Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

7. Использование технологий  двойного назначения. Такие технологии  могут применяться как для  производства вооружений и военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения.

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях и  производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических  и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных  ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности можно отнести следующее:

прямое финансирование;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим  предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных  фондов, пользующихся значительными  налоговыми льготами;

отсрочка уплаты патентных  пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

а) содействие повышению  инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения научно-технических  достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд  льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения  прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой  техники и технологий. Освобождены  от НДС лизинговые платежи малых  предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым  предприятиям разрешено списывать  в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции  малых предприятий, осваивающих  новые технологии.

К государственной поддержке  инновационной деятельности можно  также отнести финансирование НИОКР  и инновационных проектов из бюджетных  средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций  возросла необходимость привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств [19].

 

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование  инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса  научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной  политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ О науке и  государственной научно-технической  политике от 23.08.96г. (стратегия, принципы, порядок формирования государственной  научно-технической политики, место  науки и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике, правовой статус научного работника, источники  финансирования отрасли и т.д.) [6].

   Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности создать  условия для согласованного принятия  мер по стимулированию инноваций.  Субъектами инновационной политики  выступают органы государственной  власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельного хозяйственного формирования, общественных организаций, сами научные сотрудники и инноваторы. К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие: Согласование ценовой политики с принятой государственной структурой политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий путем: предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий; снятие ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставление налоговых льгот; содействие формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними [3].

   Распределение прав  и полномочий по управлению  предприятиями различного уровня  – федерального, регионального,  местного. Регулирование степени  открытости внутреннего рынка.  Государство регулирует также  международные связи в области  инновационной деятельности, при  этом оно исходит из принципов  взаимной выгоды, недопущенные дискреминации,  эквивалентная технологическая  зависимость сторон. Оно осуществляет: выбор и рационализацию приоритетных  направлений сотрудничества; финансирование  кадровых обменов; подключение  к мировым системам научно-технической  информации; включение в мировое  технологическое пространство путем  введения в стране международных  стандартов и норм; поддержка  международных контактов малого  и среднего инновационного бизнеса;  государственное стимулирование  зарубежных инвестиций в инновационную  сферу и аналогичных вложений  отечественных инвесторов за  границей; зарубежное патентование  за государственный счет; закупка  зарубежной научно-технической литературы  и т.д. [17].

   Правительством РФ  принята Комплексная программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций, чтобы привлечь  их для освоения передовых  научно-технических достижений. В  систему государственного регулирования  входит также экспортный контроль, направленные на предотвращение  утечки из страны инновационных  разработок и в первую очередь  технологий двойного назначения  в страны, где их использование  может нанести ущерб безопасности  экспортера и мирового сообщества [20].

    К основным  внебюджетным формам относят:  государственная правовая защита  и поддержка инноваторов, особенно  малого предпринимательства; создание  государством налоговых, кредитных,  таможенных, амортизационных, арендных  льгот инноваторам; включение  без финансирования внебюджетных  инновационных проектов в комплексные  федеральные инновации инвестиционной  программы; государственное научно-методическое  обеспечение инновационного менеджмента  госстандартами, методическими инструкциями, положениями и другими документами;  государственное обеспечение инновационной  деятельности информацией; проведение  государственной протекционисткой  политики во внешнеэкономической  деятельности инноваторов; оказание  государством помощи инноваторам  в проведении сертификации, маркетинговых  исследований, рекламы и сбыта  новой продукции; государственная  поддержка инноваторам в осуществлении  ремонта сложной техники; создание  системы федеральных внебюджетных  фондов и осуществление учета  и контроля расходования этих  средств и т.д. [15].

