Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

2.3 Практика разработки, финансирования и реализации целевых программ

 

Характеризуя состояние  разработки и реализации региональных программ на уровне  субъектов Федерации, необходимо отметить принявшую повсеместных характер практику их создания– разрабатываются  программы как комплексные , охватывающие все сферы территориального хозяйства, так и отраслевые , посвященные  какой– либо одной отрасли; кроме  того , встречаются программы,  посвященные  проблемам группы отраслей (например; отраслям социальной инфраструктуры), а также программы, направленные на решение проблем внутри региональных поселений. Однако повсеместный характер попыток использования программного подхода сочетается с почти повсеместным его неверным толкованием. Корни  данного явления уходят в практику использования программного метода в административно-командной экономике, когда разработка программы рассматривалась  как средство привлечения бюджетных  ресурсов вышестоящего уровня, а также  связаны с подменой понятий– под  «программой» может пониматься любой  план мероприятий администрации  или ее подразделений, как текущий, так и перспективный. В связи  с этим представляется целесообразным вкратце остановиться на практике разработки региональных программ в Нижегородской  области. Основными моментами практики использования программного подхода в области являются следующие:

- важными факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне являются : стратегическая значимость проблемы для развития области, невозможность решения проблемы без концентрации ресурсов различной принадлежности и целевой поддержки со стороны Администрации области, необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы, высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых для реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, значительный социальный, экономический, экологический эффект;

- в процессе разработки  и реализации областных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблемы на областном уровне, государственный заказчик областной целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы. Инициатор программной разработки проблемы на областном уровне – любое физическое или юридическое лицо, выходящее с предложением и обоснованием о программной разработке проблемы на областном уровне; государственный заказчик областной целевой программы – Администрация Нижегородской области; головной исполнитель областной целевой программы  -  комитет, управление, департамент администрации, другая организация, на которую возложена ответственность за своевременную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы, функция координации действий, участников реализации утвержденной программы;

-головной исполнитель  программы направляет подготовленный  проект целевой программы с  пояснительной запиской, бизнес  – планом, социально экономическими  и технико-экономическими обоснованиями,  соглашениями (договорами) о намерениях  между государственным заказчиком  программы и предприятиями, организация,  подтверждающими финансирование  программы за счет внебюджетных  источников, предварительной  бюджетной  заявкой  на предстоящий год  в комитет по экономике Администрации области;

- комитет по экономике направляет проект программы на экспертизу и, кроме того подготавливает свое заключение по материалам программы, исходя из следующих критериев; степень приоритетности проблемы, предлагаемой для программного  решения; обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации; необходимость привлечения, в первую очередь, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями её государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; эффективность механизма осуществление программы; социально экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономике области;

- после получения экспертизы и комитета по экономике. Администрации головной исполнитель представляет проект целевой программы главе Администрации области, целевые программы, одобренные постановлением главы Администрации области, представляются на рассмотрение Губернской   Думы; после утверждения Губернской Думой целевой программы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в областном бюджете на очередной год головной исполнитель заключает с исполнителями программы договоры на выполнение работ. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников, средств местных бюджетов. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:

- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;

- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ, кредиты банков, средств фондов и общественных организаций, частных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), другие поступления;

- для осуществления целевых программ могут создаться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства областного и местного бюджетов, средства внебюджетных фондов и др.. Частные и иностранные инвесторы могут финансировать программы на основе долевого участия; привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях [7].

Эффективность практики использования  программного метода в Нижегородской  области обуславливается также  четкой системой контроля за реализацией  программ: головные исполнители программ направляют ежемесячно в комитет  по экономике Администрации статическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ и кроме  того, ежегодно, до 1 февраля в комитет  по экономике– доклады о ходе работ  по программам и использовании средств  за истекший год. Комитет по экономике  с участием головных исполнителей программ, администрации городов и районов  организует контрольные проверки хода реализации программ. По данным отчетности и контрольных проверок комитета по экономике подготавливает и представляет главе Администрации области  доклад о ходе реализации областных  целевых программ за отчетный год [10].

Эффективность практики использования  программного метода в Нижегородской  области обуславливается также  четкой системой контроля за реализацией  программ: головные исполнители программ направляют ежемесячно в комитет  по экономике Администрации статическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ и кроме  того, ежегодно, до 1 февраля в комитет  по экономике– доклады о ходе работ  по программам и использовании средств  за истекший год. Комитет по экономике  с участием головных исполнителей программ, администрации городов и районов  организует контрольные проверки хода реализации программ. По данным отчетности и контрольных проверок комитета по экономике подготавливает и представляет главе Администрации области доклад о ходе реализации областных целевых программ за отчетный год.

