Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:33, контрольная работа
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Многообразие инновационных процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.
Введение…………………………………………………………………...2
1. Инновация: понятие, содержание, классификация……………………..3
2. Инновационный процесс как динамическая система…………………..8
3. Анализ развития инновационных процессов как условия выбора стратегии…………………………………………………………………..10
4. Организация осуществления инноваций…………...………………...…12
5. Влияние инноваций на организационное поведение…………………...14
6. Внедрение инноваций в сферу производства услуг……………...…….21
7. Рекомендации пол внедрению инноваций в организации………….….25
Заключение………………………………………………………….…….28
Список литературы…………………………………………………….....31
В определенный момент человек входит в стадию легитимации - это период, когда индивид ищет поддержку действию, на которое решается. У работников организации этот период наступает после того, как они взвесили все «за» и «против» участия или отказа в инновационном процессе. В этот период сотрудник наблюдает за поведением других людей и ищет одобрения своего потенциального решения со стороны своей референтной группы. Важная составляющая процесса обретения легитимности - интеракция, недостаточность которой служит источником сопротивления. Такое поведение связывается с феноменом зависимости, когда индивид не может обойтись без поддержки других людей - как это было в детстве в его отношениях с родителями.
В целом, причины сопротивления можно классифицировать как: технические, политические и культурологические.
Технические: отсутствие ресурсов и коммуникаций для осуществления инноваций, внутренняя разобщенность организации, неизвестный результат или страх перед неизвестностью, отсутствие планов, неясность целей, отсутствие лидеров, снижающиеся издержки.
Политические: угроза влиятельным статусам, изменение содержания процесса принятия решений, изменение форм властного воздействия.
Культурологические: влияние прежних ценностей, возврат к традициям, действие нормативного контроля.
Подводя итоги данной части, хотелось бы обобщить и выделить факторы в поведении сотрудников, блокирующие и поддерживающие новаторство. Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержку со стороны высшего руководства; ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками. К факторам, блокирующим новаторство, обычно относят: недоверия менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям и необходимость множества согласований по ним; незамедлительную критику и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений и кулуарное принятие решений по ним; контроль за каждым шагом новатора; передачу нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Конечно, инновации оказывают влияние не только на сотрудников предприятия, но также и на руководство организации. Опытный руководитель осознает необходимость нововведений для своего бизнеса, но, принимая решение об инновационном проекте, он опасается негативной реакции на данное решение со стороны своего персонала. Для того чтобы успешно воплотить проект необходимы ряд мероприятий, и новые принципы управления, позволившие бы сотрудникам воспринять нововведение и направить все свои усилия на его осуществление.
6. Внедрение инноваций в сфере производства услуг.
Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.
В последние годы благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие доходы от экспорта позволяли белорусским предприятиям развиваться за счет собственных ресурсов и банковских кредитов. Однако благоприятный период для нашей страны заканчивается, и перед многими предприятиями в ближайшем будущем вновь возникнет проблема поиска финансовых средств. В этих условиях, пожалуй, единственным способом сохранить высокие темпы развития является привлечение прямых инвестиций. Подобные инвестиции чрезвычайно выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления.
Но не стоит и забывать про затраты на приобретение новых технологий, используемых для реализации технологических инноваций, включая затраты на приобретение как патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), так и беспатентных лицензий, “ноу-хау", новых технологий в разукомплектованном виде, а также товарных знаков, других инжиниринговых, консалтинговых услуг (исключая исследования и разработки), приобретенных от других организаций, физических лиц, относящихся к выполнению технологических инноваций.
“Ноу-хау” - техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая действительную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.
Инжиниринговые услуги включают инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению процесса производства и передачи продукции (проведение предпроектных работ, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии на стадии внедрения инноваций, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах и тому подобное).
Так же возникает вопрос по затратам на производственное проектирование, другие виды работ, связанных с подготовкой производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи). Производственные проектно-конструкторские работы связаны с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новой продукции. В промышленности их содержанием может быть проектирование промышленного объекта (образца), связанное с подготовкой производства новых продуктов, другие проектно-конструкторские работы, нацеленные на определенные производственные процессы и методы, технические спецификации, эксплуатационные особенности (свойства), необходимые для производства технологически новых продуктов и осуществления новых процессов.
