Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
7. Использование технологий
двойного назначения. Такие технологии
могут применяться как для
производства вооружений и
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)
К формам государственной
поддержки научной и
прямое финансирование;
предоставление индивидуальным
изобретателям и малым
создание венчурных
отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Основными направлениями
государственной поддержки
а) содействие повышению
инновационной активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного
регулирования инновационной
г) содействие развитию инновационной
деятельности в регионах России, межрегиональному
и международному трансферту технологий,
международному инвестиционному
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные
государственные органы – Госкомитет
РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, а также Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
главной функцией которого является
финансовое обеспечение соответствующих
мероприятий, предоставление государственных
гарантий под кредиты коммерческих
банков и других финансовых структур
малых предприятий. Правительством
РФ утверждена Федеральная программа
государственной поддержки
К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
В условиях ограниченных возможностей
бюджетного финансирования инноваций
возросла необходимость привлечения
средств из дополнительных источников
(собственных средств
Исключительной прерогативой
государства является правовое регулирование
инновационных процессов. Необходимо
законодательное закрепление
Организационный
механизм государственного
Распределение прав
и полномочий по управлению
предприятиями различного
Правительством РФ
принята Комплексная программа
стимулирования отечественных
К основным
внебюджетным формам относят:
государственная правовая
2.2 Государственно-частное партнерство в инновационных системах
Система государственно-частного партнерства в инновационном бизнесе России является механизмом, который заместил государственную технологическую политику в условиях плановой экономики и формирует связи между исследователями и бизнесом. При этом ученые более свободны в выборе направлений исследований, формировании команды, проекты проходят всестороннюю экспертизу, чтобы снизить риски потери финансовых средств, что в свою очередь, является одним из главных аргументов в привлечении крупного бизнеса в систему государственно-частного партнерства. Учет опыта российской науки, широкие связи с мировой наукой, понимание необходимости технологического развития российской экономики и его поддержка на высших уровнях власти страны позволят России уверенно ответить на современные технологические вызовы.
Одна из важнейших задач модернизации и диверсификации российской экономики состоит в развитии ее инфраструктурных основ. Отставание инфраструктуры является серьезным препятствием для перехода к инновационной модели развития.
Формирование ГЧП в
инновационной сфере как
Во-первых, содержание ГЧП должно быть адекватно сути и целям социально-экономического развития страны и ее субъектов, которые и будут определять конкретные формы и структуру взаимодействия государства и бизнеса.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип экономического равноправия и ответственности: все участники реализации инновационных проектов в рамках ГЧП имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Важным является также определение ответственности и обязанностей участников такого партнерства.
В-третьих, необходим оптимальный
учет интересов: системные решения
при государственно-частном
В-четвертых, необходима концентрация различных ресурсов и их источников за счет партнерства власти с бизнесом по приоритетным направлениям реализации инновационных проектов. При этом критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения максимального синергетического эффекта (социального, экономического, инвестиционного).
В-пятых, государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов. Оно не может и не должно быть простой суммой разрозненных и невзаимосвязанных действий его участников.
Для обеспечения возможности
реализации этих принципов должны быть
созданы институциональные
Этапы формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||