В процессе использования  программно-целевого подхода в практике работы администрации г. Н. Новгорода  был пройден ряд этапов. Первоначально (до 1998 года) программа социально-экономического развития г. Н. Новгорода понималась как план деятельности Администрации  города. Далее программа стала  рассматриваться как документ, формируемый  с учетом интересов всех субъектов  экономических отношений на территории города (населения, предприятий и  организаций, органов власти). В связи  с этим, при разработке программы  на 1998-2000 годы в основу был положен  подход, предусматривающий определение  целей программы на основе потребностей населения города с учетом имеющихся  у города ресурсных возможностей. В структуре программы был  выделен целевой блок, отражающий цели и направления развития города. В этом же блоке отражены способы  их достижения. Далее в программе  следует блок, посвященный мерам, направленный на экономическое развитие города: мерам по регулированию экономической  деятельности на территории города; стимулирование инвестиционной деятельности; развитие межтерриториальных и внешнеэкономических  связей. Центральным в программе  является блок, посвященный повышению  качества жизни населения. Он включает комплекс направлений:

-содействие занятости населения и охрана труда;

-улучшение среды обитания, включающее охрану окружающей  среды, охрану общественного порядка и обеспечение безопасности;

-улучшение состояние  здоровья населения, предусматривающее  развитие здравоохранение и обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, а также меры содействия  здоровому образу жизни;

-создание условий для  повышения культурного уровня населения;

-оказание социальной  поддержки отдельным категориям  граждан (пенсионеры, дети, молодежь, женщины и планирование семьи) [12].

Следующий блок отражает меры по развитию городского хозяйства и  сферы услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, торговлю и бытовое обслуживание. В этом же блоке рассматриваются вопросы  лицензионной деятельности и защиты прав потребителей.

Заключительный блок посвящен вопросам организационного, ресурсного и нормативного обеспечения программы, а также корректировке программы, т.е. механизмам обратной связи, позволяющим  обеспечить адекватную реакцию на отклонения, возникающие в ходе реализации программы. Последнее является прогрессивным  моментом программы, поскольку существовавшая ранее в стране практика (на всех уровнях управления - федеральном, региональном и т.д.) вопросы управления реализацией  программ, как правило, оставляла  без внимания. Данный блок предусматривает  разработку и проведение мероприятий  по решению проблем, выявленных в  процессе реализации программы, уточнение  направлений социально-экономического развития, корректировку целей, задач, сроков и других показателей. Очевидно, что нынешний этап освоения программного метода администрацией города свидетельствует  о значительном продвижении в  понимании его сути; но вместе с  тем еще остаются упущенными существенные моменты, требующие дальнейшего  освоения. Так, в программе отсутствует  важнейший раздел, содержащий обоснование  применения программного метода для  решения тех или иных проблем  территории. Из приведенной структуры  программы можно сделать вывод, что буквально все вопросы  социально-экономической жизни города решаются программным путем. Но, во-первых, все ли они нуждаются именно в  программном решении, а во вторых, действительно ли используется программный  метод или под словом “программный” происходит повседневная деятельность подразделений администрации.

Отсюда следует, что документ, отражающий задачи социально-экономического развития территориального образования, должен включать не все поле деятельности под названием “программа, а состоять из следующих частей : концептуальной, в составе которой должны быть названы проблемы, требующие решения  программным способом; программной, содержащей программные решения  данных проблем, а также не программный  раздел – план (прогноз) деятельности администрации на предстоящий год, увязанный с бюджетными ресурсами [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании изложенного выше, следует, что освоение базисных инноваций, осуществление технологического переворота является общегосударственной задачей, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в быстро меняющемся мире. Поэтому необходима государственная поддержка предприятий, венчурного капитала.

Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация  означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении  покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться  на рынок, руководствоваться его  потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно  должно иметь такую структуру  и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных  возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

         1.Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах [Текст]: - Питер, 2009. - 320с.

2. Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст]: учебник/ И.А.Бланк–Киев,УФИМБ,1997.-408с.

3. Виханский, О.С.,Наумов  Н.И. Менеджмент [Текст]: учебник 3-е изд / О.С. Виханский , Н.И. Наумов.  - Гардарика, 1998.-528с.

4. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник.-2-е изд., пе-рераб. и доп./ О.С. Виханский.  - Гардарика, 1998.-296с.

5. Вопросы менеджмента  [Текст]: Сборник научных статей  и тезисов/ КГТЭИ.-Красноярск, 1998.-400с.

6. Драчева, Е.Л. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - Издательский центр «Академия», 2002. -288с.

7. Короткое, Э.М. Концепция менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ Короткое Э.М . - Издательско-консалтинговая компания «Дека», 1997.-304с.

8. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова - ИНФРА-М ,2001.

9. Менеджмент в торговле [Текст]:Методические указания к  выполнению курсовой работы / Сост. А.Н. Чаплина, И.А. Войцеховская; КГТЭИ. Красноярск, 2005.-26 с.

10. Менеджмент.организации [Текст]: учебное пособие / Под. Ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А., Акбердина Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1995.

11. Радугин, А.А. Основы менеджмента [Текст]: учебник / А.А. Радугин - Центр, 1997.

Информация о работе Инновационный менеджмент