Интегрированные Системы Управления Предприятием (ИСУП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 06:39, курсовая работа

Описание

За репутацией все интеграторы следят. У нас небольшая компания, и мне невыгодно внедрять проекты, которые не принесут людям денег или не будут эффективны. В чем же дело? Есть стойкое предубеждение против внедрения IT-технологий. Когда предлагаешь клиентам инструмент, который может решить их проблему, они говорят: у нас и без этого бизнес идет. В России мало рынков, на которых есть жесткая конкуренция. Там, где она есть, например среди сотовых операторов, вопроса о том, зачем нужны технологии, не возникает.

Содержание

1.Теоретические и практические указания по внедрению…………………..1
2.Методы контроля расходов на IT и получение гарантированного уровня сервиса……………………………………………………………………………..5
3.Методологии оценки IT. Выбор наилучшего варианта…………………….5
4.Динамика рынка ИТ услуг…………………………………………………..10
4.Внедрение на предприятии Интегрированной Системы Управления Предприятием (ИСУП)………………………………………………………....13
5. Проблемы и их решения…………………………………………………..…15
Выводы…………………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

информационный менеджмент.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

Чисто практически это делается так. Организуется рабочая группа по оценке эффективности IT-проекта, предлагаемого к внедрению. Такая группа должна состоять из сотрудников IT-служб, бизнес- и риск-менеджеров. Она вырабатывает 10 главных факторов, определяющих потенциальную эффективность предлагаемого проекта. Затем происходит оценка относительной значимости каждого из факторов для основных бизнес-процессов («плюсы») и оценка риска по каждому из факторов («минусы»).

Результатом процесса оценки будет рейтинг проекта  с точки зрения его важности для основных бизнес-процессов предприятия. В случае применения методики IE к портфелю проектов или при выборе вариантов реализации того или иного проекта сравнение IE-рейтингов даст возможность объективного выбора лучшего из вариантов.

Система показателей IT (Balanced IT Scorecard, BITS) служит развитием методики BSC в сторону большей применимости для компаний, ключевые бизнес-процессы которых зависят от информационных технологий.

Фактически, единственным изменением в данной методике, по сравнению с BSC, является дополнительная формализация показателей эффективности анализируемого процесса. В качестве таких показателей методика BITS рекомендует использовать следующие четыре:

  • помощь в развитии бизнеса компании;
  • повышение уровня сервиса, как для внутренних, так и для внешних потребителей;
  • повышение качества принятия решений;
  • повышение производительности труда.

Спектр применения методики BITS практически совпадает с таковым для BSC. Возможно, наиболее эффективным образом методика BITS может быть применена для анализа деятельности сервисной IT-службы предприятия.

В данной статье приведен далеко не полный обзор методик  оценки IT, каждая из которых востребована, развивается и совершенствуется рабочими группами и комитетами, в  которые входят эксперты в области финансов, управления и IT. Эти методики содержат эффективные алгоритмы, разработанные на основе лучших практик менеджмента. Применение этих алгоритмов позволяет согласовать IT-проекты с бизнес-целями предприятия.

Оценивать экономическую целесообразность IT-проектов можно и нужно. Какие при этом использовать методики будет зависить от индивидуальных особенностей предприятия, квалификации управленцев и так далее.  

4. Динамика рынка ИТ услуг.

Параметры исследования следующие. Метод проведения — онлайн-анкетирование на портале GlobalCIO и на конференциях ИТ-директоров. Объем выборки — 237 анкет. Общий оборот/выручка компаний, принявших участие в исследовании 2010 года — более 53 млрд. долл. Общий объем ИТ-бюджетов участников исследования — около 500 млн. долл. В исследовании участвовало 40 крупных компаний и еще 35 предприятий, которых можно отнести к средне-крупным. Эти 75 крупных и средне-крупных компаний

имеют ИТ-бюджет более 400 млн. долл. Остальные 162 компании можно отнести к SMB-сегменту.

Одной из целей было исследование роста ИТ-бюджетов российских компаний в 2010 году. На диаграмме показаны данные по ИТ-бюджетам российских компаний (в % от выручки/оборота компании), полученные в ходе наших исследований в 2008, 2009 и 2010 годах, а также среднемировой показатель (данные Gartner).  

Размер ИТ-бюджета (в % от выручки/оборота компании) российских компаний в 2008, 2009 и 2010 годах и среднемировой показатель, в разрезе по размерам компаний.

