Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

В мировой практике сложились  следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности в секторе  малого бизнеса:

- создание специальных  национальных программ конкурсной  поддержки малых инновационных  предприятий, работающих по государственной  научно-технической тематике;

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают  50% расходов на создание новой  продукции и технологий;

- предоставление ссуд, в  том числе без выплаты процентов;

- дотации;

 

- создание фондов внедрения  инноваций с учетом возможного  риска;

- создание частных инвестиционных  и венчурных фондов для финансирования  инновационных проектов;

- безвозмездные ссуды,  достигающие 50% затрат на внедрение  новшеств;

- снижение государственных  пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты пошлин  или освобождение от них, если  изобретение касается экономии  энергии;

- предоставление ряда  льгот и преференций, способствующих  активизации взаимодействия малых  предприятий, НИИ, университетов  и крупных предприятий при  реализации инновационных проектов;

- бесплатное ведение делопроизводства  по заявкам индивидуальных изобретателей,  бесплатные услуги патентных  поверенных, освобождение от уплаты  пошлин.

Кроме того, во многих странах  одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных МСП, являются государственные контракты от различных  правительственных организаций  на проведение НИОКР. Такие контракты  предполагают тщательное согласование всех основных характеристик инновационных  проектов, ожидаемые результаты, сроки  исполнения и необходимые затраты. Обычно сумма предполагаемых затрат фиксируется до начала работ, а окончательный  расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются  для поддержки радикальных и  рисковых проектов, реализуемых инновационными МП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных  НИОКР. Государственные контракты  обязательно предусматривают следующие  важнейшие требования:

- получение исполнителем  необходимых результатов по решению  научно-технической проблемы, заявленной  заказчиком, в течение определенного  срока;

- предоставление заказчиком  необходимого исполнителю кредитования  на весь период выполнения  работ;

- гарантии заказчика на  приобретение будущих результатов  работы исполнителя.

Наиболее эффективной  и распространенной в последние  два десятилетия частной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное финансирование инновационных  проектов, связанных с большим  риском. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов  нескольких юридических и (или) физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий  по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. После успешного завершения таких  проектов эти предприятия либо поглощаются  более крупными фирмами, или путем  продажи лицензий на разработанные  инновационные продукты укрепляют  свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую  деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается  в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и  интеллектуальным потенциалом с  целью возможного получения в  будущем прибыли от реализации инновационных  идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. Обобщающим показателем самых различных  форм риска является финансовый риск предпринимателя и инвесторов, оцениваемый  возможными потерями в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Основными  составляющими этой деятельности являются венчурное финансирование, поиск  перспективных инновационных идей и предпринимателей, способных их реализовать и успешно коммерциализировать.

 

Глава 2. Государственная поддержка инновационной деятельности

2.1 Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России

 

Все отрасли народнохозяйственного  комплекса страны в зависимости  от уровня конкурентоспособности своей  продукции можно разделить на три группы:

1. отрасли, имеющие мировую  конкурентоспособность;

2. отрасли, потенциально  конкурентоспособные на мировом  рынке;

3. отрасли, неконкурентоспособные  на мировом рынке.

Первая группа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом  и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную  продукцию. Это отрасли топливно-энергетического  комплекса, химическая и алюминиевая  промышленность. Они должны постоянно  повышать свой производственно-экономический  потенциал, чтобы удержаться на мировом  рынке в период кризисов.

Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все  возможности, чтобы выйти на мировой  рынок и закрепиться на нем. Для  этого им нужна определенная поддержка  и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом  рынке не котируется. Поэтому они  ориентированы главным образом  на внутренний российский рынок. Как  правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцировано [11].

К мерам по государственной  поддержке отраслей первой и второй группы можно отнести:

1. внутренний спрос на  продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника,  биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен  генерироваться государством, а  продажа на внешний рынок государством  должна контролироваться.

2. Государственная поддержка  сбыта продукции на внешний  рынок.

3. Государственная поддержка  формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация  функционирования совместных предприятий.

5. Формирование и оплата  госзаказа на высокотехнологичную  продукцию.

6. Оказание государственного  содействия при создании вертикально  интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские,  опытно-конструкторские, опытные  и серийные предприятия путем  предоставления головной компании  пакета акций.

К мерам по государственной  поддержке отраслей третьей группы относятся:

1. Стимулирование внутреннего  и внешнего спроса на потребительские  товары, выпускаемые российскими  предприятиями, путем роста заработной  платы.

2. Ипотечное кредитование  в целях стимулирования спроса  на жилье и товары длительного  пользования.

3. Предоставление населению  кредитов.

4. Направление бюджетных  средств только на приобретение  отличной продукции.

5. Развитие лицензионных  и сборочных производств предметов  потребления совместно с ведущими  зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании  собственной сбытовой сети.

7. Создание в России  информационных систем по всем видам выпускаемой продукции [1].

В целях государственной  поддержки важнейших инновационных  проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и  производств, а также мероприятий  по освоению новых видов продукции  в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде  производственных инноваций» .

Федеральный фонд производственных инноваций – государственная  некоммерческая организация.

Основными задачами фонда  являются:

- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

- участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

- поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств [12].

При Правительстве РФ действует  Правительственная комиссия по научно-инновационной  политике В 1999 г. были созданы федеральные  центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и  высоких технологий». Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим  субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение  решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального  сектора экономики. Статус присваивается  Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной  политике. Присвоение данного статуса  означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической  и образовательной деятельности при условии выполнения центром  обязательств по выполнению конкретных задач.

На 1998-2000 гг. были установлены  следующие направления инновационной  политики государства.

1. Разработка и усовершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизма  ее стимулирования, системы институционных  преобразований, защиты интеллектуальной  собственности в инновационной  сфере и введение ее в хозяйственный  оборот.

 

2. Создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения  конкурентоспособности и экспорта  наукоемкой продукции. В процессе  активизации инновационной деятельности  необходимо участие не только  органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых  учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры  инновационного процесса, включая  систему информационного обеспечения,  систему экспертизы, финансово-экономическую  систему, производственно-технологическую  поддержку, систему сертификации  и продвижения разработок, систему  подготовки и переподготовки  кадров. Практика показывает, что  причиной отставания является  не низкий потенциал отечественных  исследований и разработок, а  слабая инфраструктура инновационной  деятельности, отсутствие мотиваций  товаропроизводителей к реализации  новшества как способа конкурентной  борьбы. Это приводит к невостребованности  потенциала отечественной прикладной  науки и техники.

4. Развитие малого инновационного  предпринимательства путем формирования  благоприятных условий для образования  и успешного функционирования  малых высокотехнологических организаций  и оказания им государственной  поддержки на начальном этапе  деятельности.

5. Совершенствование конкурсной  системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация  в отраслях экономики относительно  небольших и быстро окупаемых  инновационных проектов с участием  частных инвесторов при поддержке  государства позволит поддержать  наиболее перспективные производства  и организации, усилить приток  в них частных инвестиций.

 

6. Реализация критических  технологий, приоритетных направлений,  способных преобразовать соответствующие  отрасли экономики страны и  ее регионов. Ключевой задачей  формирования и реализации инновационной  политики является выбор относительно  небольшого числа важнейших базовых  технологий, оказывающих решающее  влияние на повышение производства  и конкурентоспособности продукции  в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

Информация о работе Инновационный менеджмент