В отраслях сферы услуг подготовка к внедрению новых услуг или методов их производства охватывает деятельность, нацеленную на конкретные процедуры (процессы, методы), спецификации и эксплуатационные особенности и свойства (включая заключительные испытания), необходимые для внедрения инноваций.
В состав затрат включаются также затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций). В их состав входят затраты на:
При внедрении инноваций необходимо и не забывать о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с внедрением технологических инноваций (производством новых продуктов, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или существенно усовершенствованных видов услуг или методов их производства). Затраты на обучение и подготовку персонала могут включать использование услуг других организаций и затраты на обучение и подготовку в самой организации (в том числе без отрыва от производства).
Так же присущи затраты, связанные с маркетингом или рыночным внедрением инноваций.
Так что прежде чем ввести какую либо новую идею надо не забывать про "тернистый путь", который следует пройти этой разработке. И не стоит забывать про те затраты, которые будит нести организация или предприятие которое пытается продвинуть свою инновационную идею. Вопрос в том, как преподнести данный инновационный объект, необходимо оценить значимость различных источников информации, используемой организацией для формирования собственной инновационной политики, подготовки решений, связанных с разработкой и внедрением инноваций.
К источникам информации можно отнести: сотрудничество с пользователями продукции или организации, сотрудничество с субподрядчиками (поставщиками материалов, оборудования, комплектующих), сотрудничество с консалтинговыми и информационными службами, сотрудничество с другими организациями, государственные контракты, программы поддержки инноваций, сотрудничество с научными организациями, информация о деятельности конкурентов, научная или техническая литература, патенты.
Что же должно являться предметом планирования инновационной деятельности? Планирование в широком смысле этого слова - это задание целей любой системе или подсистеме. Целью функционирования предприятия в условиях рыночных отношений является, как известно, получение прибыли. Планирование любого из аспектов деятельности предприятия должно быть направлено на достижение этой цели. Поэтому планирование инновационной деятельности предприятия не может и не должно сводиться к выполнению директивных установок по этому вопросу, а должно быть направлено, прежде всего, на решение конкретных задач общей и функциональных стратегий предприятия в плановом периоде для обеспечения других параметров его развития. Поскольку деятельность любого предприятия многоплановая, то предметом планирования инноваций должны быть различные аспекты его деятельности с единой целевой ориентацией. Конкретное же содержание плана инноваций на предприятиях будет различным в зависимости от принятых стратегий развития, имеющихся резервов и финансовых возможностей. Вместе с тем можно выделить типовую структуру плана инновационной деятельности предприятий. К ее основным разделам можно отнести:
Эффективное инновационное развитие предприятий предполагает также участие в этом процессе государства. Его органы могут и должны, используя различные (прежде всего экономические) методы, управлять инновационной деятельностью предприятий. Возможно, особенно на стадии становления и развития рыночных отношений, доведение до предприятий директивных заданий по инновационной деятельности. Для осуществления контроля за их выполнением они могут быть выделены в виде дополнительных разделов или подразделов в приведенной выше структуре плана инновационной деятельности. Например, к числу таких направлений инновационного развития в настоящее время можно отнести импортозамещение, повышение качества выпускаемой продукции, энергосбережение, реструктуризацию и др. То есть представленную выше структуру плана инновационной деятельности следует рассматривать как рекомендации. Каждое предприятие может самостоятельно осуществлять группировку направлений инновационной деятельности исходя из принятой стратегии развития и конкретных задач по ее реализации в плановом периоде, но при этом должны быть учтены требования статистической отчетности и возможности контроля по параметрам, носящим директивный характер.
Не менее важным вопросом планирования инновационной деятельности предприятий является организация разработки планов. Наиболее эффективной представляется следующая организация планирования инновационной деятельности. Для разработки плана в рамках принятой на предприятии структуры управления создаются общезаводская комиссия и комиссии в структурных подразделениях. Общезаводскую комиссию возглавляет главный инженер (поскольку инновационные мероприятия в преобладающей части носят технический характер), а работой комиссий структурных подразделений руководят начальники цехов и отделов.
Общезаводская комиссия состоит из начальников функциональных служб предприятия, начальников цехов, представителей общественных организаций. Ее основными функциями являются:
Информация о работе Инновационный процесс как динамическая система