По данным, которые предоставили нам наши уважаемые ИТ-директора выводы, увы, неутешительные:

1. В относительном показателе средний ИТ-бюджет в 2010 году составил около 0.87% от выручки/оборота компании. В 2009 году он был немного ниже — около 0.8%.

2. ИТ-бюджеты  российских компаний показали  в 2010 году крайне слабый рост относительно выручки/оборотов компаний от 5%, до максимум 10%.

3. Это как минимум вдвое меньше, чем прогноз IDC («в 2010 году расходы на ИТ увеличатся на 17,3% по сравнению с предыдущим годом»). То есть имеет место значительное различие перспектив развития ИТ-рынка.

Еще один показатель, по которому можно сравнить размеры ИТ-бюджетов российских и мировых компаний — ИТ-бюджет, приходящийся на одного сотрудника компании. Мы совместили на диаграмме данные по ИТ-бюджетам российских компаний, полученные в ходе наших исследований в 2008, 2009 и 2010 годах, а также среднемировой показатель (данные Gartner).

Размер ИТ-бюджета (в тыс. долл., приходящихся на одного сотрудника компании) российских компаний в 2008, 2009 и 2010 годах и среднемировой показатель, в разрезе по размерам компаний.

И по этому показателю мы видим ту же неутешительную ситуацию.

1. Средний ИТ-бюджет, приходящийся на одного сотрудника компании, в 2010 году составил около 1,6 тыс. долл. Падение средних ИТ-бюджетов, приходящихся на одного сотрудника компании, в 2010 году по сравнению с докризисным уровнем составило около 40% (средний ИТ-бюджет, приходящийся на одного сотрудника в 2008 году был около 2,7 тыс. долл.).

2. По размеру ИТ-бюджета, приходящегося на одного сотрудника компании, в 2010 году роста либо нет, либо он крайне слабый — на уровне погрешности.

3. И по этому показателю зафиксирован в 2010 году вдвое меньший рост размеров ИТ-бюджетов, чем прогнозируемый IDC («в 2010 году расходы на ИТ увеличатся на 17,3% по сравнению с предыдущим годом»).

С одной стороны такое расхождение в прогнозах понятно — IDC использует принципиально другой источник информации — данные поставщиков ИТ-услуг и крупных вендоров. Тогда как выводы GlobalCIO основаны на прямом опросе заказчиков ИТ-систем. С другой стороны, столь большая разница в прогнозах вызывает вопросы.

5. Внедрение на предприятии Интегрированной Системы Управления Предприятием (ИСУП).

Организация о  которой в дальнейшем пойдет речь - крупный территориально распределенный государственный научно-исследовательский институт, насчитывающий более 3500 сотрудников, основанный в 50-х годах XX-го столетия с богатой историей, сложившейся организационной структурой, методами и средствами работы.

Предприятие является одним из ведущих в своей отрасли, оснащено современным исследовательским, производственным, технологическим и испытательным оборудованием, позволяющим выполнять работы по изготовлению и исследованию разрабатываемых изделий. Но программное обеспечение систем управления предприятием оставляло желать лучшего.

В основном, оно  было разработано в 70-е годы прошлого века и не отвечало современным нормам и требованиям. Все функционировало  на ЕС ЭВМ. Оборудование занимало огромные площади. На получение требуемой  отчетности уходило огромное количество времени. Система хранила лишь некоторую часть требуемой для работы информации, часто сбоила и отказывала. Не говоря уже о том, что операторами являлись сотрудники, возраст которых был близок к пенсионному или уже перешагнул этот рубеж. Для быстрого решения локальных задач приобреталось различное недорогое программное обеспечение, что еще больше усугубляло ситуацию, приводило к полной неразберихе, потере данных и времени. Безусловно, необходимо было навести порядок, создать единое информационное пространство в рамках предприятия.

В связи с  этим, высшим руководством было принято  решение о внедрении на предприятии  Интегрированной Системы Управления Предприятием (ИСУП). Очень важно  при принятии такого решения кто  является его инициатором, кто делает первый шаг. В нашем случае это было высшее руководство, а если быть более точным, непосредственно директор предприятия. Он оказался достаточно «продвинутым» руководителем, с интересом и пониманием относящимся к различного рода инновациям. Он занимался мониторингом проекта внедрения ИСУП, проводил регулярные совещания и был в курсе всех значительных мероприятий по проекту.

Если во внедрении  систем большого масштаба заинтересовано руководство, то это во многом определяет успешность проекта. Если же инициатива идет исключительно снизу, а у руководства нет на это времени, то даже если решение о запуске проекта принято, он будет продвигаться с большими проблемами и может быть вообще не завершен.

