под функциями менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций. Речь идет о таких задачах управления, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики конкретного инновационного проекта (его масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса управления. Многообразие инновационных процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.
Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого предприятия.
В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий, использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого инновационного предприятия.
1. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007.
2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Мухамедьяров А.М.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Основы инновационного менеджмента: учебник/Под ред. А.К. Казанцев - М.: «Издательство «Экономика», 2004.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
6. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004.
30
[1] Основы инновационного менеджмента: учебник/Под ред. А.К. Казанцев - М.: «Издательство «Экономика», 2004. с. 55.
[2] Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. с. 4.
[3] Основы инновационного менеджмента: учебник/Под ред. А.К. Казанцев - М.: «Издательство «Экономика», 2004. с. 57.
[4] Основы инновационного менеджмента: учебник/Под ред. А.К. Казанцев - М.: «Издательство «Экономика», 2004. с. 63.
[5] Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. с. 6.
[6] Мухамедьяров А.М.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. с. 13.
[7] Мухамедьяров А.М.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. с. 15.
[8] Там же. С. 16.
[9] Мухамедьяров А.М.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.с. 16.
[10] Мухамедьяров А.М.Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. с. 19.