 

 

 

 

2.2 Государственно-частное партнерство в инновационных системах

 

Система государственно-частного партнерства в инновационном бизнесе России является механизмом, который заместил государственную технологическую политику в условиях плановой экономики и формирует связи между исследователями и бизнесом. При этом ученые более свободны в выборе направлений исследований, формировании команды, проекты проходят всестороннюю экспертизу, чтобы снизить риски потери финансовых средств, что в свою очередь, является одним из главных аргументов в привлечении крупного бизнеса в систему государственно-частного партнерства. Учет опыта российской науки, широкие связи с мировой наукой, понимание необходимости технологического развития российской экономики и его поддержка на высших уровнях власти страны позволят России уверенно ответить на современные технологические вызовы.

Одна из важнейших задач  модернизации и  диверсификации российской  экономики состоит в развитии ее  инфраструктурных основ. Отставание инфраструктуры  является серьезным  препятствием для перехода к инновационной модели    развития.

Формирование ГЧП в  инновационной сфере как комплекса  объективных взаимосвязей и взаимоотношений  между властью и бизнесом должно основываться на определенных методологических принципах [1].

Во-первых, содержание ГЧП  должно быть адекватно сути и целям  социально-экономического развития страны и ее субъектов, которые и будут  определять конкретные формы и структуру  взаимодействия государства и бизнеса.

Во-вторых, должен соблюдаться  принцип экономического равноправия  и ответственности: все участники  реализации инновационных проектов в рамках ГЧП имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Важным является также определение ответственности и обязанностей участников такого партнерства.

В-третьих, необходим оптимальный  учет интересов: системные решения  при государственно-частном партнерстве  должны приниматься с учетом всего  комплекса интересов всех участвующих в нем сторон.

В-четвертых, необходима концентрация различных ресурсов и их источников за счет партнерства власти с бизнесом по приоритетным направлениям реализации инновационных проектов. При этом критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения  максимального  синергетического эффекта (социального, экономического, инвестиционного).

В-пятых, государственно-частное  партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач  развития национальной экономики и  ее регионов. Оно не может и не должно быть простой суммой разрозненных и невзаимосвязанных действий его участников.

Для обеспечения возможности  реализации этих принципов должны быть созданы институциональные условия  развития ГЧП в инновационной  сфере. В рамках ГЧП государство  не только берет на себя часть риска  и инвестирует существенные средства в новые проекты. Главное его  предназначение – создание общеэкономических  условий, определяющих развитие инновационной  деятельности.  Государство должно устранять системные недостатки, препятствующие инновационному развитию, а также создавать стимулы  для развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов [14].

 

 

 

Этапы формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной  сфере

Этап  становления

Позиция государства в отношении ГЧП  в инновационной сфере

Основные  инструменты воздействия государства  на инновационную деятельность в рамках ГЧП

Характеристика  ГЧП

1-й этап –

конец XIX –

начало XX века

Политика невмешательства

Развитие инновационной  деятельности - удел частного сектора

«Предпринимательская» концепция

2-й этап –

1920-1930-е годы - середина XX века

Формирование

институтов

развития

Развитие системы  образования, научных школ, акцент на развитии фундаментальных исследований, финансирование исследований преимущественно военно-стратегического значения

Отсутствие партнерства, параллельное развитие инновационной деятельности в частном бизнесе (преимущественно прикладной характер исследований) и госсекторе (преимущественно фундаментальный характер исследований)

       

3-й этап –

1950-е –

начало 1970-х

годов

Регулирование

Использование механизмов прямого (государственные субсидии) и косвенного (льготное кредитование, налоговые льготы и др.) регулирования

Основы государственно- частного партнерства

       

4-й этап –

1970-е –

конец 1990-х

годов

Координация

усилий

Развитие нормативной  базы в области инноваций. Создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса

Инновационная политика - одно из центральных направлений госрегулирования.

Формирование альянса  и стабильный характер партнерских  отношений государства и частного бизнеса в инновационной сфере

       

5-й этап –

конец 1990-х

годов –

наше время

Лидерство

Определение стратегических приоритетов развития. Формирование инновационной идеологии

Стратегический  альянс государства и бизнеса в формировании приоритетов развития и реализации инновационной политики


 

Информация о работе Инновационный менеджмент