Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
2.3 Практика разработки, финансирования и реализации целевых программ
Характеризуя состояние
разработки и реализации региональных
программ на уровне субъектов Федерации,
необходимо отметить принявшую повсеместных
характер практику их создания– разрабатываются
программы как комплексные , охватывающие
все сферы территориального хозяйства,
так и отраслевые , посвященные
какой– либо одной отрасли; кроме
того , встречаются программы, посвященные
проблемам группы отраслей (например;
отраслям социальной инфраструктуры),
а также программы, направленные
на решение проблем внутри региональных
поселений. Однако повсеместный характер
попыток использования
- важными факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне являются : стратегическая значимость проблемы для развития области, невозможность решения проблемы без концентрации ресурсов различной принадлежности и целевой поддержки со стороны Администрации области, необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы, высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых для реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, значительный социальный, экономический, экологический эффект;
- в процессе разработки и реализации областных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблемы на областном уровне, государственный заказчик областной целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы. Инициатор программной разработки проблемы на областном уровне – любое физическое или юридическое лицо, выходящее с предложением и обоснованием о программной разработке проблемы на областном уровне; государственный заказчик областной целевой программы – Администрация Нижегородской области; головной исполнитель областной целевой программы - комитет, управление, департамент администрации, другая организация, на которую возложена ответственность за своевременную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы, функция координации действий, участников реализации утвержденной программы;
-головной исполнитель
программы направляет
- комитет по экономике направляет проект программы на экспертизу и, кроме того подготавливает свое заключение по материалам программы, исходя из следующих критериев; степень приоритетности проблемы, предлагаемой для программного решения; обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации; необходимость привлечения, в первую очередь, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями её государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; эффективность механизма осуществление программы; социально экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономике области;
- после получения экспертизы и комитета по экономике. Администрации головной исполнитель представляет проект целевой программы главе Администрации области, целевые программы, одобренные постановлением главы Администрации области, представляются на рассмотрение Губернской Думы; после утверждения Губернской Думой целевой программы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в областном бюджете на очередной год головной исполнитель заключает с исполнителями программы договоры на выполнение работ. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников, средств местных бюджетов. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:
- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ, кредиты банков, средств фондов и общественных организаций, частных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), другие поступления;
- для осуществления целевых программ могут создаться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства областного и местного бюджетов, средства внебюджетных фондов и др.. Частные и иностранные инвесторы могут финансировать программы на основе долевого участия; привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях [7].
Эффективность практики использования
программного метода в Нижегородской
области обуславливается также
четкой системой контроля за реализацией
программ: головные исполнители программ
направляют ежемесячно в комитет
по экономике Администрации
Эффективность практики использования
программного метода в Нижегородской
области обуславливается также
четкой системой контроля за реализацией
программ: головные исполнители программ
направляют ежемесячно в комитет
по экономике Администрации
В процессе использования
программно-целевого подхода в практике
работы администрации г. Н. Новгорода
был пройден ряд этапов. Первоначально
(до 1998 года) программа социально-
-содействие занятости населения и охрана труда;
-улучшение среды обитания,
включающее охрану окружающей
среды, охрану общественного
-улучшение состояние
здоровья населения,
-создание условий для повышения культурного уровня населения;
-оказание социальной
поддержки отдельным
Следующий блок отражает меры по развитию городского хозяйства и сферы услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, торговлю и бытовое обслуживание. В этом же блоке рассматриваются вопросы лицензионной деятельности и защиты прав потребителей.
Заключительный блок посвящен
вопросам организационного, ресурсного
и нормативного обеспечения программы,
а также корректировке
Отсюда следует, что документ, отражающий задачи социально-экономического развития территориального образования, должен включать не все поле деятельности под названием “программа, а состоять из следующих частей : концептуальной, в составе которой должны быть названы проблемы, требующие решения программным способом; программной, содержащей программные решения данных проблем, а также не программный раздел – план (прогноз) деятельности администрации на предстоящий год, увязанный с бюджетными ресурсами [9].
Заключение
На основании изложенного выше, следует, что освоение базисных инноваций, осуществление технологического переворота является общегосударственной задачей, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в быстро меняющемся мире. Поэтому необходима государственная поддержка предприятий, венчурного капитала.
Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.
Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.
Список используемой литературы
1.Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: - Питер, 2009. - 320с.
2. Бланк, И.А. Торговый менеджмент
[Текст]: учебник/ И.А.Бланк–Киев,УФИМБ,1997.-
3. Виханский, О.С.,Наумов Н.И. Менеджмент [Текст]: учебник 3-е изд / О.С. Виханский , Н.И. Наумов. - Гардарика, 1998.-528с.
4. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник.-2-е изд., пе-рераб. и доп./ О.С. Виханский. - Гардарика, 1998.-296с.
5. Вопросы менеджмента [Текст]: Сборник научных статей и тезисов/ КГТЭИ.-Красноярск, 1998.-400с.
6. Драчева, Е.Л. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - Издательский центр «Академия», 2002. -288с.
7. Короткое, Э.М. Концепция менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ Короткое Э.М . - Издательско-консалтинговая компания «Дека», 1997.-304с.
8. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова - ИНФРА-М ,2001.
9. Менеджмент в торговле
[Текст]:Методические указания
10. Менеджмент.организации [Текст]: учебное пособие / Под. Ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А., Акбердина Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1995.
11. Радугин, А.А. Основы менеджмента [Текст]: учебник / А.А. Радугин - Центр, 1997.