Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности в секторе малого бизнеса:
- создание специальных
национальных программ
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий;
- предоставление ссуд, в
том числе без выплаты
- дотации;
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска;
- создание частных
- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств;
- снижение государственных
пошлин для индивидуальных
- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии;
- предоставление ряда
льгот и преференций,
- бесплатное ведение
Кроме того, во многих странах
одним из важнейших финансовых инструментов
поддержки инновационных МСП, являются
государственные контракты от различных
правительственных организаций
на проведение НИОКР. Такие контракты
предполагают тщательное согласование
всех основных характеристик инновационных
проектов, ожидаемые результаты, сроки
исполнения и необходимые затраты.
Обычно сумма предполагаемых затрат
фиксируется до начала работ, а окончательный
расчёт осуществляется после их завершения.
Субсидии и субвенции обычно предоставляются
для поддержки радикальных и
рисковых проектов, реализуемых инновационными
МП, входящими в реестр предприятий,
обладающих опытом выполнения сложных
НИОКР. Государственные контракты
обязательно предусматривают
- получение исполнителем
необходимых результатов по
- предоставление заказчиком
необходимого исполнителю
- гарантии заказчика на
приобретение будущих
Наиболее эффективной
и распространенной в последние
два десятилетия частной формой
интенсификации инновационной деятельности
в условиях рыночной экономики является
венчурное финансирование инновационных
проектов, связанных с большим
риском. Венчурная деятельность направлена
на временное объединение
Глава 2. Государственная поддержка инновационной деятельности
2.1 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России
Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:
1. отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;
2. отрасли, потенциально
конкурентоспособные на
3. отрасли,
Первая группа отраслей включает
в себя отрасли, которые обладают
большим конкурентоспособным
Отрасли второй группы производят
продукцию, которая по многим параметрам
близка к конкурентоспособной на
мировом рынке. У них есть все
возможности, чтобы выйти на мировой
рынок и закрепиться на нем. Для
этого им нужна определенная поддержка
и помощь государства. К этим отраслям
относятся оборонная
Отрасли третьей группы включают
в себя агропромышленный комплекс,
легкую и пищевую промышленность,
промышленность строительных материалов
и др. Их продукция на мировом
рынке не котируется. Поэтому они
ориентированы главным образом
на внутренний российский рынок. Как
правило, эти отрасли имеют низкий
производственно-экономический
К мерам по государственной поддержке отраслей первой и второй группы можно отнести:
1. внутренний спрос на
продукцию этого уровня (вооружение,
авиация, ракетно-космическая
2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3. Государственная поддержка
формирования совместных
4. Создание и организация
функционирования совместных
5. Формирование и оплата
госзаказа на
6. Оказание государственного
содействия при создании
К мерам по государственной поддержке отраслей третьей группы относятся:
1. Стимулирование внутреннего
и внешнего спроса на
2. Ипотечное кредитование в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
3. Предоставление населению кредитов.
4. Направление бюджетных
средств только на
5. Развитие лицензионных
и сборочных производств
6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
7. Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции [1].
В целях государственной
поддержки важнейших
Федеральный фонд производственных инноваций – государственная некоммерческая организация.
Основными задачами фонда являются:
- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
- участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
- поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств [12].
При Правительстве РФ действует
Правительственная комиссия по научно-инновационной
политике В 1999 г. были созданы федеральные
центры науки и высоких технологий
в соответствии с постановлением
Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании
федеральных центров науки и
высоких технологий». Статус федерального
центра науки и высоких технологий
присваивается научным
На 1998-2000 гг. были установлены
следующие направления
1. Разработка и
2. Создание системы комплексной
поддержки инновационной
3. Развитие инфраструктуры
инновационного процесса, включая
систему информационного
4. Развитие малого
5. Совершенствование конкурсной
системы отбора инновационных
проектов и программ. Реализация
в отраслях экономики
6. Реализация критических
технологий, приоритетных направлений,
способных преобразовать