Интегрированная система управления предприятием (ИСУП)

Интегрированная система управления предприятием – это набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятия - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, ведение хозяйственной деятельности. Также ИСУП - это централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структурных единиц предприятия.

Таким образом, если организация имеет многоуровневую систему управления и включает в  себя несколько территориально распределенных подразделений или филиалов, то управлять, а главное быстро и своевременно принимать верные управленческие решения, достаточно сложно, это занимает много времени и сил. Поэтому, предприятию необходима система, помогающая в решении подобных задач. Такой системой является – Интегрированная Система Управления Предприятием (ИСУП). В ИСУП формируется информация для принятия управленческих решений, ведения финансово-хозяйственной деятельности. ИСУП стимулирует оптимизацию бизнес-процессов предприятия, способствует увеличению эффективности работы подразделений организации, создав единое, оперативно контролируемое информационное пространство.

ИСУП  или КИС

Как правило, принято  считать, что ИСУП и КИС (Корпоративная  Информационная Система) это практически одно и тоже. Это не так. Я полагаю, что ИСУП - это основа КИС, по сути дела фундамент. ИСУП – это универсальное решение без учета специфических особенностей какого-либо предприятия или отрасли, набор функциональных блоков и модулей. КИС – это решение, направленное на конкретного заказчика, т.е. уникальное.

Построение КИС  начинается с внедрения ИСУП. Только когда ИСУП охватит все внутренние и внешние сферы деятельности конкретного предприятия, осуществит полную настройку на его специфику, отработает все механизмы взаимодействия, добавит средства поддержки принятия решений, можно будет говорить о том, что КИС сформирована.

Путь от ИСУП к КИС достаточно сложен. Приобретается  и положительный, и, что важно, отрицательный  опыт. Предприятия, которые прошли этот путь до конца, действительно, получают дивиденды по многим направлениям (повышение эффективности управления, сокращение издержек, построение оптимальной структуры, повышение квалификации сотрудников, как результат улучшение деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности).

Очень важным фактором, влияющим на продолжительность пути от ИСУП к КИС, является выбор компании-разработчика и поставщика ИСУП.

Выбор ИСУП

На рынке существуют десятки решений в области  автоматизации деятельности предприятия. Наиболее известные: BAAN, SAP R/3, Oracle Applications. В России самыми популярными являются: SAP R/3 и Галактика.

Руководство предприятия  решило, что покупать нужно систему, находящуюся в среднем или  нижнем ценовом сегменте рынка, разработчик  которой предоставил бы программный код для возможности дальнейшего развития системы силами своего IT-подразделения.

Как правильно  выбрать ИСУП, описано во множестве  статей. Все, кто сталкивается с этой проблемой, читают их и делают выбор  по-своему. Наше предприятие не было исключением. Мы не проводили тщательной оценки предложений, не делали их SWOT-анализ. Одна из компаний-разработчиков ИСУП была особенно настойчива, заявляла, что в их системе все функциональные блоки и модули работают без проблем, а то что дополнительно необходимо нашему предприятию, будет реализовано в течении полугода. Мы оказались очень доверчивыми. В результате приобрели «сырое» решение, на устранение ошибок и доработку которого, ушло колоссальное количество времени. Поэтому, заявляю ответственно: организуйте презентации рассматриваемых решений, не торопитесь принимать какое-либо предложение, соберите как можно больше информации, проведите тендер, проанализируйте все риски! Выбирайте не программный продукт, а комплексное решение.

Если есть возможность, заключите договор на обследование вашего предприятия консалтинговой компанией, по результатам которого, будут построены модели бизнес-процессов предприятия «как есть» и «как должно быть». Проанализировав эти модели, будет легче выбрать ИСУП. В свое время мы подумали, что это пустая трата денег и нам это не нужно. Впоследствии об этом не раз пожалели. В итоге затратили больше и денег, и времени.

Также будет  полезным, связаться с предприятиями, на которых уже осуществляется внедрение  рассматриваемых систем.

5. Проблемы  и их  решения.

После долгих и  мучительных процедур устранения ошибок, доработки и настройки приобретенной  нами системы, мы все-таки приступили к  ее внедрению. Была создана рабочая  группа в состав которой, вошло большинство  сотрудников IT-отдела (10 человек) и по два-три «продвинутых» специалиста от каждого направления, задействованного во внедрении.

Информация о работе Интегрированные Системы Управления Предприятием (ИСУП)